В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Суббота, 17 ноября
13:00 Замоскворечье: Кадаши
Место встречи: м. «Третьяковская», около выхода


Воскресенье, 18 ноября

13:00 Преображенка: Петровская Москва
Место встречи: м. «Преображенская площадь», Последний вагон из центра, налево до конца а потом направо, у входа в стеклянный бизнес-центр


Подробное описание экскурсий смотрите на http://moscoww.ru

/


Пять лет спустя. 20 утраченных произведений московского стрит-арта.

Auto Date Понедельник, октября 29, 2018

cover-lost-art

Мы привыкли к многочисленным публикациям об утраченных московских памятниках, храмах, особняках. К сожалению, исчезают и те городские объекты, которые появились совсем недавно. Так что сегодня мы открываем новую тему для москвоведения. К пятилетию фестиваля «Лучший город Земли» вспомним несохранившиеся работы его стрит-арт программы.

Посмотреть и оценить утраты —>


Далее передаем слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Стрит-арт в настоящее время является неотъемлемой частью любого крупного европейского города. Споры о том, интересует ли он туристов и надо ли его развивать и пропагандировать, давно уже неактуальны.
Несколько лет назад в авторитетной серии путеводителей Lonely Planet появился путеводитель по мировому стрит-арту. В 2017 году он был переиздан на русском языке в издательстве ЭКСМО. Путеводитель представляет собой толстый иллюстрированный альбом весом в целый килограмм. Однако в списке тех городов, куда предлагают отправиться авторы путеводителя, Москвы нет. Возможно, они правы, на городских фасадах нашему взору предстают только рекламные и пропагандистские работы. Тем не менее, и в нашем городе было чем удивить взыскательного ценителя.

Сделаем небольшое уточнение. Естественно, по своей природе стрит-арт — искусство недолговечное. Хотя утрата, например, московских работ классика отечественного стрит-арта Паши 183 очень чувствительна, отследить каждый рисунок на стене невозможно. Поэтому речь в нашем обзоре пойдет только об утраченных произведениях большого формата, расположенных не в арт-кластерах, а на городских улицах. Их создание невозможно без разрешения властей, требует многодневной работы художников и специальной техники. В среде профессионалов такие работы называются муралами.
Отдельные стрит-арт работы большого формата появлялись в нашем городе и ранее. Например, в 2007 году на северо-востоке города, в районе Изумрудной улицы, в рамках акции «Раскрась Москву» возникли муралы российских и нидерландских молодежных команд. В 2012 году в рамках фестиваля уличного искусства МОСТ в некоторых случаях использовались торцы домов (Тихон Пенкин на Малой Ордынке, Nootk в Астраханском переулке, Паша 183 на Рождественском бульваре). Однако стартовавший пять лет назад фестиваль «Лучший город Земли» стал в этом вопросе настоящим прорывом.
Как хорошо известно, при Лужкове синонимами слова «граффити» являлись «хулиганство» и «вандализм», и подобный фестиваль был невозможен. Даже уличные художники с мировым именем, изредка приезжавшие в начале 2000-х в Москву, были вынуждены ограничиваться созданием работ в специально отведенных «резервациях» (арт-кластерах). О том, чтобы им разрешили расписать какую-то стену на улице, да еще в центре города, речи не шло.
Днем, который изменил отношение властей города к рисункам на стенах, стало 15 ноября 2012 года. В этот день прошло заседание молодежного совета при мэре Москвы. Неожиданно Сергей Собянин заявил, что граффити в городе можно использовать для художественного оформления городских пространств. Хотя в этом выступлении под городскими пространствами мэр имел в виду лишь подземные переходы, это было не так важно – слово «граффити» уже было сказано. Впрочем, тут же он пообещал «дать поручение главному архитектору Москвы встретиться с художниками, которые увлекаются граффити, и обсудить их идеи по поводу разрисовки фасадов домов».
Заявление мэра сразу привлекло внимание стрит-арт-сообщества и вызвало противоречивые комментарии, но действительность превзошла самые смелые ожидания. Уже в 2013 году стрит-арт благодаря фестивалю «Лучший город Земли» начал становиться неотъемлемым элементом московской городской среды. С мая по ноябрь в городе появилось около 150 новых произведений, из них 35 большого формата.
Начну с благодарности тем, кому мы обязаны таким масштабным фестивалем. Мэра Сергея Семеновича Собянина я уже назвал. Безусловно, фестиваль не был бы проведен без человека, стоявшего во главе Департамента культуры правительства Москвы – Сергея Капкова. Еще двое, без которых ничего бы не получилось. Иван Пантелеев, генеральный директор «НОВАТЕК АРТ», компании-организатора фестиваля. Сабина Чагина, владелец магазина и галереи StreetKit, куратор художественной части фестиваля. Фестиваль «Лучший город Земли» продолжился и в 2014 году, но в сильно урезанном масштабе.
Пять лет для города – не такой уж большой срок. Посмотрим, каких работ этого фестиваля уже нет. К сожалению, замазан самый первый его объект на Трубной улице. На роспись этой стены был организован открытый конкурс, который выиграл художник Алексей Медной. Создание работы «Цирк» началось в ночь с 18 на 19 мая 2013 года, во время акции «Ночь в музее», при этом присутствовал Сергей Капков. По иронии, первый объект фестиваля тут же завандалили, надпись «За цирк без животных» вовсе не авторская.
Вот что говорил автор: «На моей работе вы видите животных, которые вырвались на свободу из цирка-шапито. Картина рассказывает о свободе движения, мыслей, проявлении себя, ты сам себе вожак».

h1

 


 

Картина «Апаков и вагоновожатые» от «Группы 310» (Fet, Zeaner, Ingvar) украсила стену трамвайного депо на Мытной улице. Лидер группы Fet (Степан Краснов): «Работа выполнена в стиле поп-арт. Здесь изображен революционер и работник трамвайного депо начала ХХ века Петр Апаков. Женщины рядом с ним — это, условно, вагоновожатые, ведь теперь это женская профессия. Я сам выбирал цвета, композицию, но эскиз был согласован с городом».
Два года спустя, вероятно, у чиновников возник вопрос: «Почему здесь нарисован супермен с непонятным предметом в руках и девочки по вызову рядом с ним?». Невзирая на отсылки авторов к памяти революционера, рисунок закрасили.

h2

 


 

Художник Анатолий Akue: «Эта работа называется «Высший взгляд», все синие объекты напоминают волны в океанах, из них складывается слово Wisdom, а очки вплетаются в рисунок и задают направление взгляда. Он устремлен вверх — туда, где пролетает маленькая птица, означающая высший смысл свободы. Дым, огонь — самый яркий элемент рисунка, он символизирует то, что порой из целой картины мы выбираем только самый интригующий момент. Так и в нашей жизни, когда мы считаем какое-то событие критически важным, мы перестаем видеть всю картину». Была в 4-м Самотечном переулке.

h3

 


 

Пабло Арумбат (Pablo Harumbat) родился в Буэнос-Айресе в 1977 году. В 1998 году он увлекся граффити, а с 2006 начал рисовать под псевдонимом Gualicho (по-испански — околдованный, завороженный). Аргентинец изображает миры, созданные из переплетений частей животных, растений и различных механизмов, ретро-футуристические города и странных персонажей. Его работа в Большом Сухаревском переулке называлась «Медитация». Полагаю, чтобы разобраться в ней, надо прочитать авторское пояснение. «Эта работа о мире, который находится внутри наших собственных тел. Внутри нас живет огромная вселенная, и она выражает себя через противоположности, как солнце и луна, маленькая частица и огромная галактика. Шесть органов чувств (глаза, рот, уши, разум, кожа и нос) также принадлежат этой вселенной, и служат нам средствами ее познания, словно астролябия. Покрывает вселенную большое море, оно принимает сильнейшие вибрации нашего тела, а возможно, что это море — эссенция, связывающая эти вибрации воедино. В самом низу лежит пустыня, эта пустыня олицетворяет собой наше телесное начало, где нет места духовности. Оттуда растет и тянется вверх рука человеческого страдания, но это страдание не напрасно для нас, в нем — наша сила, это вода, орошающая душу каждого».
Этот рисунок был уничтожен одним из первых, причем по инициативе арендатора. То есть собственник был за, а арендатор — Научно-исследовательский институт градостроительного проектирования (!) — против. Они заявили, что эта работа оскорбляет их чувства. Сабина Чагина: «Директор института сказал, что там висят оторванные части тела и непонятное одноглазое существо, и пригрозил собственнику, который живет, кажется, в Америке, что они съедут из здания, если работу не уничтожат».
h4

 


 

Алексей Luka, Троицкая улица.

h5

 


 

Escif (Испания), Звонарский переулок. Застроена домом «стена к стене».

h6

 


 

Pantonio (Португалия), Звонарский переулок (2014). Застроена домом «стена к стене».

h7

 


 

Художники из Омска ReMarik & Alex214 (Марат Абишев и Алекс Мелентьев) на Сретенке.

h8

 


 

Karl Addison (США, сейчас живет в Германии) в 4-м Сыромятническом переулке, выбравший для своей работы сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (2014).

h9

 


 

Stew (Франция) в Казарменном переулке (2014).
h10

 


 

Группа «Картина Репина» во главе со Jem (2014) по рисунку дизайнера Кати Добряковой на Большой Никитской.
h11

 


 

Группа Siberianberry (2014) на Нижней Красносельской.

h12

 


 

Агостино Якурчи (Agostino Iacurci) родился в 1986 году в итальянской коммуне Фоджа, живет и работает между Римом и Нюрнбергом. С 2008 года художник рисует на фасадах крупнейших городов Европы, он участник выставок и фестивалей Японии, Кореи, Тайваня и США. Для школы в Алжире Агостино сделал рисунок на стене длиной более 300 метров, он часто оформляет фасады административных зданий, среди которых также Академия искусств в Риме, Университет в Безансоне и римская тюрьма Реббибиа. Персонажи Якурчи – жители больших городов, которых он изображает в жизнерадостной и ироничной манере. Свою работу на Гончарной набережной в Москве он считал одной их наиболее успешных.

h13

 


 

Художники из команды Zuk Club (лидер Сергей Овсейкин) в 2013 году нарисовали на торцах пятиэтажек три портрета художников начала ХХ века. Это основатели модернистских течений (конструктивизм и абстракционизм) в искусстве — В.Е. Татлин, А.М. Родченко и В.В. Кандинский. Портреты выполнены в стиле 20-х годов прошлого века.
Интересно, что эта работа была задумана авторами давно, сначала там фигурировали Ван Гог, Дали и Уорхол. Иван Пантелеев, генеральный директор «НОВАТЕК АРТ», показал этот эскиз Паше 183, а тот заметил, что хорошо бы вместо чужих символов продвигать свои. Для фестиваля работа была изменена и содержала четыре портрета отечественных творцов (включая Малевича). Но предполагаемый для реализации замысла дом на Неманской улице вскоре отпал, и в итоге работа была выполнена на трех домах на улице Фонвизина, предназначавшихся под снос. Уже в начале 2014 года два дома были снесены, сейчас остался лишь портрет Кандинского.

 


 

Были уничтожены и две работы Zuk Club, созданные в 2014 году. Портрет Эйзенштейна находился практически рядом с кинотеатром «Иллюзион». На картине мы видим также отсылку к знаменитому фильму «Броненосец Потемкин».
h16

 


 

Портрет композитора Игоря Стравинского на Большой Полянке. На картине нашел отражение авангардный характер его музыки.
h17

 


 

Узнаваемый рисунок Дмитрия Aske с его характерной разбивкой на плоскости был размещен на торце дома в Орликовом переулке. Свою работу, названную «Ключ», он описывал так: «Девушка, держащая в руках ключ, символизирует решение задач или проблем. Вода, в которую погружена героиня, может трактоваться как рутина».


 

Aec из группы «Interesni Kazki» (Украина). «Машина времени» на Садовнической. Застроена домом «стена к стене».
h19


 

Smates (Бельгия). «Под водой» на Старой Басманной. Рисунок перекликается с самым известный его творением, находящимся в бельгийском Мехелене.

h20

Благодаря проведению фестиваля «Лучший город Земли» Москва в области стрит-арта резко вырвалась вперед, почти став вровень с ведущими городами Европы. К сожалению, в марте 2015 года с поста Руководителя департамента культуры ушел Сергей Капков. Иван Пантелеев: «Теперь пришла новая команда, у нее свое видение формата городских мероприятий». Как мы все знаем, после этого для росписи фасадов перестали приглашать ведущих зарубежных художников. Вместо искусства царить бал стали реклама и наглядная агитация.
И только летом 2018 года, благодаря проведению Чемпионату мира по футболу, в московском уличном искусстве наметилось некоторое оживление. Но об этом мы расскажем в следующий раз.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Комментировать с помощью Facebook: