В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Входные двери в квартиру с шумоизоляцией

Давно ли в Москве появился лифт: самый популярный транспорт в Москве

Auto Date Вторник, марта 3, 2020

Collage_lift

Самый привычный и популярный транспорт в Москве – это не метро, не наземный транспорт, это то, с чем мы сталкиваемся каждый день и воспринимаем как должное – лифты. Они везде, от жилых домов до торговых центров и офисов. Каждый день каждый из нас совершает по несколько поездок, но так было не всегда, ещё в 1950-х лифты были не так распространены, а ещё до войны и совсем были диковинкой.

Но когда и где в Москве появились первые лифты? Где они были изобретены? И что нас ждёт в будущем?

Об этом ниже: поговорим об истории лифтов и прогуляемся по Карачаровскому механическому заводу —>

 

0_0

Первые прототипы лифтов – Древний Египет
История появления современного лифта – очень долгая и непростая. Сложно сказать, когда появился первый лифт. Ведь ещё в Древнем Египте появились машины для подъёма каменных блоков и строительства пирамид. Имелась система канатов, пущенных через вращающиеся барабаны, которые приводились в движение, конечно же, ручным трудом. Такой подъёмник изобрежи в 2600 году до нашей эры, он мог поднимать камни весом до 90 кг на 150-метровую высоту.

0_1 - колизей остатки подъёмника
Остатки подъёмника в Колизее

 

Древний Рим
Дальше технологию развивали в Древнем Риме – появились механизмы для подъёма гладиаторов и зверей на арены колизеев. А ещё их использовали для подъёма готовых блюд из кухни в столовую. Такие «лифты» появились в 236 году, и их изобретение приписывается знаменитому Архимеду. Один из таких механизмов был найден при раскопках Геркуланума, погибшего вместе с соседними Помпеями во время извержения Везувия.
0_1_1- подъёмник в александрии
Подъёмник в Александрии

0_2

Средние века
В средневековой Европе тоже не обошлось без подъёмных механизмов, но позволить себе их могли только монархи, богатые дворяне и представители церкви. Движущей силой этих механизмов являлись животные (например, ослики) и слуги. Позже, в 17 веке подъёмники стали оснащать системой блоков и гирь. Во Франции был придуман «летающий стул», который крепился а одному из дворцов снаружи, и мог поднимать наверх людей и грузы.
0_3

Считается, что первое подобие современного лифта появилось в 1743 году – в Версале для Людовика XV. Монарх мог подниматься в любой момент к своей фаворитке. Но сделать это приватно ему всё-равно не получилось, ведь лифт приводился в движение силой слуг.
0_4
«Лифт» Людовика XV

0_5 - груз гидравлич подъёмник
Гидравлический подъёмник

И только в начале 19 века произошла революция – появились лифты на механической тяге. В 1800 году в Америке запустили лифт на паровом двигателе, обслуживающий угольную шахту. В середине 19 века произошли важные изменения – в 1852 году американский изобретатель Элайша Грейвз Отис придумал систему тормозов-ловителей, которые не давали лифту упасть при обрыве троса. В это же время появились гидравлические лифты, приводимые в движение столбом воды. А ещё винтовые, которые вместо троса ездили вверх-вниз по огромному винту.
0_6 -отис
Отис демонстрирует первый безопасный лифт

И, наконец, в 1880 году немецкая компания Сименс и Гальске придумала электрический лифт, который поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. В конце 1880-х годов электрические лифты стали ставить первых Нью-Йоркских небоскрёбах. С тех пор ничего не сдерживало высоту зданий.

 

Первый в Москве
В Москве первый лифт поставили доме № 17 на Рождественском бульваре в 1901 году. Немного позже лифты появились в доме Страхового Общества Россия на Сретенском бульваре. Но своего лифтостроения в России начала века не было и оборудование были вынуждены закупать за границей.
0_7
Рождественский бульвар, дом 17. Здесь появился первый электрический лифт в Москве

Первый электрический лифт в общественном месте в Москве появился в 1908 году – в торговом центре Мюр и Мерилиз, нынешнем ЦУМе.

