Уничтоженные, но не снесённые. Трагедия перестроек. Часть 1.
Когда мы говорим об утратах Москвы, в первую очередь мы задумываемся и вспоминаем то, что уничтожили, что снесли, но не задумываемся о том, что адрес может быть утратой даже при том случае, если здание физически сохранилось. Просто оно было перестроено, быть может просто сбили декор, а быть может его теперь совершенно не узнать после надстройки тремя этажами и капитальной перестройки. Получается, что даже при том, что многое сохранилось, целый ряд первостатейных достопримечательностей города утрачены только лишь потому, что их перестроили. Многие из этих домов являлись украшениями центральных улиц и площадей города, а другие разнообразили рабочие окраины. Речь пойдёт о зданиях, которые пострадали, были перестроены и изуродованы именно в советское время.
Прогуляться по Москве и посмотреть сохранившиеся, но до неузнаваемости перестроенные дома —>
1.Доходный дом Хлудовых в Театральном проезде.
В самом центре города, на углу с Театрального проезда и Рождественки стоит большой серый дом, на вид 1930-х годов. Трудно поверить, но здание возведено в конце 19 века самим Львом Кекушевым, мастером модерна, хотя и строилось в стиле эклектики, в 1893 году. Тем не менее архитектура здания предвещала появление раннего модерна.
Изначально дом был четырёхэтажным, и наиболее выразительной в нём являлась угловая часть с большим полукруглым окном, куполом и башенкой.
Этот угол было хорошо видно с Лубянской площади, то есть здание фактически являлось частью её ансамбля. Стоит ли говорить, что Лубянская площадь до 1930-х годов – одна из самых красивых в Москве площадей, целый ряд уникальных зданий составляли её ансамбль, к сожалению все они были снесены. То, что не было снесено – перестроили. Также как и Хлудовский дом на углу Рождественки.
В 1934 году он был надстроен на три этажа и перестроен по проекту С. Чернышёва. Декор крайне упростили, получилось строгое неоклассическое здание рядом с «Детским миром», не особо привлекающее внимание в наши дни.
2. Дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади.
Театральный проезд выводит нас на Лубянскую площадь, главенствующим зданием на которой сегодня является огромный комплекс ФСБ. Всем известное здание КГБ-ФСБ изначально выглядело совершенно по-другому и строилось оно, вопреки внешнему виду, вовсе не в сталинскую эпоху, а в конце 19 века, в 1897-99 годах, для страхового общества «Россия». Интересно, что это были два разных корпуса, которые разделялись началом Малой Лубянки. Корпус справа от Малой Лубянки проектировал А. Иванов, слева – Н. Проскурнин.
Комплекс доходных домов страхового общества «Россия» до перестроек, в начале ХХ века. Между корпусами видно начало Малой Лубянки.
По архитектуре это было очень интересное сочетание европейских стилей – от французского ренессанса до североевропейского барокко. После революции здания передали ВЧК, и далее оно переходило преемникам – НКВД, ОГПУ, МГБ, КГБ, и ныне – ФСБ. Перестройки начались в конце 1930-х годов.
1930-е годы. Левый корпус надстроен на два этажа.
С 1939 по 1947 год мастерская А. Щусева надстроила и перестроила правый корпус, расширила его, перекрыв при этом Малую Лубянку. Фасад получил обработку в духе итальянского ренессанса. С левой стороны всё ещё сохранялся в своём первоначальном облике корпус Н. Проскурнина, разве что он был надстроен.
Квартал после перестройки 1930-х – 1940-х годов.
И только в 1983-84 годах левую часть перестроили по проекту Щусева, таким образом сформировался огромный фасад вдоль всей Лубянской площади, который в целом неплох, но по-сравнению с изначальным обликом зданий – суховат, тяжеловесен и не так интересен.
