Давно ли в Москве появился лифт: самый популярный транспорт в Москве
Самый привычный и популярный транспорт в Москве – это не метро, не наземный транспорт, это то, с чем мы сталкиваемся каждый день и воспринимаем как должное – лифты. Они везде, от жилых домов до торговых центров и офисов. Каждый день каждый из нас совершает по несколько поездок, но так было не всегда, ещё в 1950-х лифты были не так распространены, а ещё до войны и совсем были диковинкой.
Но когда и где в Москве появились первые лифты? Где они были изобретены? И что нас ждёт в будущем?
Об этом ниже: поговорим об истории лифтов и прогуляемся по Карачаровскому механическому заводу —>
Первые прототипы лифтов – Древний Египет
История появления современного лифта – очень долгая и непростая. Сложно сказать, когда появился первый лифт. Ведь ещё в Древнем Египте появились машины для подъёма каменных блоков и строительства пирамид. Имелась система канатов, пущенных через вращающиеся барабаны, которые приводились в движение, конечно же, ручным трудом. Такой подъёмник изобрежи в 2600 году до нашей эры, он мог поднимать камни весом до 90 кг на 150-метровую высоту.
Остатки подъёмника в Колизее
Древний Рим
Дальше технологию развивали в Древнем Риме – появились механизмы для подъёма гладиаторов и зверей на арены колизеев. А ещё их использовали для подъёма готовых блюд из кухни в столовую. Такие «лифты» появились в 236 году, и их изобретение приписывается знаменитому Архимеду. Один из таких механизмов был найден при раскопках Геркуланума, погибшего вместе с соседними Помпеями во время извержения Везувия.
Подъёмник в Александрии
Средние века
В средневековой Европе тоже не обошлось без подъёмных механизмов, но позволить себе их могли только монархи, богатые дворяне и представители церкви. Движущей силой этих механизмов являлись животные (например, ослики) и слуги. Позже, в 17 веке подъёмники стали оснащать системой блоков и гирь. Во Франции был придуман «летающий стул», который крепился а одному из дворцов снаружи, и мог поднимать наверх людей и грузы.
Считается, что первое подобие современного лифта появилось в 1743 году – в Версале для Людовика XV. Монарх мог подниматься в любой момент к своей фаворитке. Но сделать это приватно ему всё-равно не получилось, ведь лифт приводился в движение силой слуг.
«Лифт» Людовика XV
Гидравлический подъёмник
И только в начале 19 века произошла революция – появились лифты на механической тяге. В 1800 году в Америке запустили лифт на паровом двигателе, обслуживающий угольную шахту. В середине 19 века произошли важные изменения – в 1852 году американский изобретатель Элайша Грейвз Отис придумал систему тормозов-ловителей, которые не давали лифту упасть при обрыве троса. В это же время появились гидравлические лифты, приводимые в движение столбом воды. А ещё винтовые, которые вместо троса ездили вверх-вниз по огромному винту.
Отис демонстрирует первый безопасный лифт
И, наконец, в 1880 году немецкая компания Сименс и Гальске придумала электрический лифт, который поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. В конце 1880-х годов электрические лифты стали ставить первых Нью-Йоркских небоскрёбах. С тех пор ничего не сдерживало высоту зданий.
Первый в Москве
В Москве первый лифт поставили доме № 17 на Рождественском бульваре в 1901 году. Немного позже лифты появились в доме Страхового Общества Россия на Сретенском бульваре. Но своего лифтостроения в России начала века не было и оборудование были вынуждены закупать за границей.
Рождественский бульвар, дом 17. Здесь появился первый электрический лифт в Москве
Первый электрический лифт в общественном месте в Москве появился в 1908 году – в торговом центре Мюр и Мерилиз, нынешнем ЦУМе.
Современники оставили колоритные воспоминания про эту новинку. Начальник московской сыскной полиции А. Ф. Кошко писал:
«И толковали твердолобые купцы:
«Подошел я, было, к лестнице, а тут выскакивает мальчонка, распахивает какую-то дверцу:
— Пожалуйте, — говорит.
— Чего тебе от меня надобно? — спрашиваю.
— А я вас вмиг на третий этаж доставлю.
Посмотрел я на него: такой дохленький, щупленький.
— Что ты, братец, никак с ума спятил? Во мне больше пяти пудов весу.
— Ничего не значит, — говорит, — пожалуйте, — и указывает на какую-то будку.
Перешагнул я через порог, мальчишка за мною, затем запер дверь, нажал какую-то пуговицу и… Господи, твоя воля! Началось сущее вознесение, мчимся по какому-то колодцу кверху, промелькнул этаж, в нем люди, мы дальше, наконец остановились.
Вышел я на волю, а сердце так и стучит. Оглянулся, а мальчишка с аппаратом сквозь землю уходит. Ну и диковинка!»»
Многие специально приезжали в Мюр и Мерлиз, чтобы покататься на лифте. Сестра Марины Цветаевой Анастасия в то время была ребёнком и особенно впечатлилась лифтом. Потом вспоминала:
«Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролеты этажей с бесстрашием колдовства, выныривая из пропасти с неуязвимостью заколдованности… Стоять и смотреть! Без конца! Когда же чья-то рука крепко берет мою руку и мы двигаемся к тому, что зовется «лифт», — мужество покидает меня, и я уже готовлюсь к своему «и-и-и»…»
После революции
Массовое жилищное строительство началось в советском союзе во второй половине 1920-х годов. Все посёлки для рабочих того времени строились 5-этажными для экономии, чтобы не делать лифты. По международным нормам здравоохранения 5-этажный дом можно было делать без лифта, а в 6-этажном лифт уже необходим. Тем не менее, некоторые секции домов повышали до 6 этажей, но лифты при этом не делали. В отдельных кооперативных и ведомственных 7-8- этажных домах лифты ставились. Например, жилой дом работников НКПС на Новой Басманной 4-6, 1932 года постройки. Там 8 этажей и аж 14 подъездов, а значит 14 лифтов. Такое количество было большой редкостью.
Патерностеры
Патерностер и его схема
Интересным явлением были лифты непрерывного действия – патерностеры. Pater Noster переводится с латыни, как Отче Наш. С этих слов начинается молитва, во время которой перебирают чётки. Именно по принципу чёток и устроен этот лифт. Или как колезо обозрения – много кабинок, расположенных одна на другой двигаются непрерывно, и заходить в такой лифт надо прямо во время его движения. Придумали его в конце 1860-х, но только в 1884 году установили, в английском городе Дартфорде. Популярен он стал только в континентальной Европе, особенно в Германии и Англии.
Здание Наркомзема (ныне Минсельхоз) в Москве, где до сих пор работает патерностер
В России такими лифтами было оборудовано несколько московских зданий эпохи конструктивизма рубежа 1920-х – 30-х. Это крупные конторы и наркоматы: здание Центросоюза и здание Госторга на Мясницкой, здание Наркомзема у Красных ворот и корпус «Е» МЭИ в Лефортово). В здании Наркомзема (ныне Министерство сельского хозяйства) лифты действуют с 1933 года по настоящее время. В МЭИ лифт на ходу, но отключён для безопасности студентов. В Госторге патерностер уже давно демонтировали. В Центросоюзе (нынешний Росстат) шахты замуровали, а две кабинки оставили на первом этаже за стеклом, как экспонаты.
Есть патерностер и в сталинского вида Военной академии им. Фрунзе, построенной к 1937 году, но также не функционирует в настоящее время.
Первые отечественные
Первые лифты отечественного производства стали устанавливаться лишь послевоенное время, в конце 1940-х. Активное строительство и появление первых высотных зданий (на ул. Котельнической, МГУ, гостиница «Украина» и др. ) потребовали не просто обычных лифтов, а обслуживания и монтажа высокоскоростных машин, новых специалистов, создания новой отрасли в коммунальном хозяйстве столицы.
Так сейчас выглядит Карачаровский механический завод
Карачаровский механический завод в феврале отпраздновал юбилей, ему исполнилось 70 лет. На момент основания, он относился к Подмосковью, село Карачарово тогда ещё не вошло в Москву. Завод запроектировали в 1948 году, 1 февраля 1949 года, вышло постановление СМ СССР «Об организации производства лифтов» и в 1950 году завод выдал первые лифты. С его продукцией все прекрасно знакомы – логотип КМЗ можно увидеть почти в каждом жилом доме. Сейчас в Москве реализуется большая программа по замене лифтов. Все лифты, которые старше 25 лет, предписывается заменять. До 2044 года будет заменено 112000 лифтов – это почти все лифты Москвы (а это четверть всех лифтов России).
Конструкторское бюро завода, сейчас, конечно, проектирование уже во многих процессах автоматизировано.
А в цехах стоит новое современное оборудование
Цеха заготовок
Процесс производства лифтов автоматизирован почти полностью, но человеческие руки не везде возможно заменить, поэтому все лифты проверяются и дособираются людьми.
Лазерная резка металлических листов
Общий вид цеха
У многих городских жителей есть страх, что оборвутся тросы, и лифт рухнет вниз. В современных лифтах Карачаровского завода трос физически не может отроваться. У завода своя запатентованная технология – срабатывают клиновидные механические колодки, и, если скорость лифта увеличивается на 10-15 %, то лифт просто останавливается, пассажир даже не почувствует дискомфорта.
Мощность завода – 1500 лифтов в месяц. С 2018 года в Москве приняли решения не продлевать срок службы лифта, а менять на новый каждые 25 лет работы. В этом году заменят 2800 лифтов – в 770 жилых дома. То есть 200000 человек получат новые лифты. Если лифту в вашем доме больше 25 лет, то его гарантированно заменят
Фрезеровка
Современное оборудование успешно соседствует с красивыми аппаратами, которым уже полвека. Умели же делать!
Автоматическая порошковая покраска панелей
Свежеокрашенные детали
Сборочный цех
Интересно, что головные уборы – это не просто кепки, так сделаны современные каски.
Готовые рифлёные алюминиевые полы для лифтов
Механизм дверей
Сборочный цех, где готовят лебедки
Масштаб, конечно, поражает
Подготовка и упаковка готовой продукции. Лифты доставляются заказчику в разобранном виде
А так выглядят готовые в фабричной упаковке.
На площадке также имеется отдельная тестовая колонна с лифтовыми шахтами, где проверяют лифты.
И в заключение посмотрим на готовую продукцию в деталях:
Кнопки теперь большие круглые с подсветкой, и с шрифтом Брайля для незрячих.
В каждом лифте положено большое селфи-зеркало.
Вот такие лифты уже потихоньку становятся новым стандартом для жилых домов Москвы, заменяя собой архаичные советские модели.
Материал создан при поддержке Карачаровского механического завода.