Гостиница «Метрополь»: шик и блеск интерьеров и номеров
Гостиница «Метрополь» — уникальное явление в архитектуре Москвы. Про историю этого замечательного здания мы писали подробно в январе 2014 года. В этой статье речь пойдёт об удивительных интерьерах «Метрополя». В Москве есть не так уж и много зданий с хорошо сохранившимися дореволюционными интерьерами. «Метрополь» – одно из них. Этот год — юбилейный для гостиницы, она была открыта в феврале 1905 года. И уже тогда интерьеры «Метрополя» поражали воображение самой взыскательной публики. Поэт Михаил Кузьмин, один из первых постояльцев, писал: «Я в неистовом восторге от гостиницы… Она поражает вкусом, где каждая дверная ручка – художественна, нет ничего наляпанного, масса света, лёгкость и простота всей мебели, дающая интимность и вместе с тем какой-то помпейский вид. Ничего похожего на гостиницу, и когда мечтал бы об обстановке, то ничего бы лучшего, чем был мой номер (там все обставлены различно), не пожелал бы…»
Сейчас внутреннее убранство гостиницы выглядит не менее роскошно. Впрочем, смотрите сами…
Смотреть интерьеры и читать далее —>
Холл гостиницы и ресепшн.
А вот так холл выглядел в 1900-е годы.
Вот такие симпатичные собачки встречают посетителей с парадного входа. На самом деле это римские волчицы. Сделаны они из уральского змеевика и «живут» в «Метрополе» с 1905 года.
Лепной плафон вестибюля тоже 1905 года. Если приглядеться, то можно заметить, что у мужчины слева в руках паровоз и молоток, а у женщины – колосья. Вероятно, это такие необычные символы сельского хозяйства и промышленности.
Еще одно модерновое потолочное панно с музами и египетским фараоном
В гостинице более 800 единиц антиквариата. Для сравнения – в «Астории» (самом шикарном отеле Петербурга) всего 50. Некоторые предметы перенесены из гостиницы «Савой» в 1985 году. Старинные произведения искусства — и в холлах, и в номерах. Конечно, все они на охранной сигнализации. Был случай, когда одна очень известная дама в своем люксе в антикварной вазе начала парить ноги. Сработала сигнализация, и к ней тут же пришли, предупредили.
Лифт с витражами. Отделка лифта сохранилась с 1905 года.
С 1986 по 1981 годы гостиница находилась на реконструкции и реставрации. В ходе реставрационных работ, выполненных финскими строителями, фасады приобрели изначальный облик; во внутренних помещениях были раскрыты от наслоений краски и отреставрированы оригинальные стенные росписи и восстановлены многие элементы декоративного оформления. Открытие гостиницы после реставрации состоялось 5 декабря 1991 года; международная комиссия присвоила «Метрополю» категорию «5 звёзд».
Сейчас в отеле 363 номера, из них 72 номера-люкс, обставленные антикварной мебелью.
За лифтом — парадная лестница, освещённая витражными окнами.
Это номер полулюкс, часто его снимают молодожёны. Люстра и мебель антикварные, конец 19-начало 20 века. Лепнина на потолке тоже старинная.
А это однокомнатный люкс, альков выделен в отдельную зону. Кстати, окна-эркеры во всех люксах 2-го и 3-го этажей вот такие огромные, во всю стену. Можно почувствовать себя зрителем и насладиться видами на исторический центр города, открывающимися из окон, например, такими:
Картина на стене – подлинник, автор – советский живописец П.П. Соколов-Скаля.
Во всех номерах в эркерах повторяется чехонинский мотив – венки с лентами. Сергей Чехонин – один из плеяды замечательных художников, оформлявших «Метрополь» в 1903-05 гг.
Кессонный потолок и люстра на фоне картины Сергея Чехонина «Московское небо». И внезапно в московском небе — попугайчики.
Антикварная ваза.
Почему-то этот номер люкс приглянулся французам. Известно, что в нём в разное время жили Жерар Депардье, Пьер Ришар, Пьер Карден…
Для сравнения – интерьер номера люкс 1905-1910 гг.
И наконец, вершина роскоши и комфорта — Президентский люкс.
Картины на стенах — разумеется, подлинники. Мебель антикварная, из карельской березы. Люстры, подсвечники, статуэтки – всё старинное. Вот такими словами описан номер на сайте гостиницы: «Эти апартаменты поистине можно назвать музейными залами: роскошная потолочная лепнина, эркеры с витражами, антикварная мебель, стены, обитые шелковой тканью». И это абсолютная правда.
Севрский фарфор (XVIII век, Франция) на всякий случай заперт в шкафу на сигнализации.
Пианино фирмы «Steinway», 1913 год.
Статуэтка на пианино.
В президентском люксе в разное время жили Марлен Дитрих, Майкл Джексон, Поль Мориа и даже Ким Чен Ир! Какие только знаменитости не останавливались в «Метрополе» за 70 с лишним лет! Бернард Шоу, Джон Кеннеди, Жак Ширак, Ван Клиберн, Арнольд Шварценеггер, Катрин Денёв, Марчелло Мастроянни, всех и не перечислишь….
Для сравнения покажем стандартный номер гостиницы:
С 1918 по 1931 год «Метрополь» не функционировал как гостиница. В нём разместился Второй Дом Советов (Первым Домом Советов стала гостиница «Националь»), сюда переехали различные советские учреждения, в том числе наркомат иностранных дел во главе с Г.В.Чичериным. Чичерин жил и работал в нынешнем «президентском» номере. В бывшей гостинице были и квартиры, часть из них — коммунальные. Причём квартиры сохранялись в «Метрополе» довольно долго, последние были выведены только в 1964 году. В 1931 году «Метрополю» вернули статус гостиницы.
Холл на третьем этаже, где обычно дают интервью приезжие знаменитости.
В холле мебель из карельской берёзы, конец XIX века.
Кованная ограда на этой лестнице больше похожа на решётки второй половины 19 века. А вот лепные детали сверху — определённо модерн.
А на этой лестнице уже и решётка в стиле модерн.
Атриум. Здесь опять эклектика — классические колонны и декор, а решетка в стиле модерн
Витраж одного из холлов.
В гостинице довольно много залов — 10 исторических, существующих с 1905 года, и 9 новых. Сейчас залы используются для проведения банкетов, конференций, различных мероприятий.
«Боярский» зал.
Знаменитый «Боярский» зал уникален по архитектуре и оформлению. Потолок в виде свода с круглым витражом в центре, на стенах вязь старинного орнамента – «райский сад». «Русская палата» — так называли зал в начале 20 века. Оформлял его Сергей Чехонин, талантливый художник-самоучка, зарабатывавший с 15 лет чертёжником и освоивший искусство керамики и роспись по фарфору. Позднее стал блистательным книжным графиком, работал в журнале «Мир искусства». Вместе с Чехониным над оформлением «Русской палаты» работали молодые художники Павел Кузнецов и Пётр Уткин. В наши дни в зале проводятся банкеты и фуршеты. А в советское время, в 1930-50-е годы здесь было устроено общежитие для командировочных на 70 коек. Замечательная роспись была утрачена, и восстановили её только в 1980-е годы.
Дверь с резьбой в русском стиле
Достопримечательность «Боярского» зала – старинное чучело огромного медведя. Ему больше 100 лет, когда-то он приветствовал посетителей гостиницы «Савой», а теперь перешел на работу в «Метрополь». Под салфеткой «раненая» лапа.
Зал «Чехов».
Его оформлял художник Игнатий Нивинский, это зал исторический, и первоначально он назывался «Людовик XV». Посмотрите, какая лепнина на потолке! Несколько лет назад залы были переименованы и сейчас носят названия в честь русских писателей — «Чехов», «Гоголь, «Толстой» и т.д. Новые залы и вовсе названы в честь литературных персонажей – «Чацкий», «Онегин», «Печорин».
Витражи во всех залах разного рисунка.
Зал «Тургенев» оформлен в стиле барокко. Двери старинные, витражи тоже тех времён. Залы и витражи реставрировались в 1986-91 гг.
А это потолок зала Гоголь, бывший «Модерн», в соответствующем стиле.
Легендарный ресторан «Метрополь». Зал готовят к фуршету.
Колоссальный внутренний объём, высота потолка 12 метров, это фактически высота четырёх этажей! Ну и конечно, купол — главное украшение ресторана. Проект купола был разработан Владимиром Шуховым, гениальным русским инженером. На самом деле в «Метрополе» не один купол. Система, придуманная Шуховым очень сложна, она состоит из трёх куполов: верхний самый прочный, он защищает от снега и ветра. Средний купол – вспомогательный, защищает нижний от пыли и грязи, и наконец, нижний, тот, что над рестораном — самый красивый, настоящее чудо искусства и техники! Витражный купол «Сотворение мира», состоящий из 2400 стёкол, выполнен по эскизам Сергея Чехонина и Татьяны Луговской.
Первоначально, в 1905 году ресторан был оформлен в стиле модерн архитектором С. Галензовским. А уже в 1910 году переделан в неоклассическом стиле по проекту А. Эрихсона. Тогда же, кстати, многие интерьеры «Метрополя» приобрели неоклассическую тематику. Хозяева гостиницы явно не хотели отставать от моды. Ведь к 1910 году модерн уже уступил свои позицию следующему стилю – неоклассике.
Вот так выглядел зал ресторана в 1905-1910 годах. Как говорил легендарный конферансье Апломбов из «Необыкновенного концерта»: … «Ковры, пальмы и атмосфера полного взаимопонимания из ресторана «Метрополь».
17 октября 1905 года, в день, когда императором Николаем II был подписан Манифест, дарующий гражданские свободы, в ресторане пел Фёдор Шаляпин. Но не на сцене, а на столе. Пел «Дубинушку», а после прошёл по залу с шапкой в руке, собирая деньги, как говорили знающие люди, для революционеров.
Ресторан «Метрополь», 1939 год. На сцене играет джаз-оркестр.
Старинный гардероб.
Привычный нам снаружи «Метрополь», внутри оказался вовсе не похожим на внешнее «модерновое» убранство. Как вы увидели, это целое разнообразие архитектурных стилей. Часть интерьеров осталась с 1905 года, в том числе в стиле модерн, часть появилась во время перестройки, более того, изначально интерьеры «Метрополя» были еще более эклектичны, чем внешнее убранство.
Подготовка публикации: Марина Иванова
Фото: Александр Усольцев