Самый интересный стрит-арт 2018 года в Москве
Представляем вторую часть нашего традиционного ежегодного обзора московского стрит-арта. Сегодня демонстрируем в основном лучшие муралы 2018 года, но не только их.
Посмотреть и оценить стрит-арт —>
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Вспомним, каким был московский стрит-арт пять лет назад, в 2013-2014 годах. Фестиваль «Лучший город Земли» подарил нам много интересных работ и уверенность, что наша столица скоро сможет конкурировать в области уличного искусства с ведущими городами Европы. Прошло пять лет, и многие работы этого фестиваля уже уничтожены (хотя их фото можно увидеть в нашем обзоре), а торцы домов заполнила реклама и пропаганда.
Прошедший, 2018 год, однако, дал надежду на то, что легальный стрит-арт вернется на прежний уровень. Наконец-то в столицу после долгого перерыва снова позвали лучших зарубежных художников! Напомню, некоторые их работы были показаны в материале о футбольном стрит-арте, сегодня же посмотрим работы, не имеющие отношения к футболу.
Начнем с работ, выполненных на территориях арт-кластеров. Дизайн-завод Flacon
Zak
Персонажи от Fork
Костя Zmogk
Fet, рисунок в стиле «пуантилизм»
Кстати, оформление того же Fet в ТЦ Кунцево Плаза, заставляющее вспомнить Роя Лихтенштейна.
Василий Grino
Zoom, селфи-спот «Выдавливание раба». Нужно встать так, чтобы ваша голова оказалась между рук доктора Чехова, и сделать селфи.
От «Флакона» перейдем на расположенный рядом «Хлебозавод». Здесь в сентябре появился портрет Маяковского работы Vhils (Португалия). У этого автора довольно необычная техника исполнения. Его работы создаются с помощью строительных инструментов: отбойного молотка, дрели, зубила и даже взрывчатки. Именно эта техника принесла ему широкую известность – он создал более 200 портретов, представленных в мировых столицах от Лондона до Лос-Анджелеса и от Рио-де-Жанейро до Гонконга.
Художник создал работу в рамках международного проекта Be Very Special, по приглашению Дома Hennessy. Выбор Маяковского как фигуры проекта был приурочен к 125-летию со дня его рождения. Поэт был известен своим бунтарским духом, дерзким нравом, стремлением к свободе и справедливости, жаждой перемен и обновления.
Напомним, что в 2008 году Vhils выполнил в Москве в таком же стиле портрет немецкого писателя Германа Гессе на Саввинской набережной. Пять лет работа простояла под сеткой и была представлена публике только в 2013 под эгидой фестиваля «Лучший город Земли».
Фото 2013 года
«Винзавод». Василий Grino &Tame
Миша Most
Фестиваль «30 граней движения» состоялся на территории Парка Горького в августе. На этом месте он проводился третий раз, в 2016 году назывался «30 граней честности», а в 2017 — «30 граней тебя». Это мероприятие объединило на одной площадке 30 уличных художников, выражающих себя в разных стилях, шрифтах и манере. Их работы были доступны для осмотра в течение недели. Мы выбрали на свой вкус 10 из них.
Milk
Илья Keuc
Вова Nootk
Антония Lev
Александр Blot
Андрей Aber
Костя Zmogk
Zak
Sasha RTS
Pink Power
Теперь перейдем к некоммерческим работам большого формата. Артём Стефанов, бывший участник команды Zuk Club, на территории бизнес-квартала «Арма».
Две работы Кости Zmogk в бизнес-парке «Станколит».
Настоящей сенсацией года стали муралы на фасадах торгового центра «Атриум» у Курского вокзала, в самом центре столицы. Проект ARTRIUM был организован командой ТЦ «Атриум» совместно с британским меценатом и основателем Gumball Foundation Максимилианом Купером. По их замыслу, проект ARTRIUM должен вывести Москву на уровень других мегаполисов, где стрит-арт уже давно стал неотъемлемой частью городского облика.
Генеральный директор управляющей компании «Атриум», один из организаторов Павел Чекрыжов: «Мы сделали проект, чтобы вдохновлять ту публику, которая есть рядом с той территорией, где мы находимся, то есть это поток от 300 до 400 тысяч человек в день, просто проходящих мимо, плюс до миллиона автомобилей в день проезжающих мимо». Рисовать в столицу приехали многие ведущие мастера мирового стрит-арта, раскраска «Атриума» проводилась с мая по октябрь.
Фелипе Пантоне (Felipe Pantone), Испания. Родился в Буэнос-Айресе в 1986 году, но, когда он был маленьким, его семья переехала в Испанию. Начал рисовать граффити с двенадцати лет. Окончил Университет Валенсии (Испания) по программе «Изобразительное искусство». Сегодня его работы можно найти по всему миру. Фирменный стиль Пантоне — это «раздробленные» геометрические композиции с галлюциногенными цветовыми эффектами.
Тристан Итон (Tristan Eaton), США. Родился в 1978 году в Лос-Анжелесе, начал карьеру уличного художника будучи подростком, рисуя на всех подходящих поверхностях, начиная от билбордов до мусорных баков во всех городах, где он жил: Лондоне, Детройте, Нью-Йорке. Получил международную известность в качестве дизайнера детских игрушек, сотрудничая с компанией Kidrobot — производителем авторских игрушек и одежды. Знаковым в его уличном творчестве считается огромный портрет Одри Хепберн, выполненный в рамках проекта L.I.S.A. Сегодня его огромные муралы объединяет визуальный коллаж из поп-образов, изображенных в его индивидуальном стиле. Его работы украшают стены городов от Парижа до Шанхая и также входят в коллекции многих музеев, включая Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA).
Теперь выходящих с «Курской» кольцевой встречает космонавт в скафандре с надписью: «Продолжать бороться». В одном из интервью художник говорит, что этой работой он хотел посодействовать дружбе между США и Россией, поэтому перед ним стояла задача найти общее и прекрасное у двух стран. Его он нашел в космической программе, отсюда и образ космонавта, в контуре головы которого размещены символы двух стран.
Космонавт Итона типичен для его творчества — портрет-шарада, коллаж поп-образов, надписей, фактур. Одни считываются сразу, а другие надо еще разглядеть и разгадать. Там можно разглядеть русское слово ПРАВДА и английское STRIKE («забастовка»). А еще там есть монохромная Мэрилин, золотые цепи, космические корабли «Союз», стилизация логотипа советской космической программы «Интеркосмос» и третий глаз.
Позже Tristan Eaton сделал для «Атриума» и вторую работу.
Француз WK Interact не афиширует свое настоящее имя. Известно, что он родился в 1969 году во Франции, а с 1990-х годов живет и работает в Нью-Йорке. В конце 1990-х его муралы начали появляться на фасадах зданий в центре Манхэттена. Он сотрудничал с такими компаниями, как Nike, Reebok и Adidas. Одной из самых известных его работ стала Brave — стометровая роспись 2011 года в Бруклине, посвященная 10-й годовщине терактов 11 сентября.
Его стиль, это черно-белые рисунки с особой спецификой подачи материала: его герои словно замерли в стоп-кадрах во время бега, прыжка, или каких-то других движений. Вот и в Москве мы видим, что с крыши торгового центра устремился вниз человек. Изображения этого героя WK Interact можно встретить во многих городах. Из метафорического следа-тени, что за ним остается, зарождаются птицы и устремляются ввысь — одна черная, а остальные белые.
Хариф Гузман (Harif Guzman — Haculla) родился в 1975 году. Родители привезли его из Венесуэлы в США в пятилетнем возрасте. Так что Нью-Йорк для него суть родной. Город, по словам Гузмана, стал для него холстом и вдохновением. Художник слывет кутилой, знатоком ночной жизни. «Фишка» Гузмана — использование стилизованных изображений вымышленных персонажей (например, вампиров) и городских неформалов (скейтеров, панков). Их можно увидеть не только на стенах, но и на футболках, кепках и другой одежде марки Haculla. Его многочисленными рисунками расписана въездная группа подземной парковки «Атриума», я покажу лишь один.
Бен Эйн (Ben Ein, его ник EINE), Великобритания. Художник из Лондона родился в 1970 году. Рисунок в стиле «Олд скул», в духе 1970-х, как и все работы художника. В те времена райтеры оставляли именно текстовые послания, а фигуративные изображения практически не использовались. Силы художников граффити 1970-х были направлены главным образом на передачу смысла средствами собственного фантазийного шрифта. И Эйн справляется с этим лучше многих: за счет раздвоения и ярких цветовых соотношений его буквы получаются сочными и объемными, словно выступающими из единого черного фона.
Единственный российский художник в этом списке родился в 1991 году в Калининграде Московской области. Когда-то его звали Арсений Сергеевич Пыженков. Но уже давно все зовут Покрас Лампас. Это имя стало настолько известно в кругах искусства и моды, что ему проще было сменить паспорт, чем объяснять, кто есть кто. Кстати, так он и сделал, став «человеком без отчества». Покрас начинал в подмосковном Калининграде (Королёве), работал в Москве, потом переехал в Санкт-Петербург, а сейчас он и вовсе международная фигура. Его исполинские «каллиграффити» — шрифтовые узоры — появлялись в Риме (Италия), Гренхене (Швейцария), на крыше «Красного Октября» и у стадиона «Локомотив» в Москве, на стене отеля Wynwood в Санкт-Петербурге.
В проекте ARTRIUM Покрас Лампас взял на себя центральный вход — сложное для граффити место, где много рекламных поверхностей и стекла. В итоге получилось очень тактично. Его «каллиграффити» не бьют по глазам и не конкурируют с рекламой. Они настолько вписались в архитектуру объекта, что некоторые зрители даже посчитали их частью оформления здания.
Неподалеку работа Фауста (Faust, США) – еще одного приверженца каллиграфии и «олд скул». Раз он приехал в Россию, то и написал по-русски: «Держи слово».
Фейт 47 (Faith 47, США). Настоящее имя белой уроженки Кейптауна (ЮАР) не афишируется. Она родилась в 1979 году, с 19 лет она работает под ником Faith 47 или FAITH XLVII. Только так ее и знают зрители.
Фейт — самоучка. Свои первые настенные росписи она начала делать через несколько лет после падения режима апартеида, когда эйфория спала и обострились социальные проблемы, сопутствующие резкому обретению свободы. Художница давно уехала из ЮАР и сейчас живет в Лос-Анджелесе. Но проблемы социальной несправедливости по-прежнему остаются главными темами ее творчества, вдохновляют ее метафоры и художественные высказывания. Ее излюбленные темы – глобальное неравенство, социальная справедливость, защита природы, права женщин. Моделью для портрета на «Атриуме» стала Катя Бурханова.
Окуда (Okuda, настоящее имя Оскар Сан Мигель Эрике) из Испании родился в 1980 году. Это один их самых продуктивных современных испанских паблик-арт художников, известный своим неповторимым стилем, геометрическими фигурами и разноцветными узорами, которые сочетаются с серыми телами и органическими формами.
Пичи и Аво (Pichi & Avo) из Испании объединились для совместного творчества в 2007 году. За долгие годы успешного сотрудничества художникам удалось создать идеальный синтез традиционного граффити, скульптуры и мифологии. Их стиль фокусируется на деконструкции классического и современного искусства. Эти эксцентричные друзья – авторы единственного в своём роде совершенно нового стрит-арта, в котором звучат отголоски классического наследия. Древнегреческим богам и героям, нарисованным этими художниками, пришлось сменить место обитания, с недостижимого Олимпа они переселились на улицы больших городов.
И наконец, в прошлом году к нам приехал сам Шепард Фейри (Shepard Fairey, он же OBEY), современный американский художник и дизайнер. Реклама представляла его как «первый после Бэнкси». Трудно сказать, так ли это, но в пятерке он будет точно.
Он родился в 1970 году и наиболее известен благодаря двум работам в стиле поп-арт, обыгрывающим раскрученные медиа-образы. Первая, созданная в 1986 и известная в двух вариантах, представляла собой портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа. Под борцом красовалась фраза «GIANT HAS A POSSE» (У Великана есть толпа), во втором варианте сокращённая до слова «OBEY» (Повинуйся), связанного с фильмом «Они живут среди нас» и ставшего творческим псевдонимом художника. Изображение распространялось в виде наклеек и плакатов. Самая же знаменитая картина Фейри — работа «Hope» (Надежда), которая посвящена президенту США Бараку Обаме. Фейри выполнил её в 2008, во время предвыборной кампании Обамы. Художник приехал открывать свою персональную выставку в Музее современного искусства. Но не просто приехал, а оставил в столице две работы, вдохновленные советским конструктивизмом. Вот мурал на Мытной улице.
Рисунок на «Атриуме» называется «Искусство – это молот».
Мы видим молодого Владимира Маяковского (снова его) и цитату Бертольта Брехта «Искусство-это не зеркало, отражающее реальность, а молот её формирующий».
Место для новых работ на «Атриуме» еще осталось. Так что ARTRIUM, некоммерческий арт-проект в центре Москвы, будет продолжен и в этом году.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.