В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Уничтоженные, но не снесённые. Трагедия перестроек. Часть 1.

Auto Date Четверг, мая 22, 2014

00

Когда мы говорим об утратах Москвы, в первую очередь мы задумываемся и вспоминаем то, что уничтожили, что снесли, но не задумываемся о том, что адрес может быть утратой даже при том случае, если здание физически сохранилось. Просто оно было перестроено, быть может просто сбили декор, а быть может его теперь совершенно не узнать после надстройки тремя этажами и капитальной перестройки. Получается, что даже при том, что многое сохранилось, целый ряд первостатейных достопримечательностей города утрачены только лишь потому, что их перестроили. Многие из этих домов являлись украшениями центральных улиц и площадей города, а другие разнообразили рабочие окраины. Речь пойдёт о зданиях, которые пострадали, были перестроены и изуродованы именно в советское время.

Прогуляться по Москве и посмотреть сохранившиеся, но до неузнаваемости перестроенные дома —>

1.Доходный дом Хлудовых в Театральном проезде.
В самом центре города, на углу с Театрального проезда и Рождественки стоит большой серый дом, на вид 1930-х годов. Трудно поверить, но здание возведено в конце 19 века самим Львом Кекушевым, мастером модерна, хотя и строилось в стиле эклектики, в 1893 году. Тем не менее архитектура здания предвещала появление раннего модерна.

1_1
Изначально дом был четырёхэтажным, и наиболее выразительной в нём являлась угловая часть с большим полукруглым окном, куполом и башенкой.

1_2

Этот угол было хорошо видно с Лубянской площади, то есть здание фактически являлось частью её ансамбля. Стоит ли говорить, что Лубянская площадь до 1930-х годов – одна из самых красивых в Москве площадей, целый ряд уникальных зданий составляли её ансамбль, к сожалению все они были снесены. То, что не было снесено – перестроили. Также как и Хлудовский дом на углу Рождественки.

1_3
В 1934 году он был надстроен на три этажа и перестроен по проекту С. Чернышёва. Декор крайне упростили, получилось строгое неоклассическое здание рядом с «Детским миром», не особо привлекающее внимание в наши дни.

 

2. Дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади.
Театральный проезд выводит нас на Лубянскую площадь, главенствующим зданием на которой сегодня является огромный комплекс ФСБ. Всем известное здание КГБ-ФСБ изначально выглядело совершенно по-другому и строилось оно, вопреки внешнему виду, вовсе не в сталинскую эпоху, а в конце 19 века, в 1897-99 годах, для страхового общества «Россия». Интересно, что это были два разных корпуса, которые разделялись началом Малой Лубянки. Корпус справа от Малой Лубянки проектировал А. Иванов, слева – Н. Проскурнин.

2_1
Комплекс доходных домов страхового общества «Россия» до перестроек, в начале ХХ века. Между корпусами видно начало Малой Лубянки.

По архитектуре это было очень интересное сочетание европейских стилей – от французского ренессанса до североевропейского барокко. После революции здания передали ВЧК, и далее оно переходило преемникам – НКВД, ОГПУ, МГБ, КГБ, и ныне – ФСБ. Перестройки начались в конце 1930-х годов.

2_2
1930-е годы. Левый корпус надстроен на два этажа.

С 1939 по 1947 год мастерская А. Щусева надстроила и перестроила правый корпус, расширила его, перекрыв при этом Малую Лубянку. Фасад получил обработку в духе итальянского ренессанса. С левой стороны всё ещё сохранялся в своём первоначальном облике корпус Н. Проскурнина, разве что он был надстроен.

2_3
Квартал после перестройки 1930-х – 1940-х годов.

И только в 1983-84 годах левую часть перестроили по проекту Щусева, таким образом сформировался огромный фасад вдоль всей Лубянской площади, который в целом неплох, но по-сравнению с изначальным обликом зданий – суховат, тяжеловесен и не так интересен.

2_4

Другим же постройкам, создававшим облик Лубянской площади, — повезло гораздо меньше, их вообще снесли, — это Китайгородская стена с башнями, часовня св. Пантелеймона, Владимирская церковь, «Шиповская крепость», Постниковский пассаж и Гребнёвская церковь.