0_8_
Современники оставили колоритные воспоминания про эту новинку. Начальник московской сыскной полиции А. Ф. Кошко писал:

«И толковали твердолобые купцы:
«Подошел я, было, к лестнице, а тут выскакивает мальчонка, распахивает какую-то дверцу:
— Пожалуйте, — говорит.
— Чего тебе от меня надобно? — спрашиваю.
— А я вас вмиг на третий этаж доставлю.
Посмотрел я на него: такой дохленький, щупленький.
— Что ты, братец, никак с ума спятил? Во мне больше пяти пудов весу.
— Ничего не значит, — говорит, — пожалуйте, — и указывает на какую-то будку.
Перешагнул я через порог, мальчишка за мною, затем запер дверь, нажал какую-то пуговицу и… Господи, твоя воля! Началось сущее вознесение, мчимся по какому-то колодцу кверху, промелькнул этаж, в нем люди, мы дальше, наконец остановились.
Вышел я на волю, а сердце так и стучит. Оглянулся, а мальчишка с аппаратом сквозь землю уходит. Ну и диковинка!»»

Многие специально приезжали в Мюр и Мерлиз, чтобы покататься на лифте. Сестра Марины Цветаевой Анастасия в то время была ребёнком и особенно впечатлилась лифтом. Потом вспоминала:

«Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролеты этажей с бесстрашием колдовства, выныривая из пропасти с неуязвимостью заколдованности… Стоять и смотреть! Без конца! Когда же чья-то рука крепко берет мою руку и мы двигаемся к тому, что зовется «лифт», — мужество покидает меня, и я уже готовлюсь к своему «и-и-и»…»

 

После революции
Массовое жилищное строительство началось в советском союзе во второй половине 1920-х годов. Все посёлки для рабочих того времени строились 5-этажными для экономии, чтобы не делать лифты. По международным нормам здравоохранения 5-этажный дом можно было делать без лифта, а в 6-этажном лифт уже необходим. Тем не менее, некоторые секции домов повышали до 6 этажей, но лифты при этом не делали.  В отдельных кооперативных и ведомственных 7-8- этажных домах лифты ставились. Например, жилой дом работников НКПС на Новой Басманной 4-6, 1932 года постройки. Там 8 этажей и аж 14 подъездов, а значит 14 лифтов. Такое количество было большой редкостью.

 

Патерностеры

Nordiska rådets session i Helsingfors 2008
Патерностер и его схема

Интересным явлением были лифты непрерывного действия – патерностеры. Pater Noster переводится с латыни, как Отче Наш. С этих слов начинается молитва, во время которой перебирают чётки. Именно по принципу чёток и устроен этот лифт. Или как колезо обозрения – много кабинок, расположенных одна на другой двигаются непрерывно, и заходить в такой лифт надо прямо во время его движения. Придумали его в конце 1860-х, но только в 1884 году установили, в английском городе Дартфорде. Популярен он стал только в континентальной Европе, особенно в Германии и Англии.

0_10
Здание Наркомзема (ныне Минсельхоз) в Москве, где до сих пор работает патерностер

В России такими лифтами было оборудовано несколько московских зданий эпохи конструктивизма рубежа 1920-х – 30-х. Это крупные конторы и наркоматы: здание Центросоюза и здание Госторга на Мясницкой, здание Наркомзема у Красных ворот и корпус «Е» МЭИ в Лефортово). В здании Наркомзема (ныне Министерство сельского хозяйства) лифты действуют с 1933 года по настоящее время. В МЭИ лифт на ходу, но отключён для безопасности студентов. В Госторге патерностер уже давно демонтировали. В Центросоюзе (нынешний Росстат) шахты замуровали, а две кабинки оставили на первом этаже за стеклом, как экспонаты.

Есть патерностер и в сталинского вида Военной академии им. Фрунзе, построенной к 1937 году, но также не функционирует в настоящее время.

 

Первые отечественные
Первые лифты отечественного производства стали устанавливаться лишь послевоенное время, в конце 1940-х. Активное строительство и появление первых высотных зданий (на ул. Котельнической, МГУ, гостиница «Украина» и др. ) потребовали не просто обычных лифтов, а обслуживания и монтажа высокоскоростных машин, новых специалистов, создания новой отрасли в коммунальном хозяйстве столицы.
001
Так сейчас выглядит Карачаровский механический завод

Карачаровский механический завод в феврале отпраздновал юбилей, ему исполнилось 70 лет. На момент основания, он относился к Подмосковью, село Карачарово тогда ещё не вошло в Москву. Завод запроектировали в 1948 году, 1 февраля 1949 года, вышло постановление СМ СССР «Об организации производства лифтов» и в 1950 году завод выдал первые лифты. С его продукцией все прекрасно знакомы – логотип КМЗ можно увидеть почти в каждом жилом доме. Сейчас в Москве реализуется большая программа по замене лифтов. Все лифты, которые старше 25 лет, предписывается заменять. До 2044 года будет заменено 112000 лифтов – это почти все лифты Москвы (а это четверть всех лифтов России).

006

Конструкторское бюро завода, сейчас, конечно, проектирование уже во многих процессах автоматизировано.

009

А в цехах стоит новое современное оборудование
013
Цеха заготовок

017

Процесс производства лифтов автоматизирован почти полностью, но человеческие руки не везде возможно заменить, поэтому все лифты проверяются и дособираются людьми.

022
Лазерная резка металлических листов

025

Общий вид цеха

 

028

 

034

У многих городских жителей есть страх, что оборвутся тросы, и лифт рухнет вниз. В современных лифтах Карачаровского завода трос физически не может отроваться. У завода своя запатентованная технология – срабатывают клиновидные механические колодки, и, если скорость лифта увеличивается на 10-15 %, то лифт просто останавливается, пассажир даже не почувствует дискомфорта.
041

 

048

Мощность завода – 1500 лифтов в месяц. С 2018 года в Москве приняли решения не продлевать срок службы лифта, а менять на новый каждые 25 лет работы. В этом году заменят 2800 лифтов – в 770 жилых дома. То есть 200000 человек получат новые лифты. Если лифту в вашем доме больше 25 лет, то его гарантированно заменят

 

052
054
Фрезеровка

 

059
Современное оборудование успешно соседствует с красивыми аппаратами, которым уже полвека. Умели же делать!
062
Автоматическая порошковая покраска панелей

 

 

067
Свежеокрашенные детали

069
Сборочный цех

 

072

 

077

Интересно, что головные уборы – это не просто кепки, так сделаны современные каски.

092

095
Готовые рифлёные алюминиевые полы для лифтов

 

097

Механизм дверей
104
Сборочный цех, где готовят лебедки

 

 

111

Масштаб, конечно, поражает

112

 

 

121

 

132
Подготовка и упаковка готовой продукции. Лифты доставляются заказчику в разобранном виде

 

136

138
А так выглядят готовые в фабричной упаковке.

143
На площадке также имеется отдельная тестовая колонна с лифтовыми шахтами, где проверяют лифты.

144

И в заключение посмотрим на готовую продукцию в деталях:

 

150

Кнопки теперь большие круглые с подсветкой, и с шрифтом Брайля для незрячих.

156

161

 

166

В каждом лифте положено большое селфи-зеркало.

167

Вот такие лифты уже потихоньку становятся новым стандартом для жилых домов Москвы, заменяя собой архаичные советские модели.

 

Материал создан при поддержке Карачаровского механического завода.

Комментировать с помощью Facebook: