В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Самые красивые промышленные здания Москвы

Auto Date Пятница, марта 31, 2017

00

Обширный пласт исторической архитектуры составляют старинные промышленные здания. Если 15-20 лет многие из этих заводов ещё работали, в начале 2000-х их стали закрывать, и стихийно превращать в офисы без какого-либо проекта.
В 2000-е такая архитектура не ценилась и, увы, ряд комплексов уничтожили. В последние годы интерес к старой промышленной архитектуре возрос, в Россию пришла популярность жилья и офисов в стиле лофт.

Сегодня мы покажем самые красивые старые промышленные здания Москвы —>

Некоторые комплексы уже обновлены по качественным проектам, в том числе и европейских архитекторов. Некоторые ждут своей очереди, в кое-где ещё идёт производство. Казалось бы, уже насосная станция-то точно не может быть красивой. А вот и нет, до революции было не важно, какое назначение у здания. Любая промышленная постройка имела своё неповторимое лицо. Во второй половине XIX века сформировался стиль промышленной эклектики. Смешались классицизм, готические и романские мотивы и элементы русской архитектуры 17 века. Почти всегда это неоштукатуренные кирпичные здания. Устоялся даже термин «кирпичный стиль», хотя по сути это дилетантское, некорректное название для архитектурного стиля. В советское время красный кирпич закрашивали, от этого здания теряли свою красоту и фактуру. К счастью, сейчас в большинстве проектов работают грамотные архитекторы и изувеченные за ХХ век постройки обретают свой изначальный облик. За последние несколько лет город получил яркие общественные пространства, позволившие оценить во всей красе дореволюционные промышленные здания. И вот уже в «Арме», «Большевике» или «фабрике Станиславского» каждый день можно наткнуться на фотосессии, все хотят себе модные аватарки на фоне промарха. И это хорошо, жители города познают и открывают красоту мест, долгое время преданных упадку и забвению.

 

1. Бадаевский пивзавод

Адрес:   Кутузовский проспект, 12
Что производили:   пиво
Кто основатель:   Трёхгорное пивоваренное товарищество – 17 пайщиков
Когда основали:   1875
Годы постройки и архитекторы зданий:
1875-76 – А.Е. Вебер,
1904-07 – Р. Клейн.
Как называлось до революции:   Трёхгорный пивоваренный завод
Как называлась в ХХ веке:
с 1916 по 1934 год – завод «Тригор»
с 1934 – Бадаевский пивоваренный завод
Названия продуктов:
Кабинетное светлое, Кульмбахское, Мёд № 1
Мартовское, Карамельное.
Когда закрыли/вывели производство:   2006
Что сейчас:   стихийные офисы, МФК «Бадаевский»

Этот завод, наверное, самое удивительное и уникальное, что в Москве сохранилось из старой промышленной застройки. Тем печальнее, что в 2016 году корпус ресторана сгорел. Но всё ещё можно спасти, потенциал этого комплекса ого-го! И мы все с нетерпением ждём его реставрации и преобразования в городское пространство.

1_1
Визитная карточка Бадаевского пивзавода – ресторан и цех экспедиции и дегустации. Архитектор Роман Клейн, 1893-96. Увы, это здание охватил мощный пожар в ночь с 20 на 21 июля 2016 года. Крыши и шпили башенок уничтожены.

История завода началась в 1875 году, когда два амбициозных предпринимателя: купец из Москвы, владелец спирто-дрожжевого завода Бенедикт Гивартовский и эксперт-пивовар с европейским образованием Альберт Кемпе – решили открыть совместный бизнес. Но горами денег они похвастаться не могли, поэтому предложили вложиться и стать пайщиками ещё 15 московским купцам, среди них
Стартовый капитал предприятия составил 1 млн. рублей.

1_1ё_1
Цех 1890 года постройки

Варить пиво на этом заводе начали 5 февраля 1876 года, а продажи стартовали 1 июля. Почему не сразу? Нужна была выдержка. Первым пивом стало «Баварское», чуть позже добавилось «Богемское».
В 1877 году завод выдал 458000 вёдер пива, в 1878 году – 500000, в 1887 году – 700000 вёдер, в 1900 году – 2500000, в 1913 году – 5000000. К началу ХХ века Бадаевский завод по объёмам производства уступал только Калинкинскому заводу в Петербурге. В 1913 году Трёхгорный завод уверенно вышел на первое место. Две трети пива, произведённого здесь, выпивала Москва.

1_2
По этой фотографии видно, насколько далеко простираются постройки завода. За советскими корпусами стоят ещё несколько огромных заводских задний начала ХХ века

Оборудование представляло собой 314 бродильных чанов (каждый из них вмещал по 2500-3000 литров), 2 паровых двигателя и механический солодорастительный аппарат.

Первый год на заводе работало 500 рабочих. Их набирали из Калужской, Рязанской, Владимирской и Минской губерний. Рабочий день длился с 5 утра до 9 вечера.

Приглашали иностранных специалистов, в основном немецких. Ведь немцы главные по пиву! В 1879 году руководить солодовней поручили германскому пивовару Генриху Купу. Он привёз из Германии автоматическую жалюзную солодовню, которая облегчила ручной труд рабочих. Но, и с ней тоже были какие-то проблемы.

В 1883 году из Германии приехал инженер-технолог А.И. Ансельм. Он умудрился проработать на заводе почти 60 лет, до 1940 года.

В 1911 из Германии пригласили профессора-пивовара Л.И. Натана, который внедрил экономный и ускоренный способ производства пива.
Развозили пиво 6 немецких автомобилей фирмы Опель.

1_4
Подлинная решётка и вензель завода на воротах со стороны Дорогомиловского вала

В 1914 году, с началом первой мировой войны введён сухой закон, и частные алкогольные заводы вынуждены были прекратить производство. Трёхгорный перепрофилировался на выпуск безалкогольных напитков, а в 1915 году пришлось производить совсем не пиво – взрывчатые вещества для снарядов и алюминиевые красители для текстиля.
При этом в 1929-30 годах, во время советской антиалкогольной кампании, Трёхгорный завод остался единственным производителем пива в Москве, Хамовнический и Шаболовский заводы закрылись.

 

1_5_1
Ворота со стороны Дорогомиловского вала, превратившегося во внутридворовый проезд

А кто же такой Бадаев? Конечно же, революционер, в честь которых часто называли заводы. После революции его направили поднимать пищевую промышленность. До конца жизни он оставался руководителем треста. По иронии судьбы, Бадаев страдал алкоголизмом.

1_7
Знаменитый рекламный плакат Трёхгорного пива автораства Маяковского и Родченко, 1925 г.

 


2. Арма

Адрес:   Нижний Сусальный переулок, 5
Что производили:    газ
с 1940-х – газовые горелки и прочее оборудование
с 1990-х – газозапорную арматуру (трубы).
Кто основатель и владелец:
с 1865 — Английское Общество освещения города Москвы текучим газом
с 1888 – Генеральное Французское и Континентальное Общество освещения
с 1905 – город.
Когда основали:    1865
Годы постройки и архитекторы зданий:
1865 – Р. Бернгард (газгольдеры), Ф. Дмитриев,
1912 – А. Рооп.
Как называлось до революции:    Завод общества освещения текучим газом
Как называлась в советское время:    Московский газовый завод, с 1990-х – Арма.
Когда закрыли/вывели производство:    2002
Что сейчас:    бизнес-центр «Арма»

Ещё в начале 2010-х годов всё выглядело ужасно. «Кишка» под Курским вокзалом, Нижний Сусальный переулок, заставленный ларьками, хаотичная старая промзона слева, с обязательным КПП, по 5 раз перекрашенными в советское время старыми корпусами, стенами, изуродованными сотнями проводов, кондиционерами , стеклопакетами и ржавыми советскими пристройками. Неискушённому в изучении промышленной архитектуры человеку не казалось, что в этом может быть что-то ценное. И действительно, при Лужкове комплексу грозило полное уничтожение. К счастью, проект отсрочили, и за него взялась архитектурная мастерская Сергея Киселёва, сохранив все старые постройки, и превратив закрытую промзону в качественное общедоступное городское пространство.

2_1
Слева – аппаратный и реторный корпуса архитектора Роопа, 1912. Вдалеке — газгольдеры 1865 года. Все здания почистили от наслоений советской краски

2_6
Так это выглядело в 1910-е годы

На бывших огородах Кобыльской слободы, недалеко от берега Яузы в 1865 году появились англичане. Английское общество освещения г. Москвы текучим газом получает концессию на строительство газового завода. Главными создателями стали английский инженер Гольдсмит и голландский предприниматель Бурье. По проекту архитектора Фёдора Дмитриева построены два конторских корпуса вдоль нижнего Сусального переулка, а по проекту Рудольфа Бернгарда – 4 круглых газгольдера, ставших символом и главной «фишкой» завода и нынешнего бизнес-парка.

Газ получали путём сухой перегонки каменного угля.

Уже 25 декабря 1865 на Кузнецком мосту опробовали несколько газовый фонарей, а через два дня первый официальный, торжественно зажгли в Кремле у Архангельского собора.
К 1868 году газовых фонарей в Москве насчитывалось более 3000. В 1910 году – 9000.

2_2
Корпуса зодчего Роопа стилизованы под романские базилики.

Первые 20 лет дела у англичан шли отлично, но потом появились помехи. На одних фонарях далеко не уедешь, а в свои дома жители проводить газ не спешили. Во-первых дорого, а во-вторых вредили конкуренты-керосинщики, распуская слухи о том, что газ вреден для здоровья. В 1888 году концессия переходит Генеральному Французскому и континентальному обществу освещения. В 1905 году срок концессии истекает и завод переходит городу. 4 млн. рублей выделены на развитие, и в 1912 году строятся шесть новых корпусов завода по проекту архитектора Роопа. Это аппаратное и реторное отделение , аммиачный завод и т.д.

2_3
Газгольдеры выкрасили в тёмно-коричневый цвет, напоминащий об Амстердаме. Вспоминаем, что один из создателей завода – голландский предприниматель.

До строительства первого газопровода Саратов-Москва в 1940-х годах этот завод – главный поставщик газа в Москве. Во время войны здесь производили ракетные сопла, с 1950-х годов – газовое оборудование – счётчики, плиты и колонки. В 1990-е – газозапорную арматуру, тогда завод и получает привычное нам название «Арма».

2_4

Каждый газгольдер был  40 метров в диаметре, 20 метров высотой и 10 метров глубиной. Внутри находился огромный металлический резервуар для хранения избыточного газа в сжиженном виде. Сейчас газгольдеры разделены перекрытиями на этажи, а из маленьких прорезей получились большие окна.

2_5
На фотографии конца 19 века хорошо видны изначальные небольшие окошки.

 

3. Фабрика Большевик

Адрес:   Ленинградский проспект, 15
Что производили:
    кондитерские изделия
Кто основатель:    француз Адольф Сиу
Когда основали:    1855
Годы постройки и архитекторы зданий:    1880-е, 1890-е – О. Дидио
Как называлось до революции:    Фабрика А. Сиу и Ко
Как называлась в советское время:    с 1924 года: фабрика «Большевик»
Названия продуктов:    бисквит «Юбилейный», шоколад «Карикатурный», шоколад «Белый генерал»
Когда закрыли/вывели производство:    2011
Что сейчас:   бизнес-центр «Большевик», офисы и жильё

Новый центр притяжения на шумном Ленинградском проспекте. И очень хороший пример реновации фабричного комплекса. Авторы проекта реконструкции – лондонское бюро John McCaslan & Partners. Теперь здесь появился ещё и музей русского импрессионизма.

3_1

В 1853 году в Москву приезжает француз Адольф Сиу. Первое время он работает в парфюмерной фирме, но амбиции не позволяют ему там остаться и через пару лет он основывает своё кондитерское производство, в доме Варгина на Тверской улице. В подвальчике двухэтажного дома Сиу открывает небольшую мастерскую по производству шоколада. Изначально в его деле работали всего 4 человека – сам Сиу, его жена, знакомый мастер и его ученик. В самом доме, витринами на оживлённую Тверскую, открылся кондитерский магазин. Адольфу очень повезло с местом, и большие объёмы продаж позволяют расширить бизнес. В 1861 году появляется парфюмерное отделение фабрики, в 1870-е в дело включается два сына основателя – Луи и Шарль. Фирма превращается в торговый дом «А. Сиу и ко», и в 1880-е строится новое здание фабрики на Петербургском шоссе.

3_2
При реконструкции очистили от советской краски красивую двухцветную кирпичную кладку

На новом месте производство открыли в 1884 году. Фабрику оборудовали по последнему слову техники – мощными паровыми, газогенераторными и нефтяными двигателями. Но самое главное – фабрика была освещена электрическим светом. В те годы это была диковинная новинка, первая городская электростанция появится только через три года, в 1887 году.
Производство разделялось на шоколадное, бисквитное, кондитерское и кофейное.

Рабочий день длился 13 часов, начинался в 7 утра и заканчивался в 8 вечера. Но устроиться сюда было не так то просто. Руководство пыталось поощрять работниц-ветеранов. Проработавшим 15 лет дарили серебряные часы, 25 лет – золотые.

3_3
Один из внутренних дворов теперь перекрыт сверху стеклом

К началу ХХ века компания имела сеть магазинов – на Тверской, Кузнецком мосту, Ильинке, Арбате и Мясницкой. А ещё – в Петербурге, Киеве и Варшаве.

В 1913 году, к 300-летию дома Романовых, фабрика выпустила легендарное печенье «Юбилейное». Тогда оно называлось чуть иначе – бисквит «Юбилейный». После этого Сиу стали поставщиками императорского величества.

3_4
Шоколад «Карикатурный». Сиу уделяли большое внимание дизайну этикеток. Вкладыши с заданиями для детей — обычное дело для этих кондитерских магнатов.

Как истинные французы, сыновья Сиу не забывали и о парфюмерном отделении. К 1900-м годам – 120 видов духов и 30-40 наименований одеколонов!

После революции фабрику национализировали и назвали «Большевик», первое время производство шло вяло, бурный рост начался уже после войны, в 1950-е – 1960-е годы.

3_5
Дореволюционная открытка с общим видом фабрики Сиу

 

4. Водочный завод Смирновых

Адрес:   Садовническая улица, 55
Что производили:    вино-водочные изделия
Кто основатель:    купец П. А. Смирнов
Когда основали:    1860
Годы постройки и архитекторы зданий:    1888-89, Н. А. Воскресенский
Как называлось до революции:   Склады Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова в Москве
Как называлась в ХХ веке:
с 1942 Московский завод шампанских вин,
с 1993 «Корнет».
Названия продуктов:  столовое вино №21 (водка), водка Нежинская рябина
Когда закрыли/вывели производство:    2012
Что сейчас:   жилой комплекс Wine House

Ещё лет пять назад это здание на Садовнической улице не вызывало особых эмоций. Ну да, старый промарх, ну да, вроде интересно. Теперь же, под брендом Wine House старинный корпус почистили от советской краски,
грамотно отреставрировали, и пройти мимо уже невозможно. Хочется сказать «вот это да!», и долго разглядывать детали этого краснокирпичного здания. Восстановили даже деревянный декор выходов на крышу.

4_1
Главный складской и производственный корпус предприятия, 1888-89, арх. Воскресенский

Купец Пётр Арсеньевич Смирнов приезжает из деревни в Москву в 1857 году. Первое время помогает в винной лавке у отца, через 3 года открывает свою, арендуя небольшой подвальчик в доме у Чугунного моста, в начале Пятницкой улицы. Сначала на него работало всего 9 человек, через 3 года их количество возросло до 25 и винный погребок превратился в небольшой водочный заводик. Уже в 1873 году продукция Смирнова была отмечена медалями и дипломами на промышленной выставке в Вене, а в 1876 году смирновская водка попала на выставку в Филадельфию, а в 1880-е годы он получает звание поставщика двора Императорского Величества. Это долгожданный знак качества, а значит Смирнов – один из лучших, если не лучший.

4_3
Сейчас в этом здании квартиры в стиле лофт

 

В 1890-е годы это была уже целая империя – 1500 рабочих на заводе, 15 винных складов, 4 типографии (для этикеток и рекламной продукции), 7 стекольных заводов для бутылок. 200 транспортных единиц для доставки алкогольной продукции. Более 400 наименований алкогольной продукции, помимо водок – различные вина, ликёры, наливки, настойки. Дом у Чугунного моста Смирнов ещё в 1870-е выкупил, надстроил и перестроил. На первом этаже располагался главный магазин фирмы Смирнова, на втором – контора, а на третьем Смирнов жил со своей семьёй. Дом у Чугунного моста становится символом смирновского бренда, и изображается на всех этикетках продукции.

4_4

Поначалу Петру Арсеньевичу приходилось конкурировать со своим дядей, Иваном Смирновым, который жил на Берсеневской набережной, и владел заводов, расположенным там же. Но племянник оказался более предприимчивым, и вскоре дядя остался далеко позади.

Пётр Арсеньевич скончался в 1898 году, на пике успеха торгового дома. Бизнес перешёл его сыновьям, Петру, Владимиру и Николаю, которые в 1903 году учредили товарищество на паях. Вскоре в деле остаётся только один Пётр. Но у сыновей не было такого предпринимательского таланта, как у отца, и фирма переживает не лучшие времена, а в 1915 году фактически перестаёт существовать из-за сухого закона.

4_5
Вид со двора

 

5. Электрозавод

Адрес:   Электрозаводская улица, 21
Что производили:    резиновые изделия (не реализовано), с 1928 – электрические лампы, трансформаторы, электронно-оптические приборы, электронно-лучевые трубки
Кто основатель: Товарищество русско-французских заводов резинового, гуттаперчивого и телеграфного производств
Когда основали:    1915
Годы постройки и архитекторы зданий:
1915-17, Г. Евланов.
1925-28 Г. С Шиханов.
1930-е
Как называлось до революции:   Завод «Проводник»
Как называлась в ХХ веке:
с 1928 — Электрозавод им. Куйбышева,
с 1939 — МЭЛЗ (Московский электроламповый завод)
Когда закрыли/вывели производство:  2000-е
Что сейчас:   комплекс сдаётся под офисы, мелкое производство, фотостудии, реп. базы и т д.

Электрозавод – из тех примеров, где в старых корпусах уже давно нет производства, но и реконструкции пока ещё не было. Т.е среда остаётся фактически промышленная, и в этом есть своё очарование.

5_1
Из-за Первой Мировой войны здание не получило шпилей, башенок и сложного готического декора, но даже в таком виде Электрозавод впечатляет. Кстати, изначально здание было на этаж ниже. На четырёх башнях сверху видны квадратные ниши – следы изначально завершения башенок.

История этого предприятия началась достаточного поздно, в 1915 году. Электрическими лампами здесь ещё не пахло. Огромное здание в псевдоготическом стиле строили в 1915-17 годах по проекту архитектора Евланова для завода «Проводник». Это товарищество русско-францзуских заводов, занимавшееся производством резиновых изделий – проводов, галош, автомобильных шин и т.д. Производство базировалось в Риге, и в Москву оно попало волей судьбы – эвакуация во время Первой Мировой.


Таким должен был стать завод Проводник по проекту Г. Евланова. Это копия подлинного чертежа, выполненная А.Н.Гундариным в 1989 году

Но резиновые изделия здесь так и не начали производить – к 1917 году здание не достроили и забросили. Вернулись на недострой только в 1925 году, к 1928 году здание было готово, правда в упрощённом виде, без сложного готического декора. Здесь разместился Электрозавод имени Куйбышева – детище ленинского плана электрефикации ГОЭРЛО. К 1932 году он производился в производственный гигант, снабжавший техникой такие объекты, как Днепрогэс, Магнитострой, Уралмаш, Горьковский автозавод, Харьковский, Сталинградский, Челябинский тракторные заводы, Саратовский комбайновый, Донбасстрой, первый электрифицированный участок Закавказской железной дороги.

Кстати, именно к Электрозаводу в 1926 году провели первую электрифицированную железнодорожную ветку в Москве. Она сохраняется до сих пор, правда контактную сеть сняли в 1980-е.

5_3
Только что открывшийся Электрозавод, 1928. На этой фотографии здание пока что на этаж ниже, чем сейчас

Во время Великой Отечественной Электрозавод, как и многие другие производственные площадки, перепрофилировался под военные нужды. Он выпускал снаряды для «Катюш», трансформаторы для заградительных сооружений, чинил танки Т-34. На фронт с завода ушли 1200 человек.

5_4
Фотография Родченко начала 1930-х годов. Здание уже надстроили. У надстройки кирпич светлее

 

6. Завод «Электролуч»

Адрес: Большая Пироговская улица, 27
Что производили:
1899-1920 – вино-водочные изделия
с 1920 – электрические светильники
Кто основатель: город
Когда основали:    1899
Годы постройки и архитекторы зданий:
1899, А. Рооп.
Как называлось до революции:   казенный винный склад № 3
Как называлась в ХХ веке:
с 1920 – завод Электросвет им. П. Н. Яблочкова
с 1973 – в составе производственных объединений «Электролуч»
Когда закрыли/вывели производство:   2006
Что сейчас:   бизнес-центр «Луч»

Этот объект можно запросто пропустить, проехав или даже продя пешком по Большой Пироговской. Только самые внимательные увидят в проёме между домами шикарный промышленный корпус. Здесь нет обширного комплекса, это всего-лишь два здания – административный корпус во стороны улицы, и основной заводской корпус во дворе в плане буквой Г.

6_1

Это одно из тех промышленных зданий, дореволюционное назначение которого сильно отличается от советского. Строились эти корпуса как казённый винный склад №3. На самом деле так называли не просто склады, а вино-водочные заводы, принадлежавшие городу. Эти склады создавались в рамках создания очередной винной монополии, идеи министра финансов Сергея Витте. Государственная монополия распространялась только на водку. Казна покупала спирт у частных винных заводов и проводила очистку на казённых винных складах, таких, как этот, на Пироговке. Потом получившаяся водка продавалась в государственных винных лавках.

В 1913 году доходы от винной монополии составляли 26% всех поступлений в российский бюджет.
6_3
Псевдороманская архитектура удивительной красоты

После революции, в 1920 году, здесь разместился завод «Электросвет им. П.Н. Яблочкова». Производили различные лампы, люстры, источники света и т.д. Самое значимое – лампы для метро, освещение залов Кремля и подсветка звёзд на кремлёвских башнях.

6_4Автор проекта реконструкции этого комплекса – лондонское архитектурное бюро Buschow Henley


7. Фабрика Станиславского

Адрес:   улица Станиславского, 21
Что производили:

кабели, провода, проволоки
Кто основатель:   купцы Алексеевы
Когда основали:   1850-е
Годы постройки и архитекторы зданий:
1905-12, инженер Т. Алексеенко-Сербин
Как называлось до революции:
золотоканительная фабрика Алексеевых,
с 1890-х – фабрика Товарищества «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин
Как называлась в ХХ веке:
завод «Электропровод»,
Когда закрыли/вывели производство:   1990-е
Что сейчас:   бизнес-центр «Фабрика Станиславского», Студия Театрального Искусства

В уютных старинных переулках Таганки скрывается один из лучших примеров редевелопмента старых промышленных территорий. Место очень приятное, здания отреставрированы очень удачно, дизайн среды на высоте, и даже новые жилые дома, возведённые на соседней территории – идеальный пример вписывания современной архитектуры в исторический район. Авторы проекта реновации, как и у фабрики «Большевик» — лондонские архитекторы John McCaslan & Partners.

7_1

А многие ли задумываются о том, что знаменитый режиссёр и актёр Константин Сергеевич Станиславский до революции был промышленником и бизнесменом, директором золотоканительной фабрики? Станиславский – это псевдоним, его настоящая фамилия – Алексеев. Купцы Алексеевы перебрались из Ярославля в Москву в конце 18 века, в 1816 поселились на Большой Алексеевской улице (нынешняя Солженицына). Но улицу назвали не в честь них, а по церкви святителя Алексея. Вот такое совпадение. При своей же усадьбе открыли небольшое производство, а в 1850-е годы значительно расширили его, перебросив на соседнюю Малую Алексеевскую улицу. Изначально фабрика занималась выделыванием золотой канители — проволоки для золототканных изделий, парадной одежды и драгоценных украшений.

