Как изменилась Москва за 8 лет: плохое и хорошее
Недавно в Яндекс-панорамах появились слои 2015, 2012 и кое-где даже 2010 годов. Теперь очень легко сравнить, как изменилась Москва за последние годы. Сразу видно, где стало лучше, а где хуже. Причём в обоих случаях набралось довольно много примеров. Самое очевидное, конечно, изменения по программе «Моя улица», но гораздо больше менее растиражированных примеров, часто коснувшиеся отдельных кварталов, домов, или даже деталей фасадов.
Прогуляться по Москве разных лет и посмотреть важные изменения —>
Обычно чтобы проиллюстрировать изменения за последние несколько лет, показывают Маросейку:
Об этом уже много раз писалось и мысль одна и та же: жуткий хаос из безвкусной рекламы, растяжек, проводов и парковки превратился в нормальную улицу. Даже Собянин в своём личном блоге назвал Маросейку своей любимой улицей города. Она изменилась в лучшую сторону ярче всего.
Хохловская площадь в 2012 г. – жуткая дыра, заросший котлован, в котором ждал своего часа фундамент стены Белого города. Забор облепленный рекламой и афишами – типичный свидетель уже прошлых лет. Теперь же новая городская достопримечательность – остатки стены можно увидеть вблизи. Пожалуй, одно из лучших мест города, появившихся в результате реализации программы «Моя улица» в 2017 году.
Триумфальная площадь – ещё один пример, когда неуютный пустырь превратился в хорошее общественное пространство:
Следующий хороший пример – Арма, бывший газовый завод, основанный в 1865 году. Ещё 7 лет назад загаженная выведенная промзона со сдаваемыми в аренду площадями: КПП, ржавые пристройки, мусор, кондиционеры, паутины из проводов по фасадам, советская покраска, белые стеклопакеты и т д.
После недавней реконструкции всё это превратилось в прекрасное общественное пространство. Теперь уже не стыдно сюда заводить экскурсии и рассказывать об истории газового завода. А ещё, кстати, Арма стала одним из самых популярных в Москве мест для модных фотосессий. Наверняка видели много фотографий оттуда в Инстаграмах всех московских блогеров. На Яндекс-панорамах видны только внешние корпуса со стороны Нижнего Сусального переулка (бывшие конторские здания и жильё для рабочих, архитектор Дмитриев, 1865 г.). Тем не менее, и по ним хорошо видны изменения, прежде всего – очистка фасадов от краски и благоустройство среды.
Похожая ситуация и на Садовнической улице в районе метро «Павелецкая»:
Ещё один пример качественного редевелопмента промышленных территорий – бывший винный склад водочного короля Смирнова (Садовническая улица, 55). Про самые красивые промзоны Москвы мы, кстати, делали отдельную публикацию. Здание, построенное в 1889 году архитектором Воскресенским, строилось в «кирпичном» стиле — никакой лепнины, весь декор выложен кирпичом. Это шедевр промышленной архитектуры, и, тем не менее, он был испоганен советской покраской. В те времена здесь находился завод шампанских вин. В 2000-е производство перевели, сюда въехали офисы, а деревянные окна заменили на белые стеклопакеты. Теперь здесь лофт-апартаменты Wine House. Фасады старого здания складов отреставрировали, как и в Арме, почистили пескоструем и восстановили рисунок изначальных окон. Идеальный вариант – когда при реконструкции дома либо восстанавливают деревянные окна, либо ставят стеклопакеты с деревянными внешними рамами, или чуть хуже, но более менее приемлемо – пластиковые окна чёрного или коричневого цвета, повторяющие прежний рисунок оконных рам.
Но увы, такое происходит далеко не со всеми зданиями в Москве. Пример с Wine House скорее штучный, чем массовый, такие вещи происходят обычно только в крупных и дорогих проектах реконструкции территорий. Гораздо чаще можно наблюдать просто ремонт, который оборачивается кошмаром для старого дома. Утрата подлинных деталей всё ещё остаётся большой проблемой в историческом центре Москвы. Это массово происходило в советское время, активно продолжается и в настоящее время. С 90-х годов меняли подлинные деревянные двери на металлические, а с 2000-х — деревянные окна на стеклопакеты.
Очень частая ситуация — вместо деревянных рам лепят убогие стеклопакеты, откровенно портящие вид старого здания. Яркий пример – доходный дом начала ХХ века на Крутицкой улице. Причём, и дверь подлинная сохранялась ещё совсем недавно! Теперь вместо неё безликая «железяка». Кстати, до 1960-х — 70-х годов дом оставался неокрашенным, краснокирпичным. Но, увы, никто пока не думает его очищать от краски.
Во время плановых городских ремонтов последнее время дома очень любят перекрашивать в яркие кислотные цвета. Например, как на углу Трубной улицы и Последнего переулка:
Был отличный сдержанный цвет. Дом смотрелся очень колоритно, а теперь – «вырви глаз». Ещё и милые ставни (пусть и качественный новодел) зачем-то оторвали.
Из той же серии на Пятницкой улице. Дом превратился в торт на провинциальной свадьбе.
При этом Пятницкая улица, в целом, стала выглядеть гораздо приличнее после реконструкции:
Есть очень хорошие примеры возвращения зданий к изначальному виду:
Это бывший доходный дом крестьянина Лоськова в Мансуровском переулке. Сейчас здесь посольство Сирии. Дом спроектировал архитектор Александр Зеленко, который славился безумными и интересными проектами, много использовал грубую фактуру, мотивы «северного» модерна. Декор фасадов ободрали в советское время, и дом стал гораздо более скучным. К большому удивлению, несколько лет назад полностью восстановили декор фасада и фактуры по изначальному проекту Зеленко. Даже ограду вдоль переулка. Очень удачный пример. Увы, пока что так делают крайне редко.
Одновременно с этим происходит и настоящее варварство:
Милый особнячок начала XIX века на Большой Полянке, который уже был реконструирован в начале 2010-х годов. Но новые владельцы посчитали, что для их магазина старые окна маловаты.
Но если всё, что показано выше — поддаётся исправлению, то многие вещи уже не вернуть. Одна из самых серьёзных утрат за последние годы – комплекс доходных домов Привалова на Садовнической улице. Там стояло три добротных доходных дома авторства архитектора Нирнзее. В одном из них читал стихи Есенин, а в другом в подъездных окнах сохранялись уникальные стеклоблоки системы Густава Фальконье:
Два дома во дворе снесли полностью, а от того, что стоял вдоль улицы — оставили одну фасадную стены. Стеклоблоки выбили. В проекте на их месте обычные стеклопакеты.
Но иногда снос и новое строительство только на пользу городу. Например, в Курсовом переулке стоял унылый советский домик конца 1950-х годов:
Тот домик снесли, и на его месте появился неплохой пример современной архитектуры (проект арх. бюро Цимайло & Ляшенко).
При этом буквально в 50 метрах от этого места, в Пожарском переулке уничтожили действительно ценные дома, один из которых имел очень красивый фасад начала ХХ века:
Бывает, что пытаются восстановить снесённую ранее застройку. Например, опять же на Садовнической улице:
С этими домами долгая история. Комплекс доходных домов Бахрушиных – это четыре больших здания, формирующих квартал между Садовническими улицей, переулком и набережной. С 2000-х заброшены, в 2009 во время нелегальной реконструкции часть фасада одного из домов рухнула, убив трёх рабочих. В итоге решили весь комплекс домов снести под предлогом того, что они опасны и могут в любой момент развалиться. В 2010 году дома снесли, и долгое время их место пустовало, превратилось в парковку. Единственный плюс – торец соседнего дома украсило интересное граффити. И только через 6 лет после сноса построили новые дома, частично повторяющие фасады прежних зданий. Хоть и видно, что новоделы, но, в целом, неплохо.
Отдельная история – реконструкция зданий. Например, фабрика-кухня 1931 года на Новокузнецкой улице, которая в результате поздних перестроек полностью потеряла свой изначальный облик, и к 2012 году выглядела, как бесформенный сарай, набитый пластиковыми окнами:
Здание реконструировали по проекту Kleinewelt architekten, получилось замечательно – этакое современное переосмысление конструктивизма.
Ещё похожие примеры:
Откровенно безликое здание в Наставническом переулке после реконструкции по проекту бюро ADM получило стильные фасады.
Похожий пример от тех же архитекторов в районе Октябрьского Поля (улица Берзарина, 12):
Но, часто случается обратное. Например, на Воронцовом поле. Имелся сдержанный модернистский фасад с кирпичной облицовкой корпусов Высшей школы экономики:
Зачем-то его обшили дешёвым керамогранитом и пластиком. Фасад стал выглядеть значительно хуже, но, видимо, инициаторы считают это «современным и удобным». Такое часто случается с позднесоветской архитектурной 1970-х — 80-х годов, с которой пока что, увы, не принято считаться. А что делать, если владелец здания позарез захотел обновить фасады? Смотрите следующий пример.
Понятно, что не все советские постройки достойны сохранения фасадов. Но даже в таких случаях есть хороший вариант — отделать здание стильным клинкерным кирпичом:
Это почти самый конец Пятницкой улицы. Чёрный клинкер сразу напоминает о немецкой, голландской или скандинавской современной архитектуре. У нас чёрного цвета пока боятся.
Показательный пример упорядочивания хаотичной рекламы и пёстрых фасадов магазинов. Неглинная улица:
Пример шикарный — деревянная облицовка сразу же переносит здание на достойный европейский уровень. Пока что это встречается довольно редко.
Иногда, бродя по переулкам, рискуешь наткнуться на совсем дикие вещи:
Улица Жуковского на Чистых прудах — милая и уютная, сохранившая очарование старой Москвы. И вот теперь её облик испорчен жуткой гробовидной мансардой. Тут даже и комментарии не нужны.
На другой чаше весов – целый ряд неплохих реставраций:
Усадьбе Куракиных на Новой Басманной вернули изначальный облик и цветовую гамму.
На той же Новой Басманной всех удивило превращение дома Шибаева в попугая:
Многие было возмутились, но это научная реставрация, и теперь фасад стал именно таким, каким он и был в середине XIX века. Удивляться не стоит, это китч того времени, псевдорусский стиль. Нефтепромышленник купец Шибаев захотел, чтобы было красиво и в стиле русской старины, а архитектор Каминский раскрасил дом в духе церквей XVII века.
Но, не везде проводится просто реставрация. Даже на самых центральных улицах Москвы могут запросто исказить облик дома до неузнаваемости. Многие помнят громкий скандал с надстройкой усадьбы Волконских на Воздвиженке – «Дома старика Болконского» из Войны и мира:
Получилось символично: напротив Военторг – самый скандальный адрес эпохи Лужкова, где взяли ценное здание в стиле модерн, полностью снесли и заменили вопиющей безвкусицей, а вот здесь усадьбу XVIII века, литературный адрес Москвы запросто надстроили на 2 этажа, превратив в грузный и непропорциональный шкаф. В этом отражение отношения к наследию – в целом, на несколько порядков лучше, чем при Лужкове, но множество проблем пока что остаётся. Усадьбу Волконских некоторые уже прозвали «Военторгом Собянина».
В некоторых местах проекты лужковской эпохи реализовывались уже после 20111 года:
Был прекрасный переулок у Патриарших, но достаточно снести одно старое здание и построить на его месте безвкусицу, и в этот переулок возвращаться уже не хочется.
Отрадно то, что ситуацию с архитектурой, в целом, явно движется в правильную сторону. Всё чаще на улицах Москвы стали появляться интересные новые здания:
Угол улиц Россолимо и Льва Толстого явно проваливался, важное место пустовало, теперь же его занял стильный трёхэтажный корпус жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Сергея Киселёва. Минималистичный фасад, кирпичная фактура, каменная отделка наличников. Всё это прекрасно. Один из лучших в Москве примеров нового оформления угла улиц.
Что ещё очень радует – это возрастание общественного интереса к истории. Команда краеведов «Вспомнить всё» во главе с Натальей Тарнавской инициировали раскрытие и восстановление целого ряда вывесок эпохи НЭПа и некоторых дореволюционных. Удачный пример краудфандинга – вывески реставрировали на народные средства, в сборе которых принимал деятельное участие и наш проект «Прогулки по Москве».
Первое – это аптека на Патриарших (Угол Малой Бронной и Спиридоньевского переулка). Сейчас это одна из нескольких аптек, сохранившихся на своих местах с царских времён. Аптеку открыли в 1910-е и закрывали лишь на очень короткий период недавно. Под поздней краской обнаружили шрифт в стиле модерн, но уже в советской орфографии, самого начала 1920-х годов. По бокам от главной вывески значится: «Централ. бюро студенческих кооперативов». Причём, с одной стороны допущена ошибка и написано: «студенТческих». Теперь это не просто аптека, а аптека уже «с фишкой».
Похожая история у Булочной на Покровке. Это самая старая булочная в Москве, открытая ещё в 1911 году.
Всё, что нужно было – снять советскую вывеску, и очистить от краски керамическую плитку. Керамика оказалась расписана аж несколькими слоями, их которых восстановили два самых очевидных. Более старый, ещё с засечками и оттенением, винтажный шрифт 1920-х годов, очень похожий по дизайну на дореволюционный, и верхний слой — более простой из 1930-х. Кроме того, там частично осталась эмблема МСПО (Московского союза потребительских обществ). Вспоминаем Булгакова и Ильфа и Петрова (Шарика и синие вывески мясных магазинов МСПО, и столовую МСПО «Прага», куда водил Лизу Киса Воробьянинов). Витрина булочной превратилась в небольшой музей артефактов, спасённых краеведом Валентином Карелиным буквально из под ковша экскаватора – утраченные деревянные детали снесённых или реконструированных зданий.
Ещё одна похожая история – в Кривоколенном переулке. Была просто серая стена:
А теперь раскрыта и восстановлена колоритная вывеска 1920-х годов. А ведь эта загадочная Заводско-техническая контора инженера Фалькевича – не что иное, как один из первых в Москве автосервисов. Фалькевич занимался ремонтом и обслуживанием автомобилей. Но, этот пример очень показателен для Москвы: в одну картинку умудрились влезть и плохое и хорошее. Восстановление вывески с Фалькевичем – несомненно чудо, но прямо под ней появились кондиционеры, испортившие фасад (заметьте, на верхней панораме их нет). Все изменения в Москве за последние годы в одном кадре.
Обидно, что часто владельцы или арендаторы исторических зданий не осознают ценности подлинных деталей. В Рахмановском переулке у бывшего здания сберегательной кассы уникальную ограду в стиле модерн (венский сецессион) авторства Иванова-Шица заменили каким-то новоделом:
А вот здесь сразу три периода, очень показательно для Москвы последних 10 лет. Улица Забелина, угол Старосадского переулка.
Ивановская горка, сердце Старой Москвы. В первом кадре – высокохудожественное граффити работы команды 310, ставшее легендарным, но потом безжалостно закрашенное коммунальщиками. А теперь уже сюда пришла «Моя улица»: появились фонари под старину, а ограда и подпорная стенка были отреставрированы.
Неподалёку появился отличный скверик посреди квартала в Спасоглинищевском переулке:
В Кривоколенном тоже стало сильно лучше:
Вместо стихийной парковки и пустыря у палат Голицыных – летнее кафе и стильная детская площадка. Хотя бывшие палаты Голицыных, которые по некоторым критериям можно считать самым старым жилым домом Москвы так и не отреставрированы (см. нашу публикацию про самые старые дома Москвы)
Нельзя не упомянуть и Крымскую набережную – один из первых качественных проектов реорганизации городских пространств:
Это лишь часть огромного количества изменений, затронувших лишь исторические районы города, а сколько этих изменений произошло в «спальных районах» с 2010 года и сосчитать сложно.
Самое главное, то что людям потихоньку становится не всё равно, за последние 8 лет медленно, но верно меняется психология как простых жителей, так и чиновников. И это не может не вселять некоторого оптимизма!
Будем следить за историей дальше!
Публикацию подготовил: Александр Иванов