Другим же постройкам, создававшим облик Лубянской площади, — повезло гораздо меньше, их вообще снесли, — это Китайгородская стена с башнями, часовня св. Пантелеймона, Владимирская церковь, «Шиповская крепость», Постниковский пассаж и Гребнёвская церковь.
3. Доходный дом страхового общества «Жизнь» на Малой Лубянке.
Идём от площади по Большой Лубянке в сторону Сретенских ворот, и сворачиваем налево в Сретенский тупик. Там нас ждёт совершенно простое семиэтажное здание, производящее впечатление недоделанного доходного дома начала ХХ века. Изначально же, дом был удивительным. Особенно выделялась угловая башня и интересный декор в стиле модерн.
Дом до перестройки, в начале ХХ века.
Дело в том, что строил этот доходный дом для страхового общества «Жизнь», — В. Шауб, известный Петербургский архитектор, автор полсотни домов в Питере, и нескольких в Москве. Многие его здания – уникальные образцы модерна с элементами разных европейских стилей, например голландской архитектуры. К сожалению одна из лучших работ Шауба в Москве была изуродована в 1930-е годы. Снесли башню, сбили декор в стиле модерн и надстроили дом на два этажа. В итоге получилось грузное невыразительное здание.
Сегодняшний вид дома с того же угла.
4. Костёл Петра и Павла в Милютинском переулке.
Напротив предыдущего дома, на противоположной стороне Милютинского переулка стоит странное здание, напоминающее сталинский дом культуры. Сейчас в нём располагаются офисы, а 100 лет назад здесь находился католический костёл Петра и Павла, прекраснейшее здание в псевдоготическом стиле, построенное А. Жилярди в 1839-45 годах.
Костёл Петра и Павла в конце 19 века
Косёл в начале 20 века, вид из Сретенского тупика.
Церковь закрыли в 1937 году, а здание передали кинотеатру, который тут так и не заработал. А во время войны в бывший костёл попала немецкая авиабомба, которая очень серьёзно повредила здание. И после войны его уже не стали восстанавливать в первоначальном облике, в итоге получилось то, что мы видим сейчас. С 1946 года, и по сей день тут находится институт «Гипроуглемаш».
5. Доходный дом акционерного общества «Феттер и Гинкель» в Милютинском переулке.
Рядом с перестроенным костёлом, на углу Милютинского и Боброва переулков стоит огромный дом, разглядеть весь фасад которого можно, лишь задрав голову вверх. Выглядит он странно, незавершённо. На самом деле дом проектировал любитель готики В. Дубовской, и в его проекте было множество готических деталей на фасаде дома.
Здание начали строить в 1915 году, и к 1917 году возвели только 5 этажей, не успев создать декор фасада. Только в 1920-е годы дом надстроили 6-м этажом, а в 1930-е – ещё двумя этажами, таким образом первоначальный замысел сильно исказился, и те готические детали, которые успели сделать до революции, смотрятся очень странно, оторвано от остального фасада, который получился крайне упрощённым. К сожалению, нет фотографий этого дома до надстройки 1930-х годов, есть проект В. Дубовского, возможно один из вариантов:
И вот такое изображение – кадр кинохроники конца 1920-х годов, вид со стороны Сретенских ворот. С этой точки виден лишь силуэт, но даже он позволяет оценить образ дома, бросается в глаза огромный ступенчатый щипец, издалека этот дом создаёт силуэт средневекового готического замка или собора. К сожалению, при надстройке 1930-х годов этот щипец был уничтожен, и дом получился совсем простым, лишь с отголосками готики.
С 1930-х годов дом выглядит вот так.
Остатки готических элементов декора.
6. Запасный дворец – МПС — РЖД на Красных Воротах.
Все видели большое серое конструктивистское здание с башней на площади красных ворот. но далеко не все знают, сколько ему лет. в основе современного здания скрывается запасный дворец Елизаветы Петровны, 1740-х годов. В те времена он был барочным, потом успел побыть и классицистическим, а в начале 20 века его надстроили 3-м этажом, и придали фасаду неоклассический декор. Перестройку вёл Мейснер, для института благородных девиц.
Здание в начале ХХ века, после перестройки А. Мейснера.
Нас же интересует советская перестройка здания, ведь после революции благородные девицы уступили место железнодорожникам, тут расположился наркомат путей сообщения. И в начале 1930-х годов здание сначала было просто надстроено двумя этажами:
А потом полностью перестроено по проекту архитектора Фомина. В итоге узнать в этом здании прежний его облик совершенно невозможно. Хотя, если приглядеться к прямоугольным окнам первого этажа, за ними видны старые, арочные оконные проёмы. А если зайти во двор со стороны новой Басманной, можно увидеть декор фасада начала 20 века.
Здание после перестройки начала 1930-х годов.
7. «Дом со зверями» на Чистых прудах.
Знаменитый «дом со зверями» на Чистопрудном бульваре прекрасен и сейчас, но изначально он был гораздо более изящным. Дом строился по рисункам художника Вашкова, вдохновлённого белокаменной резьбой древних храмов Владимиро-Суздальских земель. Принадлежал этот доходный дом церкви Троицы на Грязех, расположенной поблизости.
В сталинскую эпоху дом надстроили на два этажа, и он стал более тяжеловесным, пропорции исказились, фасад стал не таким гармоничным, и теперь фасад выглядит странно. Пояс из лепных фантастических зверей перевешивает и странно сочетается с минималистичной надстройкой. К тому же, при надстройке были уничтожены уникальные детали — интереснейшая ограда, венчающая здание сверху, и часть декора четвёртого этажа, а также ворота, примыкавшие к дому справа. Хоть первые четыре этажа и сохранили свой декор, дом воспринимается уже не таким шедевром, каким он являлся до революции.
После перестройки дом в таком виде.
Утраченные при перестройке ворота.
8. Особняк Кузнецовых на проспекте Мира.
На проспекте Мира, недалеко от выхода из одноимённого метро стоит «башенкой» четырёхэтажное здание с элементами готики, которое можно принять за доходный дом начала 20 века. При этом есть ощущение, что с пропорциями не всё в порядке, и с верхушкой что-то не то. На самом деле, этот дом никогда не был доходным, это двухэтажный особняк 1897 года, надстроенный на два этажа в первые годы советской власти. Причем особняк постройки самого Шехтеля, для фарфоровых королей Кузнецовых.
Особняк Кузнецовых до революции.
Сначала дом был надстроен на два этажа, которые даже не были оштукатурены, то есть выглядело всё, как слоёный пирог:
Позже, в 1930-е годы, верхушку оштукатурили, а в 1970-е годы надстроили технический этаж, и срезав верх треугольного щипца. И теперь невозможно в этой постройке узнать яркий псевдоготический особняк авторства гения модерна Шехтеля.
9. Введенский народный дом — «Дворец на Яузе».
Недалеко от метро электрозаводская, на площади Журавлева стоит монументальное здание дома культуры, в стиле позднего сталинского ампира, с величественным колонным портиком, и крупными деталями. сейчас он называется «дворец на Яузе», а в разное время он успел побыть и театром Моссовета, и Телевизионным театром, и домом культуры электрозавода. Но строился он вовсе не с нуля, а перестраивался из здания начала 20 века — Введенского народного дома. Строился этот дореволюционный «дом культуры» в 1903-04 годах по проекту мастера модерна Иванова-Шица.
Этот архитектор придерживался стилистики венского сецессиона — одного из направлений модерна, и построенный им доходный дом получился шедевром этого стиля.
Это был самый известный народный дом Москвы, но в 1947 году здание было капитально перестроено и надстроено, архитектура полностью изменена, в итоге мы видим типичный дом культуры сталинской эпохи, какой очень легко представить в любом областном центре России.