7_2

В 1872 году в дело вступил 19-летний Константин Сергеевич Алексеев, тогда же фабрика ввела машинное производство. Псевдоним Станиславский он берёт в 1885 году, а в 1892 становится директором производства. Оказывается, известный режиссёр был ещё и талантливым предпринимателем, он ездил в Европу изучать производство, и, вернувшись в Москву, оборудовал фабрику по последнему слову техники. Технический прогресс формировал новый спрос, и с 1906 года фабрика производила изолированные электрические кабели. Вскоре это стало основным направлением завода. Именно для производства кабелей в 1906-12 годах строится новый корпус вдоль Малой Алексеевской улицы.
7_4
Двор фабрики. Слева — здание фабричного театра

Но параллельно с этим бизнесом Станиславский, конечно же, не забывал о театре. Это увлечение захватило будущего режиссёра ещё с детства, с домашнего театра в доме Алексеевых. Станиславский поощрял увлечение театром среди рабочих его фабрики. В 1898 году появилась полноценная театральная труппа рабочих. В 1904 году для её выступлений построили отдельное театральное здание во дворе фабрики.

7_5
Фабричный театр

После национализации фабрика получила название «Электропровод», бывший театр превратился в один из производственных корпусов.

7_6

В 2000-е производство вывели, фабричный комплекс реконструировали под офисы. Фабричные корпуса очистили от краски, двор превратили в общественное пространство и интересным дизайном среды. А в театральном здании снова играют. Сейчас там выступает Студия Театрального Искусства (СТИ).

7_7

 

 

8. Голутвинская мануфактура

Адрес:   Якиманская наб., 4, 1-й Голутвинский пер., 8
Что производили:

текстиль, шерстяные и полушерстяные ткани
Кто основатель/владелец:
купец М. Я. Рябушинский
с 1865 — купец Г. И. Истомин
Когда основали:  1846
Годы постройки и архитекторы зданий:
1893, Кашман
1895-99, 1910-11, А.М. Калмыков
Как называлось до революции:
с 1874 – Московская Голутвинская Мануфактура
Как называлась в ХХ веке:
фабрика Красные текстильщики
Когда закрыли/вывели производство: начало 1990-х
Что сейчас:   бизнес-центр «Голутвинский двор»

The building of the Novy Dvor (New Yard) office centre. Built in 1895, reconstructed in 2005.
Фото: Д. Иванов (Википедия)

Это самый ранний в Москве проект реконструкции исторической промышленной территории. Работы велись в 1990-е годы, поэтому стеклянная крышка сверху немного портит облик здания. Сюда же и белые пластиковые окна, и перекраска стен здания, вместо очистки пескоструем. К счастью, в 2000-е годы научились грамотно обновлять старые заводские здания.

В 1829 году в доме на углу 1-го и 3-го Голутвинских переулков поселились купцы Рябушинские, и в 1846 основали рядом небольшую текстильную фабрику. В 1865 году её выкупил купец Истомин, и к концу XIX века превратил в обширную Голутвинскую мануфактуру, одну из самых больших в Москве. Фабрика производила шерстяные и полушерстяные ткани, в производстве было задействовано 1000 рабочих. До 1919 года фабрикой управляли братья Михаил и Николай Истомины.

8_1_1
Так главный корпус 1899 года выглядел до реконструкции

 

8_2
Более ранний корпус 1895 года постройки вдоль 1-го Голутвинского переулка интересно контрастирует с уголком, не изменившимся с начала XIX века

 

8_3
На стене со стороны Водоотводного канала сильно выше человеческого роста сохранился артефакт  — отметка уровня воды. Это след самого страшного за последние 250 лет наводнения, когда вода поднялась на 9 метров и затопило пятую часть города

 

8_4
В комплекс входят несколько домов для рабочих, построенных в 1908 году. Их бы почистить от краски…

 

8_5
На брандмауэре одного из фабричных корпусов интересная деталь. Заложенные окна раскрашены сюжетами с персонажами советского быта

 

Moscow. Association Golutvinskoy factory buildings (was destroyed), architect A.Kalmykov, Golutvinsky lane, 8
Так выглядел 4-й Голутвинский переулок до строительства многоэтажной парковки справа. Увы, сейчас увидеть во всей красе башню 1912 года постройки невозможно

 

 

9. Завод Водоприбор

Адрес:   Новоалексеевская улица, 16
Что производили:

насосы, счётчики воды
Кто основатель/владелец:
город (Московское городское общественное управление)
Когда основали:  1890
Годы постройки и архитекторы зданий:
1890-93, М.К. Геппенер
Как называлось до революции:
Алексеевская насосная станция
ремонтные мастерские при Алексеевской насосной станции
Как называлась в ХХ веке:
главные ремонтные мастерские московского водопровода,
с 1933 — Объединение ремонтно-механического завода и насосной станции
с 1938 — завод «Водоприбор»
Когда закрыли/вывели производство:  2006
Что сейчас:  здания сдаются в аренду

Самый дальний от центра города объект из сегодняшнего списка. Уютно заросшая деревьями территория в 10 минутах ходьбы от метро Алексеевская ждёт преображения. Пока неизвестно, по какому проекту будут реконструировать эту территорию.

9_1
Водоподъёмное здание с котельной и дымовой трубой

Алексеевская насосная станция появилась здесь ещё в 1830-е годы, насосы качали воду в сторону Сухаревой башни, играющей в то время роль водонапорной.
В нынешнем виде комплекс сложился уже в 1890-е, при реконструкции Мытищинского водопровода и строительстве Крестовских Водонапорных башен, куда станция качала воду вплоть до их сноса в 1940 году. Здания насосной станции проектировал архитектор Максим Геппенер, который строил для московского водопровода почти всё. Геппенер – один из главных мастеров «кирпичного стиля», все его постройки имеют романтичный европейский налёт, местами готики, местами романского стиля.

9_2

С 1930-х годов при насосной станции расположились ремонтные мастерские московского водопровода, позже получили название завода «Водоприбор».

9_2_1
Так насосная станция выглядела в 1913 году

 

9_4

 

 

11. Завод Кристалл

Адрес:
   Самокатная улица, 4
Что производили:

вино-водочные изделия
Кто основатель:   город
Когда основали:   1901
Годы постройки и архитекторы зданий:
1900-е, Н.Г. Фалеев, В. А. Величкин
Как называлось до революции:   Московский казенный винный склад №1
Как называлась в ХХ веке:   Московский ликёроводочный завод
Названия продуктов:   Водка «простая», «улучшенная», «боярская»
с 1914 водка «Московская особенная», наливка «Запеканка»
с 1953 водка «Столичная»
Когда закрыли/вывели производство:   2013
Что сейчас:   культурный кластер «Кристалл»

В этих местах можно устроить прогулку по старинной промышленной архитектуре. Начать от метро Курская, с Армы, далее пройти через Винзавод и Артплей, и перейти по горбатому мосту через Яузу в сторону завода «Кристалл», что на Самокатной улице. По иронии судьбы, алкогольное производство из всех остальных фабрик продержалось дольше всего, и было выведено только в 2013 году. Теперь здесь офисы, но территория официально не общедоступная, этакая бывшая промзона старого типа, с КПП и охранниками, какой была раньше Арма. Так что этот интереснейший комплекс пока ещё ждёт реновации. Остаётся надеяться, что проект будет удачным, ибо потенциал у этой территории очень велик.

10_1

Будущий завод «Кристалл» изначально назывался Московским казённым винным складом №1. Он появился, как и вышеупомянутый склад №3 (завод «Электролуч»), благодаря реформе Витте и ввода государственной монополии на производство и продажу алкоголя. Склад №1, открывшийся в 1901 году на берегу Яузы, стал самым крупным производителем алкоголя в Москве. Начинали с 1500 рабочих и с трёх наименований водки, с «простой», «улучшенной» и «боярской». К 1914 году ассортимент изрядно пополнился, появились наименования «Московская особенная», «Хлебное вино», «Столовое вино», «Горилка» и наливка «Запеканка». «Московская особенная» – это та самая, эталонная и 40-градусная, предложенная учёным Менделеевым.

10_2

В 1914 году – сухой закон на период войны, и большая часть производства остановилась. В некоторых корпусах разместили военный госпиталь. Но, завод закрыли не полностью. Дозволялось производить водку для нужд армии и «учреждений народного здравия», продавать вино иностранцам и экспортировать за границу. Часть фабрики перепрофилировали под производство лекарств на спиртовой основе.

10_4

В 1917 году производить и продавать алкоголь запретили, и возобновили только в 1923 году. Завод вновь заработал, но до 1925 года разрешалось делать алкоголь до 20°. Позже возобновилось производство водки. Первую водку после долгого перерыва в народе прозвали «Рыковкой», по фамилии министра экономики Рыкова.

Во время войны в цехах завод разливали коктейль Молотова и производили сухой спирт. Во время немецких бомбёжек в июле 1941 года в главный корпус завода попала бомба, отчего он почти полностью выгорел внутри.

Уже после войны, в 1953 году, презентовали знаменитую «Столичную», придуманную винокуром В. Г. Свиридой. С 1987 года завод получает название «Кристалл»

10_6
На территорию завода ведёт железнодорожная ветка, сохранились разгрузочные платформы

 

12. Фабрика Цинделя

Адрес: Дербеневская улица, 7
Что производили:

текстиль (ситцевые ткани)
Кто основатель/владелец:
Швейцарец Бухер
с 1847 – Эмиль Циндель
с 1874 – Тов-во Эмиль Циндель в Москве (И. Лямин, К. Солдатёнков, А. Хлудов, Л. Кноп и т д)
Когда основали:    1823
Годы постройки и архитекторы зданий:
1870-е – 80-е, Э. Шлумберге
арх. Залесский, 1899
Как называлось до революции:   Фабрика «Эмиль Циндель В Москве)
Как называлась в ХХ веке:
с 1918 – «Первая ситценабивная фабрика»
с 1978 — «Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром»
Когда закрыли/вывели производство:   2000
Что сейчас:   деловой квартал «Новоспасский»

Комплекс расположен довольно далеко от метро. Но те, кто сюда добирается, явно остаются под сильным впечатлением. В 2000-е годы фабричные корпуса реконструировали и приспособили под офисы, в результате можно побродить по территории фабрики, подивиться её масштабам. Сворачиваешь с Дербеневской улицы и создается впечатление, что попадаешь в целый промышленный город со своими улицами и главной площадью.

11_1

Фабрику на окраине Москвы, в Дербенях, основал в 1823 году швейцарец Бухер. В 1825 производство выкупил немец Георг Фрауенфельдер. Он расширил фабрику и позвал в компаньоны московского купца Голубятникова. С 1825 по 1833 годы здесь выделывали различные такани: плательно-сарафанные, занавесочно-мебельные, рубашечные, а ещё платки и шали. Фабрикой почти во все временя заведовали иностранцы, активно перенимающие европейский опыт. В 1833 пригласили ведущим химиком-колористом Георга Штейнбаха. Он управлял фабрикой до 1847 года, потом пригласил из Германии своего зятя Эмиля Цинделя, ставшего новым управленцем. В 1847 году он основал «Товарищество ситценабивной мануфактуры Эмиль Циндель в Москве», и при его руководвтве фабрика вышла на первое место в России среди ситценабивных.

11_2

В состав управления предприятием входили известные купцы И.А. Лямин, К.Т. Солдатенков, А.И.Хлудов, Торговые дома Л.И.Кнопа, Ценхера и К. Малютин с сыновьями. Поставлял английское оборудование, конечно же, Людвиг Кноп, который к середине XIX века стал совладельцем 150 фабрик. Появилась даже поговорка: «Что ни церковь, то поп, что ни фабрика, то Кноп».
Управляющий конторы Кнопа, Иоганн Прове стал председателем правления Товарищества Цинделя.

11_3

В 1870-е – 1880-е по проекту Залесского разворачивается строительство новых кирпичных корпусов и к началу ХХ века фабрика превращается в текстильный сверхгигант с 4000 рабочих, десятками корпусов и целым городком жилых домов. Корпуса встают с обеих сторон Дербеневской улицы, фактически превратив её во внутрифабричный проезд. В городке появились: ремесленное училище, больница с амбулаторией, клуб и начальная школа.

11_5

В 1915 году, во время первой мировой, фабрика сильно пострадала от антинемецких погромов. В конце мая 1915 года толпа погромщиков три дня разоряла всё, что принадлежало немцам. Корпуса фабрики подожгли, а директора товарищества, Карлсена утопили в Москве-реке. Бунт усмирили вводом войск по высочайшему приказу, но многие немецкие предприниматели вынуждены были уехать из России. Фабрика Цинделя прекратила своё существование. В 1918 году её национализировали и назвали «Первой ситценабивной фабрикой».

11_6

11_7

 

13. Красный Октябрь

Адрес:   Берсеневская набережная, 6-8
Что производили:

кондитерские изделия
Кто основатель/владелец:
немец Теодор Фердинанд фон Эйнем
с 1876 – Юлиус Гейс
Когда основали: 1851
Годы постройки и архитекторы зданий:
1889-90, А. В. Флодин
1900-е, 1912, А. М. Калмыков
Как называлось до революции:  фабрика Товарищества Эйнем
Как называлась в ХХ веке:
с 1917 — «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем»
с 1922 – «Красный октябрь»
Названия продуктов:  Торт «Полюби меня», шоколад «А ну-ка отними»
ирис «Кис-кис», конфеты «Мишка косолапый».
Когда закрыли/вывели производство:   2007
Что сейчас:   офисы, выставочные центры, магазины, кафе

Красный Октябрь знают все, из перечисленных примеров это самая близкая к Кремлю фабрика. Но, запахи шоколада покинули эти места уже больше 10 лет назад. Теперь здесь арт-кластер: институт Стрелка, многочисленные клубы, редакции журналов, дизайнерские бюро, кафе и выставки. Однако и про фабрику не забыли, оставив демонастрационный цех по производсву шоколада, куда водят экскурсии. Однако ни один из проектов реконструкции комплекса пока не был реализован. Поэтому корпуса ещё сохраняют советскую покраску и облеплены кондиционерами со дворов. Ждём дальнейшего развития событий.

12_1
Фото: Uladzimir Filipau (Wikimedia Commons)

Привычный вид на Красный Октябрь. Слева — корпус, надстроенный в советские годы. Каким он был до революции, — смотрите ниже.

В 1851 году из Германии приезжает Теодор Фердинанд фон Эйнем и открывает на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада. В 1860-е его компаньоном становится Юлиус Гейс, развернувший активную рекламную кампанию. После смерти Эйнема в 1876 году Гейс становится владельцем компании, но старое название остаётся, поскольку на тот момент это был уже известный бренд.

В 1880-е фирма покупает землю на острове между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, недалеко от стрелки. Тогда же разворачивается строительство по проектам архитектора Калмыкова. Окончательно фабричный ансамбль сложился к 1912 году.

12_1_1

 

Эйнем одни из первых придумали нанимать на работу в качестве продавцов не бородатых приказчиков, а миленьких молодых девушек. Один из эйнемовских тортов назывался «Полюби меня», и в зависимости от размера он стоил 3, 5 и 7 рублей. Бравые молодцы пользовались этим и заигрывали с продавщицами: «полюби меня за 3 рубля».

 

12_2
Фото: Uladzimir Filipau (Wikimedia Commons)

Слева — бывший конфетный цех, построенный Калмыковым в 1912 году. Справа — картонажный цех, в котором делали коробки для конфет и шоколадок.

В 1913 году Эйнем выпустили серию шоколадок с открытками Москвы будущего. Безумно интересно, как в начале ХХ века представляли Москву XXI и XXII веков.
Тогда же, в 1913 году фабрика Эйнем стала поставщиком императорского величества.

12_5
Одна из эайнемовских открыток серии «Москва будущего». Так представляли в 1913 году Красную площадь XXII века

В 1915 году, когда в массах возрастали антигерманские настроения, агитаторы стояли у магазинов Эйнем и отговаривали посетителей покупать продукцию, уверяя их, что деньги от продажи этих шоколадок и печений идут на укрепление вражеской военной мощи. Что, конечно же, являлось абсолютной неправдой. Эйнем наоборот, поставляли вагоны с печеньем и вареньем на русский фронт. А дальше – те самые майские погромы, в которых фабрика Эйнем тоже сильно пострадала.

12_3
Автор фото: ManuB (flickr.com)

После революции производство получило название «Кондитерская фабрика №1», но всегда приписывали в конце «Бывшая Эйнем», ибо народ привык к этому известному бренду. Только в 1922 году переименовали в «Красный Октябрь».

12_4

 

 

14. Электростанция в Симоновской слободе

Адрес:   улица Ленинская слобода, 23
Что производили:

электричество
Кто основатель/владелец:
город
Когда основали: 1916 (не реализовано), 1925
Годы постройки и архитекторы зданий:
1915-16
Как называлось до революции:   2-я Городская трамвайная электрическая станция
Как называлась в ХХ веке:
Экспериментальная ТЭЦ теплотехнического института
Что сейчас:   ТЭЦ работает до сих пор

Сюда мало кто заходит пешком, в основном проезжают мимо на машинах. Место неблагодарно позабытое, явно заслуживает большего внимания.

13_1
В архитектуре чувствуются романские мотивы. Однако здание стоит особняком в ряду промышленных объектов старой Москвы, — его стены не оголены, а покрыты штукатурной «под камень»

В 1915 году город приобрёл участок на дальней окраине Москвы, в Симоновской слободе. К 1916 году было построено задние 2-й городской трамвайной электростанции (напомним, что 1-я трамвайная открыта в 1904 году на Болотной набережной). Здание было готово, оборудование закуплено, мощность станции должна была составить 20000 кВт, что в два раза больше, чем на 1-й трамвайной станции. Однако из-за первой мировой войны запуск отложили. И открыли электростанцию только в 1925 году, в качестве экспериментальной ТЭЦ теплотехнического института. С 1928 года именно эта ТЭЦ давала электричество близлежащим промышленным гигантам – ЗИЛу, и заводу Динамо. ТЭЦ работает до сих пор, и принадлежит ВТИ (всероссийский теплотехнический институт).

13_2

 


ТЭЦ в 1925 году

 

 

15. Даниловская мануфактура

Адрес:   Варшавское шоссе, 10
Что производили:

текстиль
Кто основатель/владелец:
купец В. Е. Мещёрин
с 1876 – товарищество Даниловской мануфактуры (К. Т. Солдатёнков, Ф. Л. Кноп, Н. И. Щукин, Г. П. Нейвейлер, А. С. Бер)
Когда основали:  1867
Годы постройки зданий:
1880-е — 1900-е
Как называлось до революции:  Фабрика Товарищества Даниловской мануфактуры
Как называлась в ХХ веке:
с 1919 — Московская хлопчатобумажная фабрика имени М. В. Фрунзе
Когда закрыли/вывели производство:   2000-е
Что сейчас: бизнес-центр «Даниловская мануфактура»

Варшавское шоссе, 9. Большинство москвичей запомнили этот адрес в 1990-е годы, как вьетнамский рынок. Закрашенные советской краской промышленные корпуса в то время не производили впечатление. Но несколько лет назад здесь развернулась комплексная реконструкция и среда невероятным образом поменялась. Даже самый страшный советский бетонный корпус теперь выглядит стильно, благодаря отделке клинкерным кирпичом. Авторы проекта реновации — российское архитектурное бюро «Сити-Арх».

14_1
Автор фото: Qweasdqwe (Википедия)

Ещё один текстильный гигант, основанный купцом Мещёриным в 1867 году. В 1876 году создали товарищество Даниловской мануфактуры. В правление вошли – сын вездесущего Людвига Кнопа — Теодор, купец Козьма Солдатёнков, предприниматели Н. И. Щукин, Г. П. Нейвейлер, А. С. Бер. К 1879 году построили корпус ситценабивной механической фабрики, к 1881 году – для бумагопрядильной, таким образом фабрика превратился в мануфактуру полного цикла. В 1912 году мануфактура выдала  2 миллиона кусков тканей 150 видов и более 20 миллионов платков. Среди продукции: ситцы, сатины, набивная бумазея, фланель, батист, бязь, молескин. В производстве было задействовано аж 6000 рабочих.

14_2

После революции назначение национализированной фабрики не поменялось, она стала Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М. В. Фрунзе.

14_3

 

 

16. Красная Роза

Адрес:   улица Тимура Фрунзе, 11. Улица Льва Толстого 16-20
Что производили:

текстиль
Кто основатель/владелец:
Француз Клод-Мари Жиро
Годы постройки зданий:
1880-е — 1900-е
Когда основали:  1875
Как называлось до революции:  Фабрика Товарищества Даниловской мануфактуры
Как называлась в ХХ веке:
с 1919 – фабрика «Красная Роза»
Когда закрыли/вывели производство:   2003
Что сейчас:   бизнес-парк «Красная Роза 1875»

Если пройти 5 минут от метро Парк Культуры и свернуть на улицу Тимура Фрунзе, создаётся впечатление, что ты оказался где-то в Манчестере, но точно не в Москве. Это не отдельная промзона, это часть города. Краснокирпичные фабричные корпуса тянутся на полкилометра – занимают почти всю улицу по длине.

15_1

В конце 18 века здесь обосновались князья Всеволжские, построив себе деревянную усадьбу. Тогда уже появилась первая фабрика – типография во флигеле усадьбы, печатавшая историческую, медицинскую и художественную литературу. Деревянную усадьбу спасли от пожара 1812 года французы, использовавшие типографию в своих целях.

Владельцы усадьбы менялись, и в 1843 году здесь открыли свечной заводик. Позже он расширился до производства парфюмерии, а потом съехал в Бутырки, где сейчас находится дизайн-завод «Флакон».

15_2

История текстильной фабрики начинается в 1875 году, когда землю выкупает француз Клод-Мари Жиро. Или Клавдий Осипович, как его у нас называли. К началу ХХ века фабрика разрослась, поглотив почти весь квартал между Тёплым и Хамовническим переулками (нынешние улица Тимура Фрунзе и Льва Толстого). На тот момент это была одна из крупнейших шелкоткацких фабрик в Российской империи.

С 1882 по 1901 год Лев Толстой жил напротив фабрики, в деревянном доме. Именно на его глазах строилось большинство фабричных корпусов. Из тихого переулка почти сельского вида, с деревянными домиками, утопающими в садах, место превратилось фактически в промзону. Сам Толстой писал о жестокой эксплуатации труда рабочих, 12-часовом рабочем дне на фабрике и зарплате всего раз в год.

15_4

В 1919 году национализированную фабрику переименовали в «Красную Розу». И не в честь цветка, а по имени убитой конвоирами немецкой революционерки Розы Люксембург.

Во время войны фабрика выпускала ткани для парашютов. В 1990-е годы производство вывели из Москвы, и уже в 2003 году архитектурная мастерская Сергея Киселёва разработала проект реконструкции.

Из всех проектов реновации промышленной среды этот оказался наиболее агрессивным, некоторые здания снесли, построив на их месте копии. Увы, это коснулось и главного здания усадьбы Всеволожских. Под видом реставрации он был разобран, и сложен из новых брёвен. Это был самый старый деревянный дом в Москве. Но, в целом, если опустить глаза на эти сносы, среда получилась неплохая.

15_7

 

17. Фабрика Эрманс

Адрес:   Воронцовская улица, 8
Что производили:

фармацевтические и химические товары, парфюмерия, бензин
Кто основатель/владелец:
Леопольд Стоклинд
Позже – Эрманс и Ко (фабрикант А. Беляев)
Когда основали:  1890-е
Года постройки и архитекторы зданий:
В. И. Ерамишанцев, 1907 г.
Как называлось до революции:  Фабрика акционерного общества Эрманс
Как называлась в ХХ веке:
фармацевтическая фабрика им. Семашко
Что сейчас:   фабрика работает до сих пор

В двух шагах от Таганской площади, на Воронцовской улице можно увидеть здание, отличающееся по архитектуре от всех остальных представителей «промышленной эклектики». Тут нет мелкого декора, тут всё строго и по северному минималистично. Заметная издалека водонапорная башня придаёт ещё больше очарования этому комплесу, напоминая по силуэту башни европейских замков.

16_1

Здание фабрики построено в 1907 году архитектором Ермамишанцевым в интересном стиле, напоминающем постройки северной европы. Увы, краснокирпичные вставки закрасили в советское время и теперь здание смотрится на так эффектно.

Здесь производили одновременно и парфюмерию, и аптечные товары. Причём, в их число входил и бензин, как антисептическое средство. Заправочных станций до 1920-х годов не было, поэтому автомобилисты вынуждены были ходить в аптеку за бензином. Но, после того, как в Минске взрывом бензина разнесло пол-аптеки, на территории Российской империи отпускать бензин разрешили только со складов производителя. Поэтому, в последние годы перед революцией владельцы авто ездили за бензином в том числе и сюда, на Воронцовскую улицу.

16_2

Красиво, не правда ли? А это ещё далеко не все представители старинной промышленной архитектуры в городе. Сейчас главное, что эту архитектуру в большинстве случаев сохраняют, а владельцы используют потенциал старой застройки. Эта тенденция не может не радовать. Будем надеяться на лучшее и ждать новых хороших проектов!

 

Текст подготовил: Александр Иванов
Фотографии: Александр Усольцев, Александр Иванов, Википедия

 

Комментировать с помощью Facebook: