Германия в Москве
Москва — большой интернациональный город. Как ни крути, а все равно одна из мировых столиц. Во все времена сюда съезжались люди разных национальностей и из разных стран мира. Мы уже делали краткую публикацию про Иностранное в Москве, но посчитали, что ее надо расширить, так появилась Великобритания в Москве.
А сегодня предлагаем ознакомиться с московскими местами, связанными с Германией, а также с некоторыми известными московскими немцами —>
Лефортово и немецкая слобода
Первые немецкие поселенцы появились в Москве в начале XVI века при царе Василии III. Иностранцы тогда были в Москве большой диковинкой, и немцами называли любых иноземцев — “что немые, по-нашему ни слова сказать не могут, немцы и есть!”. Через сто с небольшим лет немецкая община в Москве настолько выросла, ее решили выселить за город в отдельное поселение. Так на правом берегу Яузы, где в нее впадал ручей Кукуй, появилась Немецкая слобода с типичными европейскими домиками и укладом жизни. “На Кукуе” очень любил развлекаться будущий император Петр I, где и нашел себе двух верных сподвижников, будущих российских генералов — шотландца Патрика Гордона и швейцарца Франца Лефорта, имя которого и по сей день носит район Лефортово.
Про этот район можно рассказывать часами, поэтому в новом сезоне мы готовим отдельную экскурсию по району Немецкой слободы.
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор свв. Петра и Павла в Старосадском переулке
Старая церковь в Старосадском переулке была построена еще в начале XIX века на средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, причем колокол для церкви позже был подарен кайзером Вильгельмом I. Здесь в 1843 г. с концертом выступал Ференц Лист.
К началу XX столетия церковь уже была слишком мала для растущего прихода и к 1905 году на этом месте было выстроено новое здание, увенчанное шпилем. После революции 1917 г. церковь еще продолжала работать, но в 1936 г. пастор и церковный совет были арестованы, а здание сначала передано под кинотеатр «Арктика», а потом его заняла студия “Диафильм”. В 1957 г. церковь лишилась шпиля, который был восстановлен только в 2000-х. Ныне в здании возобновлены службы, проходят концерты органной музыки и собираются московские лютеране.
Универмаг Лейпциг
В 1965 году по адресу Ленинский проспект, 87, открылся универмаг “Лейпциг”. Универмаг был настолько популярен, что к 1979 г. на ул. Академика Варги, окраине Москвы, для него выстроили отдельное здание. Несмотря на удаленность от центра города многие москвичи часто посещали этот универмаг. В отличие от однообразных советских магазинов, этот универмаг изначально создавался под торговлю дефицитными товарами из ГДР. Одежда, посуда, красивые немецкие игрушки — за этим там постоянно стояли длинные очереди. Дети толпились у огромной действующей модели железной дороги, а, если везло, успевали купить себе ярко раскрашенные фигурки индейцев, героев безумно популярных среди детворы немецких вестернов с Гойко Митичем.
Сейчас универмаг продолжает функционировать под прежним названием, но, конечно же, превратился в заурядный торговый центр.
Посольство Италии в Москве
Нынешнее здание посольства Италии в Денежном переулке близ знаменитого Арбата недолгое время успело побыть посольством Германии. После революции в апреле 1918 г. конфискованный у семьи Бергов особняк въехала дипломатическая миссия Германии во главе с графом Вильгельмом фон Мирбах-Харффом. Отношения по началу были довольно хорошими, не зря до этого в одностороннем порядке Россия вышла из Первой Мировой войны и подписала с Германией мир. Но уже 6 июля эсеры Яков Блюмкин и Николай Андреев, снабженные мандатами ЧК, вошли в здание посольства и, вызвав посла в парадную гостиную, выстрелили в него. Убийство графа Мирбаха послужило сигналом к мятежу левых эсеров, желавших поссорить Германию с Россией и свергнуть советское правительство.
Несмотря на то, что уже вечером в бывший дом Бергов прибыл Ленин и, выразив соболезнование, обещал сурово наказать убийц, германское посольство вскоре покинуло Москву еще на несколько лет.
У здания богатая дореволюционная история, здесь бывал Гиляровский и весь московский свет. Во время экскурсии от Арбата до Пречистенки мы отдельно долго про него рассказываем.
Скульптурная группа “Вечная дружба” с маленькими Гансом и Машенькой была установлена 16 июня 1989 г. на ул.1905 года (точное место) в знак дружбы между краснопресненским районом Москвы и баварской областью Денкендорф.
На фото: точная копия скульптуры, установленная в Денкендорфе.
В Москве неподалеку от Курского вокзала у центра Сахарова стоит часть самой настоящей берлинской стены. Про нее мы делали отдельную публикацию.
Клиника доктора Лодера
В наше время Хилков переулок в районе Остоженки не каждый москвич-то сразу найдет, а в начале XIX века его знала не только вся Москва, но и вся Россия. После войны с Наполеном немец доктор Юстус Христиан Лодер (Justus Christian Loder) открыл здесь свою водолечебницу, по сути первый SPA-курорт Москвы и России. Курс лечения у доктора Лодера стоил баснословную сумму — 300 рублей, средний московский ремесленник зарабатывал столько лишь за год. Весь московский и петербургский бомонд приезжал лечиться к доктору Лодеру: принимали ванны, пили минеральную воду и обязательно по три часа в день прогуливались на свежем воздухе в парке. Простые москвичи с интересом наблюдали за таким лечением и называли пациентов клиники “лодырями”. С тех пор слово крепко вошло в русский язык в значении “лентяй”, бездельник”.
Памятник Гаазу
В Малом Казенном переулке напротив НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, бывшей больницы, стоит небольшой бюст “святому доктору”, “доброму дедушке Гаазу”. Доктор Фридрих Йозеф Гааз (Friedrich-Joseph Haas), переиначенный на русский манер в Федора Петровича, в начале XIX столетия занимал должность главного врача московских тюрем. Именно при нем положение заключенных в России резко улучшилось. Часто на скромные свои средства доктор Гааз покупал лекарства для бедных. Доктор Гааз все свое время проводил на работе, а все накопления тратил на благотворительность. Бывало придет лечить преступников, а те во время процедуры ему карманы обчистят, на что Гааз не обижался, а только жалел этих людей. “Спешите делать добро” — таков был его лозунг, выгравированный на постаменте. Римская католическая церковь в наше время начала процесс канонизации доктора Гааза.
Современный вид памятника
Мемориальная доска на школе в Кёльне, где учился Гааз:
Д-р Фридрих Йозеф Хаасс
1780-1853
«Святой московский доктор»
учился до 1802 в
центральной школе
на Марцелленштрассе
по специальностям литература, медицина
и естественные науки
фото
Институт мозга
Ну улице Воронцово поле располагаются краснокирпичные неоготические корпуса НИИ Мозга. Сами здания были построены в начале XX столетия для Евангелической больницы, основанной по инициативе московских немцев-предпринимателей. В больнице лечили бесплатно, при этом половина пациентов была совершенно разного вероисповедания.
После революции и смерти Ленина в 1924 г. здания были переданы под лабораторию по изучению мозга Ленина. Руководил лабораторией немецкий невролог Оскар Фогт. Целью лаборатории было научно обосновать гениальность Ленина и отыскать физиологические черты, послужившие ее залогом. К концу 1920-х лаборатория сильно разрослась, накопила коллекцию мозгов различных людей и была преобразована в научно-исследовательский институт по изучению мозга.
Фабрика Эйнем — «Красный октябрь»
Краснокирпичные корпуса зданий бывшей кондитерской фабрики “Красный октябрь”, ныне занятые лофтами, кафе и офисами, на стрелке Садовнического острова до революции 1917 г. принадлежали фабрике Эйнем, основанной немцами Фердинандом фон Эйнемом и Юлиусом Гейсом, поскольку Гейс пришел в компанию позже, то она носила имя Эйнема, при этом Гейс оставил это название и после смерти компаньона.
До революции продукция фабрики двух российских немцев была популярна не только в России, но и поставлялась в Европу. К тому же, фабрика имела почетный титул “Поставщик двора Его Императорского Величества”.
фото
Дангауэровка
Завод “Компрессор” в районе Авиамоторной сегодняшнее название получил только после революции, а в XIX веке он был известен в качестве котельного завода немцев Дангауэра и Кайзера, почти монополистов в своей отрасли. Завод рос настолько быстро, что при нем образовался свой рабочий поселок, неофициально прозванный Дангауэровка, который позже стал одним из районов мегаполиса. Прежнего завода уже нет, а местные жители так до сих пор и называют район — Дангауэровка, при этом уже не до конца понимая, откуда и почему возникло такое название и никак не связывая его с чем-то немецким, само название вслед за Ильинкой, Маросейкой, Лубянкой и прочими звучит чисто по-московски.
Для удобства мы обозначили все эти места на интерактивной карте:
View Германия в Москве in a larger map