Так он выглядит после перестройки.
Таких зданий полно, а вот похожих на Введенский народный дом образцов модерна, к сожалению, больше нет, этот пример был уникальным, и несомненно, он делал эту часть города интереснее.
10. Здание лаборатории на 2-й Бауманской улице.
На углу 2-й Бауманской улицы и технического переулка стоит 5-этажное здание, возраст которого сложно определить на первый взгляд. Его можно принять за неоклассицизм начала 20 века, а можно и за сталинский стиль, тоже очередной неоклассицизм. на самом деле здание построено в 1902 году как лаборатория императорского технического училища, и архитектура его была поразительна.
Тут была и круглая башня со шпилем, напоминающая средневековые замки, и ступенчатый щипец, декор в духе романского стиля и французского ренессанса. И строил это чудо, предположительно, сам Лев Кекушев, гений модерна. Здание оживляло строгий ампирный ансамбль перестроенных дворцов Немецкой слободы, являлось изюминкой и доминантой всей улицы:
Но, к сожалению в 1930-е годы его надстроили на 2 этажа, башню снесли, а фасад полностью перелицевали, и от первоначальной красоты ничего не осталось. Здание и сейчас неплохое, но совершенно рядовое по своему проекту. Лишь со двора можно увидеть остатки старого декора, при том, что дворовый фасад изначально был гораздо проще уличного.
11. Гимназия Капцовых в Леонтьевском переулке.
На углу Леонтьевского переулка и Шведского тупика стоит здание школы в сталинском стиле, и только немногие знают, что собой представляла эта постройка 100 лет назад. Она строилась как гимназия Капцовых в 1890-е годы по проекту Дмитрия Чичагова. И это было самое красивое и удивительное здание переулка, который, надо сказать, далеко не беден на шикарные особняки. по стилю здание напоминало североевропейскую архитектуру, от ренессанса до барокко, в том числе и шведский стиль.
Это и не случайно, ведь в 17-19 веках тут находилось Шведское подворье, в названии Шведского тупика сохраняется память о нём, а вот здание Капцовской гимназии, к сожалению, надстроено и перестроено до неузнаваемости в 1952 году. Леонтьевский переулок потерял свою жемчужину, и без неё остался одним из самых красивых в окрестностях. Можно только воображать, каким бы он был, если бы Капцовскую гимназию не изуродовали.
12. Тверской бульвар, 6.
Сейчас дом 6 по Тверскому бульвару, следующий за зданием ТАСС, совершенно ординарный и ничем не примечательный по архитектуре, фасад его довольно скучный. Если бы мы перенеслись на 100 лет назад, мы бы увидели совершенно сказочный, фантастический доходный дом.
Дом 6 по Тверскому бульвару до перестройки.
Справа сверху дом завершался башней-куполом, на которой сидел дракон. Решетки балконов украшали орлы с раскрытыми крыльями, оконные рамы выполнены в виде паутины, а на фасаде можно было встретить лепных сов, ласточек и летучих мышей. Проектировал всю эту красоту архитектор Зеленко, автор немногих, но очень интересных и удивительных по архитектуре домов. Заказчиком выступило Санкт-Петербургское страховое общество, и возвели дом в 1902 году.
Вид с противоположной стороны Тверского бульвара до революции.
К сожалению, дом стал жертвой революции 1917 года, во время боёв у Никитских ворот он был обстрелян артиллерийскими снарядами, и полностью выгорел, остались одни внешние стены. Башня с драконом рухнула, а большая часть декора была сбита или изуродована.
И самое обидное, что дом не стали восстанавливать после революции по первоначальному проекту, его восстановили в крайне упрощённом виде, без всякого декора. До революции это был, без сомнения, самый красивый и поразительный доходный дом Тверского бульвара, сейчас же он уступает по красоте всем остальным здешним домам:
Посмотрите также Уничтоженные, но не снесённые. Часть 2.