 

3. Доходный дом страхового общества «Жизнь» на Малой Лубянке.
Идём от площади по Большой Лубянке в сторону Сретенских ворот, и сворачиваем налево в Сретенский тупик. Там нас ждёт совершенно простое семиэтажное здание, производящее впечатление недоделанного доходного дома начала ХХ века. Изначально же, дом был удивительным. Особенно выделялась угловая башня и интересный декор в стиле модерн.

3_1
Дом до перестройки, в начале ХХ века.

Дело в том, что строил этот доходный дом для страхового общества «Жизнь», — В. Шауб, известный Петербургский архитектор, автор полсотни домов в Питере, и нескольких в Москве. Многие его здания – уникальные образцы модерна с элементами разных европейских стилей, например голландской архитектуры. К сожалению одна из лучших работ Шауба в Москве была изуродована в 1930-е годы. Снесли башню, сбили декор в стиле модерн и надстроили дом на два этажа. В итоге получилось грузное невыразительное здание.

3_2
Сегодняшний вид дома с того же угла.

 

4. Костёл Петра и Павла в Милютинском переулке.
Напротив предыдущего дома, на противоположной стороне Милютинского переулка стоит странное здание, напоминающее сталинский дом культуры. Сейчас в нём располагаются офисы, а 100 лет назад здесь находился католический костёл Петра и Павла, прекраснейшее здание в псевдоготическом стиле, построенное А. Жилярди в 1839-45 годах.

4
Костёл Петра и Павла в конце 19 века

4_1
И сейчас.

4_2
Косёл в начале 20 века, вид из Сретенского тупика.

Церковь закрыли в 1937 году, а здание передали кинотеатру, который тут так и не заработал. А во время войны в бывший костёл попала немецкая авиабомба, которая очень серьёзно повредила здание. И после войны его уже не стали восстанавливать в первоначальном облике, в итоге получилось то, что мы видим сейчас. С 1946 года, и по сей день тут находится институт «Гипроуглемаш».

4_3
Вид с этой же точки сейчас.

 

5. Доходный дом акционерного общества «Феттер и Гинкель» в Милютинском переулке.
Рядом с перестроенным костёлом, на углу Милютинского и Боброва переулков стоит огромный дом, разглядеть весь фасад которого можно, лишь задрав голову вверх. Выглядит он странно, незавершённо. На самом деле дом проектировал любитель готики В. Дубовской, и в его проекте было множество готических деталей на фасаде дома.
Здание начали строить в 1915 году, и к 1917 году возвели только 5 этажей, не успев создать декор фасада. Только в 1920-е годы дом надстроили 6-м этажом, а в 1930-е – ещё двумя этажами, таким образом первоначальный замысел сильно исказился, и те готические детали, которые успели сделать до революции, смотрятся очень странно, оторвано от остального фасада, который получился крайне упрощённым. К сожалению, нет фотографий этого дома до надстройки 1930-х годов, есть проект В. Дубовского, возможно один из вариантов:

5_1

5_2
И вот такое изображение – кадр кинохроники конца 1920-х годов, вид со стороны Сретенских ворот. С этой точки виден лишь силуэт, но даже он позволяет оценить образ дома, бросается в глаза огромный ступенчатый щипец, издалека этот дом создаёт силуэт средневекового готического замка или собора. К сожалению, при надстройке 1930-х годов этот щипец был уничтожен, и дом получился совсем простым, лишь с отголосками готики.

5_3
С 1930-х годов дом выглядит вот так.

5_4
Остатки готических элементов декора.

 

6. Запасный дворец – МПС — РЖД на Красных Воротах.
Все видели большое серое конструктивистское здание с башней на площади красных ворот. но далеко не все знают, сколько ему лет. в основе современного здания скрывается запасный дворец Елизаветы Петровны, 1740-х годов. В те времена он был барочным, потом успел побыть и классицистическим, а в начале 20 века его надстроили 3-м этажом, и придали фасаду неоклассический декор. Перестройку вёл Мейснер, для института благородных девиц.

6
Здание в начале ХХ века, после перестройки А. Мейснера.

6_1
Вид с Садового кольца.

Нас же интересует советская перестройка здания, ведь после революции благородные девицы уступили место железнодорожникам, тут расположился наркомат путей сообщения. И в начале 1930-х годов здание сначала было просто надстроено двумя этажами:
6_2

А потом полностью перестроено по проекту архитектора Фомина. В итоге узнать в этом здании прежний его облик совершенно невозможно. Хотя, если приглядеться к прямоугольным окнам первого этажа, за ними видны старые, арочные оконные проёмы. А если зайти во двор со стороны новой Басманной, можно увидеть декор фасада начала 20 века.

6_3
Здание после перестройки начала 1930-х годов.

 

7. «Дом со зверями» на Чистых прудах.
Знаменитый «дом со зверями» на Чистопрудном бульваре прекрасен и сейчас, но изначально он был гораздо более изящным. Дом строился по рисункам художника Вашкова, вдохновлённого белокаменной резьбой древних храмов Владимиро-Суздальских земель. Принадлежал этот доходный дом церкви Троицы на Грязех, расположенной поблизости.

7_1
Дом в начале ХХ века.

В сталинскую эпоху дом надстроили на два этажа, и он стал более тяжеловесным, пропорции исказились, фасад стал не таким гармоничным, и теперь фасад выглядит странно. Пояс из лепных фантастических зверей перевешивает и странно сочетается с минималистичной надстройкой. К тому же, при надстройке были уничтожены уникальные детали — интереснейшая ограда, венчающая здание сверху, и часть декора четвёртого этажа, а также ворота, примыкавшие к дому справа. Хоть первые четыре этажа и сохранили свой декор, дом воспринимается уже не таким шедевром, каким он являлся до революции.

7_2
После перестройки дом в таком виде.

7_3
Утраченные при перестройке ворота.

 

8. Особняк Кузнецовых на проспекте Мира.
На проспекте Мира, недалеко от выхода из одноимённого метро стоит «башенкой» четырёхэтажное здание с элементами готики, которое можно принять за доходный дом начала 20 века. При этом есть ощущение, что с пропорциями не всё в порядке, и с верхушкой что-то не то. На самом деле, этот дом никогда не был доходным, это двухэтажный особняк 1897 года, надстроенный на два этажа в первые годы советской власти. Причем особняк постройки самого Шехтеля, для фарфоровых королей Кузнецовых.

8_1
Особняк Кузнецовых до революции.

Сначала дом был надстроен на два этажа, которые даже не были оштукатурены, то есть выглядело всё, как слоёный пирог:
8_2

Позже, в 1930-е годы, верхушку оштукатурили, а в 1970-е годы надстроили технический этаж, и срезав верх треугольного щипца. И теперь невозможно в этой постройке узнать яркий псевдоготический особняк авторства гения модерна Шехтеля.

8_3
Дом после всех перестроек.

 

9. Введенский народный дом — «Дворец на Яузе».
Недалеко от метро электрозаводская, на площади Журавлева стоит монументальное здание дома культуры, в стиле позднего сталинского ампира, с величественным колонным портиком, и крупными деталями. сейчас он называется «дворец на Яузе», а в разное время он успел побыть и театром Моссовета, и Телевизионным театром, и домом культуры электрозавода. Но строился он вовсе не с нуля, а перестраивался из здания начала 20 века — Введенского народного дома. Строился этот дореволюционный «дом культуры» в 1903-04 годах по проекту мастера модерна Иванова-Шица.

9_1

Этот архитектор придерживался стилистики венского сецессиона — одного из направлений модерна, и построенный им доходный дом получился шедевром этого стиля.

9_2

Это был самый известный народный дом Москвы, но в 1947 году здание было капитально перестроено и надстроено, архитектура полностью изменена, в итоге мы видим типичный дом культуры сталинской эпохи, какой очень легко представить в любом областном центре России.

9_3
Так он выглядит после перестройки.

Таких зданий полно, а вот похожих на Введенский народный дом образцов модерна, к сожалению, больше нет, этот пример был уникальным, и несомненно, он делал эту часть города интереснее.

 

10. Здание лаборатории на 2-й Бауманской улице.
На углу 2-й Бауманской улицы и технического переулка стоит 5-этажное здание, возраст которого сложно определить на первый взгляд. Его можно принять за неоклассицизм начала 20 века, а можно и за сталинский стиль, тоже очередной неоклассицизм. на самом деле здание построено в 1902 году как лаборатория императорского технического училища, и архитектура его была поразительна.

10_2

Тут была и круглая башня со шпилем, напоминающая средневековые замки, и ступенчатый щипец, декор в духе романского стиля и французского ренессанса. И строил это чудо, предположительно, сам Лев Кекушев, гений модерна. Здание оживляло строгий ампирный ансамбль перестроенных дворцов Немецкой слободы, являлось изюминкой и доминантой всей улицы:

10_1

Но, к сожалению в 1930-е годы его надстроили на 2 этажа, башню снесли, а фасад полностью перелицевали, и от первоначальной красоты ничего не осталось. Здание и сейчас неплохое, но совершенно рядовое по своему проекту. Лишь со двора можно увидеть остатки старого декора, при том, что дворовый фасад изначально был гораздо проще уличного.

10_3
Современный вид здания.

 

11. Гимназия Капцовых в Леонтьевском переулке.
На углу Леонтьевского переулка и Шведского тупика стоит здание школы в сталинском стиле, и только немногие знают, что собой представляла эта постройка 100 лет назад. Она строилась как гимназия Капцовых в 1890-е годы по проекту Дмитрия Чичагова. И это было самое красивое и удивительное здание переулка, который, надо сказать, далеко не беден на шикарные особняки. по стилю здание напоминало североевропейскую архитектуру, от ренессанса до барокко, в том числе и шведский стиль.
11_1

Это и не случайно, ведь в 17-19 веках тут находилось Шведское подворье, в названии Шведского тупика сохраняется память о нём, а вот здание Капцовской гимназии, к сожалению, надстроено и перестроено до неузнаваемости в 1952 году. Леонтьевский переулок потерял свою жемчужину, и без неё остался одним из самых красивых в окрестностях. Можно только воображать, каким бы он был, если бы Капцовскую гимназию не изуродовали.

11_2
После перестройки.

 

12. Тверской бульвар, 6.
Сейчас дом 6 по Тверскому бульвару, следующий за зданием ТАСС, совершенно ординарный и ничем не примечательный по архитектуре, фасад его довольно скучный. Если бы мы перенеслись на 100 лет назад, мы бы увидели совершенно сказочный, фантастический доходный дом.

12_1
Дом 6 по Тверскому бульвару до перестройки.

Справа сверху дом завершался башней-куполом, на которой сидел дракон. Решетки балконов украшали орлы с раскрытыми крыльями, оконные рамы выполнены в виде паутины, а на фасаде можно было встретить лепных сов, ласточек и летучих мышей. Проектировал всю эту красоту архитектор Зеленко, автор немногих, но очень интересных и удивительных по архитектуре домов. Заказчиком выступило Санкт-Петербургское страховое общество, и возвели дом в 1902 году.

12_2
Вид с противоположной стороны Тверского бульвара до революции.

К сожалению, дом стал жертвой революции 1917 года, во время боёв у Никитских ворот он был обстрелян артиллерийскими снарядами, и полностью выгорел, остались одни внешние стены. Башня с драконом рухнула, а большая часть декора была сбита или изуродована.

12_3
Дом после обстрела, 1917 год.

И самое обидное, что дом не стали восстанавливать после революции по первоначальному проекту, его восстановили в крайне упрощённом виде, без всякого декора. До революции это был, без сомнения, самый красивый и поразительный доходный дом Тверского бульвара, сейчас же он уступает по красоте всем остальным здешним домам:
Бывший доходный дом на Тверском бульваре

Посмотрите также Уничтоженные, но не снесённые. Часть 2.

Комментировать с помощью Facebook: