В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Юрист https://www.advokatorium.com/ Онлайн

Уничтоженные, но не снесённые. Трагедия перестроек. Часть 2.

Auto Date Четверг, июня 5, 2014

 

00

Две недели назад мы подняли интересную тему: многие дома в нашем городе вроде бы и не были снесены снесены, но за советское время были перестроены настолько, что их изначальный внешний вид уже совершенно утерян.

Сегодня мы продолжаем эту тему изуродованных советскими перестройками домов, которые из выдающихся уникальных зданий, украшающих город, превратились в рядовую застройку.

Смотреть фотосравнения и прогуляться по старой и новой Москве —>

Триумфальная площадь. Театр «Омон» — концертный зал Чайковского

На примере этой площади можно прекрасно показать проблему советских перестроек, тут стоит целый ряд интересующих нас зданий. Эта площадь — место сосредоточения театров, которых было гораздо больше в начале 20 века и в раннесоветские годы. Во-первых, всем известный концертный зал Чайковского, который был перестроен из здания театра «Омон» в стиле модерн, построенного архитектором Модестом Дурновым.

1_1
Театр «Омон» в начале ХХ века

1_2
Вид со стороны Тверской улицы, ещё в изначальном виде.

1_3
Получившийся в результате перестройки концертный зал Чайковского, вид с той же точки.

Найти какие-либо сходства невозможно, здание театра в конце 1930-х годов было включено в огромный корпус концертного зала Чайковского, от старого здания остались только кирпичные стены.

1_4
Процесс перестройки старого здания. Купола уже срублены.

Цирк Никитиных – театр Сатиры

По той же стороне площади, чуть дальше, стоит Театр сатиры, фасад которого представляет собой серую плоскость без окон и каких-либо архитектурных деталей. Если смотреть с противоположной стороны Садового кольца, то виден купол, торчащий сверху. На самом деле это всего лишь оболочка, натянутая на стены старого здания цирка Никитиных, который украшал площадь.

2_1
Цирк Никитиных в начале ХХ века.

Его фасад оживляли окна и неоклассический декор. В советское время здание подверглось перестройкам, сначала были заложены окна, и потом, в 1960-е годы, окончательно сбит весь декор и перелицован фасад.

2_2
Театр Сатиры, перестроенный из цирка.

Торговый дом Видоновых и кинотеатр Ханжонкова

На противоположной стороне площади стоит большое здание, занимающее два квартала в ширину, от 1-й Тверской-Ямской до 2-й Брестской улиц. 1-я Брестская проходит в арку по центру длинного фасада:

3_1

Всё здание выглядит, как архитектура середины 1950-х годов, но если приглядеться, видно, что левая часть проще, чем правая, на ней меньше архитектурных излишеств. А если рассмотреть фасад правой части, становится видно, что там разной высоты и формы окна. Тут интересная строительная история, правая часть состоит из трёх зданий. Если взглянуть на фотографии начала 20 века, всё становится понятным. С правого края площади, на углу Тверской-Ямской, стояло здание. по стилю напоминающее ресторан «Яр», с двумя гранёными куполами по краям:

3_2

И неудивительно, ведь строил это здание в 1904 году тоже Эрихсон, для конторы товарищества обувного производства Видоновых. Левее стоял небольшой трёхэтажный домик, а ещё левее, на углу с 1-й Брестской стоял кинотеатр Александра Ханжонкова, построенный в 1909 году по проекту архитектора А. Фольбаума, в 1920-е годы он назывался «Горн»:

3_3

Все эти здания в 1950-е годы вошли в состав нового, а слева к нему была пристроена новая секция уже в начале 1960-х годов.

3_4
1930-е годы. Здание справа уже надстроено этажом, часть декора уничтожена, кинотеатр слева ещё не трогали, а трёхэтажный домик между ними снесён.

3_5
1941 год. Оба здания существенно перестроены.

3_6
1950-е. Тут их уже объединили в одно большое, но слева ещё идёт стройка.

3_7
Вид с этой же точки сегодня.

Ресторан «Яр»

На ленинградском проспекте, между Тверской заставой и Петровским парком стоит сталинское здание, в котором расположена гостиница «Советская». Фасады обманчивы, а здание было построено в 1910 году для легендарного ресторана «Яр». Проектировал здание архитектор Эрихсон — известный зодчий стиля модерн. Это была одна из лучших построек Эрихсона, здание завершали огромные гранёные купола, а ритм фасада задавали большие полукруглые окна — излюбленный мотив автора проекта.

4_1
Ресторан «Яр» до перестройки, 1930-е.

4_2
Ресторан в начале 20 века.

Перестраивали ресторан целых два раза, сначала в 1939 году для клуба лётчиков, потом в 1950-е годы под гостиницу «Советская». После этих перестроек кажется, что здание не имеет ничего общего с проектом Эрихсона, за исключением огромных полукруглых окон:

4_3

 

Дом на Никитском бульваре

На Никитском бульваре, у огромного сталинского дома под номером 9, с левой стороны есть небольшая пристроечка, явно из эпохи модерна, с круглым окошком. При этом пристройка не воспринимается как отдельный лом, она — часть большого дома 1930-х годов. А отгадка кроется в том, что изначально это был трёхэтажный доходный дом графини Шереметевой, в стиле модерн, в сталинские времена включённый в состав огромного нового здания, и лишь одна, небольшая часть доходного дома осталась неизменной, странно примкнув к величественной сталинке.

6_0
Чертёж дома в его изначальном облике.

6_1
Дом в начале ХХ века

6_2
В составе сталинки.

 

Приют имени П.М. Третьякова

В Замоскворечье, между Лаврушинским и 1-м Кадашевским переулками стоит кирпичное четырехэтажное здание, напоминающее то ли фабрику, то ли школу. Однако дом этот строился в 1912 году в качестве приюта для вдов и сирот русских художников имени Павла Михайловича Третьякова, то есть создателя Третьяковской галереи. Здание выглядело по-другому, это был интересный пример неорусского стиля, архитектор Курдюков ориентировался на древнее псковско-новгородское зодчество. фасады здания венчали треугольные шипцы, а со стороны Лаврушинского переулка над окнами второго этажа находилось мозаичное панно и название организации, написанное шрифтом в древнерусском стиле:

7_1

К сожалению, все самые выразительные элементы архитектуры и декора здания были уничтожены при перестройке. Не прошло и двух десятков лет, как здание было надстроено на два этажа, мозаики и название при этом сняли, щипец с окошками в духе новгородских церквей сломали, то есть все самые выразительные элементы были уничтожены, в итоге стильное неорусское здание превратилось в грузный непропорциональный корпус. К тому же, после войны ещё и покрасили красный кирпич, что сделало здание ещё более незаметным.

7_2
Здание бывшего приюта после перестройки.

 

Церковь Петра и Павла в Хвостове

На углу Большой Якиманки и Хвостова переулка стоит совершенно простое здание, на вид эпохи конструктивизма, и это далеко не шедевр стиля 1920-х годов. Если посмотреть на фотографию этого места конца 19 века, то можно увидеть во всей красе церковь Петра и Павла в Хвостове:

8_1

Псевдорусский стиль, середина 19 века, хотя в основе — начало 18 века. Никто бы не поверил, что церковь не сломали, а перестроили в нынешнее здание. Разве что колокольню и купол сломали, но остальные стены остались. Всё это со всех сторон обстроили, надстроили, как бы «накрыли» новым зданием, разумеется, срубив весь старый декор фасадов, и пробив новые окна. Нельзя сказать, что церковь снесли, но и сказать, что она сохранилась, тоже нельзя:

8_2
То, во что перестроили церковь.

 

Церковь Косьмы и Дамиана в Гончарах

Тут та же история, что и с церковью Петра и Павла в Хвостове. На вид конструктивистский дом, однако стены остались от храма Косьмы и Дамиана Нового в Заяузье. У дома со стороны Гончарной улицы есть два полукруглых выступа, возможно надстроенные апсиды храма:
9_2

Что интересно, рядом, на месте сталинского дома 26 по Гончарной улице, стояла ещё одна церковь, и тоже Косьмы и Дамиана. По легенде, жили-были два брата, и решили они построить храм. Однажды поссорились, и старший брат прогнал младшего, оставив себе строительство церкви. Младший же тоже захотел построить храм, и начал возводить его рядом и с тем же посвящением, в честь Косьмы и Дамиана. И даже несмотря на то, что стены второго храма сохраняются в составе конструктивистского здания, фактически же, оба храма утрачены.

9_1
Так выглядела церковь до перестройки.

Доходный дом в Померанцевом переулке

В Померанцевом переулке, в двух шагах от Остоженки, стоит псевдоготический доходный дом, и если не задирать голову вверх, то всё кажется вполне нормальным, и только если приглядеться к двум верхним этажам, становится заметной дисгармония деталей фасада, их минимум на верхних этажах. Дом строился в 1911 году по проекту В. Дубовского, автора проекта многих доходных домов в Москве, в том числе целого ряда зданий в стиле псевдоготики. Вот и этот дом являлся ярким примером данного стиля, он был похож на средневековый замок, сверху его украшали башенки и шпили, к сожалению, утраченные при надстройке дома двумя этажами. Кстати, сохранился уникальный интерьер подъезда, а вот уличный фасад был изуродован надстройкой.

10_1
Дом в начале ХХ века

10_2
Дом после надстройки.

Детский сад им. О. Кельиной на Большой Пироговской

На углу Большой Пироговской и переулка Хользунова стоит вполне ординарное сталинское здание, на вид – середины 1950-х годов. Трудно поверить, но до перестройки это было одно из самых удивительных зданий Хамовников и окрестностей – детский сад имени Ольги Кельиной, одно из лучших творений архитектора А. Зеленко. Эту постройку он проектировал в соавторстве с И. Кондаковым в 1910 году.

11_1
Здание в начале ХХ века.

11_2
И после надстройки и перестройки. В правой части главного фасада видны 5 высоких окон, оставшихся от детского сада. Все остальные окна меньше – это уже расширение здания 1950-х годов.

11_3
Вид в начале ХХ века со стороны переулка Хользунова.

11_4
Этот же вид сейчас.

Бани Прусакова в Электрическом переулке

Настоящим украшением Электрического переулка являлось здание бань Прусакова, построенное в 1902 году Густавом Гельрихом, известным архитектором, построившим много доходных домов в Москве. Бани представляли собой удивительное сочетание модерна и промышленной архитектуры, так называемого «кирпичного стиля». К сожалению, весь декор этих бань был сбит, а краснокирпичные стены оштукатурены, кроме этого надстроили третий этаж. В итоге получилось совершенно скучное здание, мимо которого хочется пройти побыстрее.

12_1
Бани в начале ХХ века

12_2
Это же здание сегодня.

Рекомендуем также ознакомиться с первой частью подборки перестроенных до неузнаваемости зданий.

 

Комментировать с помощью Facebook: