В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Высотное строительство в Москве

Auto Date Среда, сентября 15, 2010

Сегодня мы поговорим о высотном строительстве в Москве, о протестах, об общественной реакции, о стенаниях и восхищениях.

Итак московские тучерезы, высотки и небоскребы с XIX века и до наших дней, фотографии старой Москвы и фотографии красивых видов с верха башни Федерация  —>


Начнем с того, что Москва всегда была городом вертикалей и с самого начала своей истории стремилась ввысь.
Однако до XIX века никаких высотных зданий в городе не было, а доминантами были церкви и их колокольни. До сих пор можно заметить, что многие старые церкви отступают от тако называемой «красной линии» улицы. По церквям ориентировались, до революции на многих улицах можно было видеть, что сама улица начинается у церкви и заканчивается церковью.

Но эта ситуация, к большому возмущению, ревнителей старины начала меняться во второй половине XIX века….


В частности, в 1875 г. московские зеваки толпами ходили смотреть на поражающий своей высотой первый городской «тучерез» (слово «небоскреб» вошло в русский язык гораздо позже) – дом, построенный по проекту архитектора Скоморошенко на углу Ильинки и Старопанского переулка. Целых пять этажей — что-то немыслимо наглое для того времени.
Этажи были тогда повыше нынешних, и посреди малоэтажной застройки Ильинки дом выглядел совершенным домом-гигантом.

См. также нашу публикацию, посвященную деталям Ильинки.
Как выглядит это место ныне можно посмотреть на Яндекс-панораме.

Капитализм в России набирал обороты, и застройщики требовали максимального извлечения выгоды из полученного участка земли. Благо и технологии строительства стали позволять.
К большому неудовольству то тут, то там сносились старые дома и возводились огромные домины.

Обратимся к свидетельствам очевидцев. Жившая в Москве во второй половине XIX века княгиня М.К.Тенишева в своих мемуарах «Впечатления моей жизни» оставила хорошую характеристику того, что происходило в Москве в то время развивающихся капиталистических отношений:

Ни в одном городе я не чувствовала так «бряцание деньги», как в Москве. Назойливое напоминание, что здесь люди богаты, сыты и самодовольны, отовсюду лезет на вас и наполняет собою всю атмосферу. Точно все всегда справляют чьи-то именины. Кстати, сохранился тут и старинный азиатский обычай: встречаются москвичи – целуются, а смотришь – это даже не друзья, просто едва знакомые люди. Эта манера целоваться со всяким встречным страшно поражает иностранцев, они никак в себя от этого прийти не могут.
Если вы не в силах себя настроить и взвинтить до такой степени, чтобы куда-то лететь, катить по узким улицам как попало, потрафлять на обеды, шуметь, громко говорить, если вы не слепо следуете самой идиотской моде, не сорите деньгами и не бросаете пыль в глаза, вы чувствуете себя в этой среде не на уровне общего настроения и совсем, совсем чужой…
Теперь же какой-нибудь нажившийся Тит Титыч решит тряхнуть мошной, приказывает архитектору построить ему большущий доходный домину, не считаясь с шириной узкого-преузкого переулка, и давит эта махина все окружающее, небо подпирает, темно от нее в этом задушенном переулке, превратившемся в какой-то коридор, и хочется бежать оттуда, так там неуютно.
За малым исключением, что ни дом, то стоит возмутительный урод, оскорбляющий глаз и чувство!<…>
Удивительно! Что же это случилось с русскими людьми? Куда девались их зодчие?<…>
Но вот где до сих пор еще отдыхает глаз – это Кремль. Как вечный символ нашего величия, высится он, окутанный призраками прошлого, и всегда одинаково благородный…

Но перейдем в век XX, когда высотное строительство воистину развернулось по полной.

«В Москве возводится грандиозная постройка. Это дом Афремова у Красных ворот. В нем восемь этажей с полуподвалом. Это здание будет не только высочайшим в Москве и в России, но и во всей Европе»
(Из газет начала XX века)
Вид места на Яндекс-панораме.

В 1904 году зеваки ездили уже к этому дому.
Федор Иванович Афремов владел винокуренным заводом на Большой Калужской улице, имел большой доход от сего небогоугодного производства, да еще и имел наглость своим домом визуально подмять под себя весь район Красных ворот. Не говоря уже о том, что своей постройкой «водочный король» Афремов сильно нарушил благолепие окрестных храмов.

Это может показаться странным, но строительство этого дома вызвало, по словам Станиславского, большую радость у Чехова. Антон Павлович частенько поговаривал, что в этом строительстве есть «предвестия будущей русской и всечеловеческой культуры, не только духовной, но даже и внешней».

Конечно же строительство подобных уродливых модерновых, на западный манер, домов сильно огорчало москвичей.

Вот что писал Валерий Брюсов в 1909 г.

Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;

Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними — рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;

Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;

Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.

Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн…

Но дом Афремова оставался самым высоким в Москве недолго.

К 1913 г. в Большом Гнездниковском переулке обрусевший немец Эрнст Рихард-Карлович Нирнзее выстроил собственный 10-этажный (включая надстройку на крыше) доходный дом.

Для примера ниже приведем фотографию реконструкции Тверской конца 1930-х. Громадина дома возвышалась тогда над всем районом. И только после строительства «сталинских» домов «нирнзеевская» громадина перестала так выделяться, хотя и сейчас хорошо видна в Пушкинской площади (см. детали Пушкинской площади).

Мало того, Нирнзее дом построил, так еще и сделал его «рассадником разврата». Не зря дом получил кличку дома «богатых холостяков»: квартирки маленькие, располагающая к общению коридорная система, явно не для семейных людей. В подвале кабаре «Летучая мышь», а на крыше модный панорамный ресторан «Крыша» с музыкой и танцами допоздна (ныне крыша закрыта). Сам Распутин, поговаривают, в этом доме оргии устраивал во время приезда в Москву.

Прочитать подробно про дом и посмотреть фотографии интерьеров также можно у нас на сайте в отдельной публикации.

И, конечно, невозможно не вспомнить, что в 1911 году Марина Цветаева написала следующее:

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды,-
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Только вдумайтесь: целых ШЕСТЬ этажей строили прямо в центре! По улицам стало неприятно ходить: солнца нет, а вместо неба над прохожим нависает каменная глыба.

Сначала Первая Мировая война, а потом и революция, конечно, сильно затормозили высотное строительство.
Но как только средства появились так сразу стремление ввысь возобновилось.

В 1925 году над плоской Арбатской площадью стал возвышаться 11-этажный Дом Моссельпрома, первый советский «небоскреб».
Что интересно, в основе чисто советской конструктивистской постройки был недостроенный дореволюционный доходный дом. Проект высочайшего по тем временам семиэтажного дома разработал инженер Н.Д. Струков. В 1913 году угловая семиэтажная часть здания рухнула из-за, говоря современным языком, несоблюдения строительных норм. Старожилы посчитали это Божьей карой, поскольку дом строили на месте некогда закрытой церкви. А с началом Первой Мировой строительство остановилось.
Современный вид места на Яндекс-панорамах.


С обратной стороны Маяковский и Родченко расписали дом советской рекламой (исчезла в 1937 г., восстановлена в 1997 г.)
Совершеннейший дом будущего.

Правда, тогда к таким домам большая часть общественности  уже относилась вполне хорошо.

В эти же годы обсуждался даже совершенно радикальный, но при этом очень интересный проект строительства горизонтальных небоскребов на площадях бульварного кольца.

Автором проекта был авангардист Эль Лисицкий.

Здесь же стоит вспомнить авангардный проект памятника III Интернационалу Владимира Татлина.
Помещения внутри сложной конструкции должны были быть отданы под учреждения.

Нижнее здание имело форму куба. Оно должно было вращаться со скоростью одного оборота в год и было предназначено для законодательных собраний, конференций и съездов. Над ним находилось здание в форме пирамиды, вращающееся по оси со скоростью одного полного оборота в месяц и было предназначено для исполнительных органов Интернационала. В верхнем цилиндре, вращающемся со скоростью одного оборота в день размещался информационно-справочный аппарат с информационным бюро, издательством и типографией, и телеграфом. На самом верху располагались мачты всемирного радио. Специальная система прожекторов должна была бы проектировать световой текст на облака.


Помещений и квартир не хватало. Даже насквозь ретроград Михаил Булгаков жалуясь в своих очерках 1920-х на пресловутый «квартирный вопрос» писал:

Все это не то.
Действителен лишь мой проект:
МОСКВУ НАДО ОТСТРАИВАТЬ.
Когда в Москве на окнах появятся белые билетики со словами:

«СДАЕЦА», — все придет в норму.

Жизнь перестанет казаться какой-то колдовской маетой — у одних на сундуке в передней, у других в 6 комнатах в обществе неожиданных племянниц.

ЭКСТАЗ

Москва! Я вижу тебя в небоскребах!

А в повести «Роковые яйца» Булгаков писал о будущем:

Подобно тому,  как амфибии  оживают  после  долгой засухи,  при  первом обильном  дожде,  ожил  профессор Персиков в  1926 году,  когда  соединенная американо-русская компания  выстроила,  начав с угла  Газетного  переулка и Тверской, в  центре  Москвы, 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах — 300 рабочих  коттеджей,  каждый  на  8  квартир, раз  и навсегда  прикончив  тот страшный и смешной  жилищный  кризис, который  так терзал  москвичей  в годы 1919-1925.

Никакого уважения к историческому облику.А еще классик!



К 1930 г. на Большой Лубянке (ул.Дзержинского) для общества Динамо выстроили огромнейший жилой дом с 14-этажной (!) башней.
Вид дома на Яндекс-панорамах.

Но подобные дома в пять-шесть-семь этажей вскоре совсем вошли в норму, хотелось настоящих небоскребов. И главный небоскреб даже начали строить.


Дворец Советов, проект Иофана.

В отрывке из фильма «Новая Москва» 1938 г. (см. разбор кадров фильма) очень хорошо показана реконструкция мечты и, как ее апофеоз, Дворец Советов:

Просто пара фотографий строительства. Обратите внимание, что глубина котлована была глубже русла Москвы-реки. Весь фундамент был выложен огромными монолитными кубами, ныне на этом мощнейшем фундаменте стоит Храм Христа Спасителя.

Как бы выглядела Москва, если бы Дворец Советов построили

Ну и, конечно, с большой радостью в Москве приветствовали строительство послевоенных высоток, окончательно добивших и нарушивших облик старой Москвы.


Внимание на строителей! никакой техники безопасности, даже для постановочного фото)

Что интересно, высоток изначально должно было быть 8. Строились они к 800-летию Москвы и цифра была символичной.
Высотку в Зарядье (на месте ныне снесенной гостиницы «Россия») позже решили не строить.


Брежневские высотние «книжки» архитектора Посохина, конечно, Москву сильно изуродовали, но в наше время уже находится немало людей, любящих Новый Арбат и вспоминающих молодость, проведенную на этой этой улице с теплотой.

См. Детали: Новый Арбат.


Вот мы и приходим к нынешнему времени:

Можно бесконечно долго спорить об уместности Сити в Москве, об эстетике, о том, что теперь уже он в очередной раз разорвал сложившийся московский пейзаж, и надо спорить, ибо это есть наша общая историческая традиция. Порадуемся лишь тому, что Сити строится не в центре (не в Газетном переулке, как предлагал Булгаков), а в относительно пустующем уместном месте.

А теперь давайте просто посмотрим просто виды с башни Федерация:


Макет башни, низкая часть уже готова, с его последнего этажа мы и будем любоваться Москвой.

А вот как это выглядит сейчас. За фото спасибо компании Mirax Group

Виды с 62 этажа


Строится вторая башня комплекса Федерация


Хорошо видно Кремль


Киевский вокзал


Кутузовский проспект

И главное!

С недавнего времени на башню Федерация в Сити может попасть любой желающий. Сходите обязательно это гораздо интересней и проще, чем посетить смотровую площадку Останкинской башни. И виды с Федерации гораздо интереснее.

Очень приятно, что Mirax Group проводит экскурсии. Записаться можно по этой ссылке:

http://bfmcity.ru/register.aspx

Или по телефону: 8 (919) 968 07 22

Стоимость экскурсии — 500 руб.
Пенсионеры и дети до 14 лет — 300 руб.

Минимальная группа — 5 чел., максимальная — 15 чел.

И, напоследок, просто так:

Комментировать с помощью Facebook: