Правила землепользования и застройки: как Москва строилась и будет строиться
Сегодня тихо и мирно в Москве произошла градостроительная революция, к которой готовились активно уже давно: правительство столицы утвердило единые правила застройки и землепользования.
В это сложно поверить, но до сегодняшнего дня в Москве не было чёткого документа, регламентирующего, что и где можно строить.
Давайте разберемся, что же точно определяют новые правила и как это отразится на нашей повседневной жизни. Публикацию мы дополняем фотографиями самых эпохальных строек Москвы за последние 100 с лишним лет.
Давайте же смотреть и читать —>
Заглавное фото – Москва позднесоветская, еще стоит гостиница «Россия», а вместо Храма Христа Спасителя бассейн «Москва»
В советское время и потом единственным документом, хоть как-то регулирующим застройку был Генплан города, но здесь нужно понимать, что Генплан – это такой очень важный и сложный документ, но он описывает перспективное и концептуальное развитие города, не устанавливая конкретных правил застройки в том или ином районе. Наверное, не стоит пояснять, к чему привело отсутствие подобного регулирования в конце 1990-х и начале 2000-х, когда даже в самом центре вдруг возникали странного вида торговые и бизнес центры совсем рядом с изящными историческими зданиями.
Строительство Верхних торговых рядов (ГУМ) на Красной площади, 1890 г.
Если Генплан – это стратегия, то правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – это тактика. Документ включает в себя подробный атлас города, на котором Москва теперь разделена на зоны, для каждой из которых прописан свой градостроительный регламент. Для каждой зоны прописано, что можно строить, параметры строительства, плотность и высотность застройки и т.д.
Как было раньше? А было классически: «закон, что дышло, как повернешь так и вышло». Вроде бы были и Генплан, и градостроительные планы отдельных участков, но по желанию отдельного чиновника на месте или при особо пробивных инвесторах и связях все можно было довольно просто повернуть в нужную сторону и согласовать. Теперь же любые изменения ПЗЗ, должны в обязательном порядке проходить процедуру общественных слушаний.
Строительство Центрального телеграфа на Тверской, 1925-1927 гг.
Интересный момент новых ПЗЗ в том, что в бывших промзонах, например, в первую очередь предполагается создавать новые рабочие места, а не уплотнять и без того плотную жилую застройку.
Строительство планетария, 1928 г.
В ПЗЗ содержатся подробные топографические карты, благодаря которым можно привязаться с точностью до каждого отдельного дома и где всё чётко прописано, что и где можно строить, заложена инфраструктура и прописана плотность застройки. То есть теперь уже не может возникнуть ситуации, когда жильцы о предстоящей стройке узнают только когда во двор к ним приезжает строительная техника.
Строительство высотки МИД на Смоленской, 1949 г.
ПЗЗ будут действовать на всей территории нынешней Москвы, не только в историческом центре, в том числе на территории новой Москвы, кроме Троицка, Щербинки и Сколково, для которых будут приняты свои правила землепользования и застройки.
Строительство высотки МГУ, конец 1940-х — начало 1950-х
Вся документация по ПЗЗ будет размещена в общем доступе на городских порталах, и каждый сможет узнать, что конкретно можно делать рядом с его домом или в историческом центре. Все актуальные стройки по любому району, в принципе, можно уже посмотреть на странице официальном сайте стройкомплекса. А на еще одной странице скачать карты с планами строек в том или ином округе. Берите, пользуйтесь, будьте в курсе и не говорите, потом, что не знали.
Строительство МГУ
Москва – сложный город и, наконец, здесь появились не только общие пространные рекомендации, а чёткие и конкретные правила. Давно пора!