Знак ОСОАВИАХИМа
На фасадах многих зданий в центре Москвы можно видеть следующий довоенный знак отличия, гласящий "Крепи оборону СССР". Знак был учрежден 28 января 1937 г. президиумом ЦС ОСОАВИХИМ и значил, что жильцы награжденного дома сдали ряд нормативов на получение коллективного знака "Готов к ПВХО" (готов к противовоздушной и противохимической обороне).
Знаки делались капитально и монтировались в стену "на века", что и позволило многим из них дожить до наших дней. Часто они устанавливались и на бывших доходных домах вместо существующих "буржуазных" и "мещанских" барельефов, а зачастую и вмонтировались в них, чем нарушали композицию, но, с другой стороны, создавали комический эффект, когда античные воины и нимфы с обнимали уже не герб домовладельца или компании, а нечто совсем неантичное.
Ярчайшим образом учения ОСОАВИАХИМа, проходившие не раз и в Москве, описаны в романе "Золотой теленок"
-- Скабрезные старики! Опереточные комики! - сказал Остап, поворачиваясь к Корейко. Но Корейко не было. Вместо него на великого комбинатора смотрела потрясающая харя со стеклянными водолазными очами и резиновым хоботом, в конце которого болтался жестяной цилиндр цвета хаки. Остап так удивился, что даже подпрыгнул. -- Что это за шутки? - грозно сказал он, протягивая руку к противогазу. -- Гражданин подзащитный, призываю вас к порядку. Но в эту минуту набежала группа людей в таких же противогазах, и среди десятка одинаковых резиновых харь уже нельзя было найти Корейко. Придерживая свою папку, Остап сразу же стал смотреть на ноги чудовищ, но едва ему показалось, что он различил вдовьи брюки Александра Ивановича, как его взяли под руки и молодецкий голос сказал: -- Товарищ! Вы отравлены! -- Кто отравлен? -- закричал Остап, вырываясь. - Пустите! -- Товарищ, вы отравлены газом! - радостно повторил санитар. -- Вы попали в отравленную зону. Видите, газовая бомба. На мостовой действительно лежал ящичек, из которого поспешно выбирался густой дым. Подозрительные брюки были уже далеко. В последний раз они сверкнули между двух потоков дыма и пропали. Остап молча и яростно выдирался. Его держали уже шесть масок. -- Кроме того, товарищ, вы ранены осколком в руку. Не сердитесь, товарищ! Будьте сознательны! Вы же знаете, что идут маневры. Сейчас мы вас перевяжем и отнесем в газоубежище.
15 — 26 февраля 1936 года состоялся лыжный переход в противогазах 75-ти активистов ВПХО по маршруту Москва — Ленинград.
Очерк «Иван Апреликов » (декабрь 1935год):
«Неоднократно выступая в Парке Культуры и во время массовки на Серпуховской площади, он показывает, как надо одевать правильно защитный комбинезон и противогаз.
В боевой обстановке, от того насколько быстро оденешь противоипритный костюм, будет зависеть жизнь человека. Поэтому изо дня в день, в течении многих месяцев, тренируется Апреликов. В полном снаряжении он совершает многочасовые пешие переходы,
В боевой обстановке придётся одевать костюм и ночью. Иван Апреликов решил учиться надевать костюм в темноте. Сначала он надевает костюм в затемненной комнате, а затем, привыкнув немного начинает одевать костюм с завязанными глазами.
При надевании костюма в темноте — объясняет Апреликов — главное не потерять ориентировку. Поэтому пока не кончишь надевание комбинезона никогда не надо сходить с места. Особое внимание нужно обращать на тщательную укладку одежды и обуви. Чтобы не перепутать левый сапог, нужно всегда класть его с левой стороны, а правый — с правой стороны. Костюм надо класть прямо перед собой «плечами вперёд». Главное хорошо запомнить порядок надевания комбинезона и точно его выполнять — продолжает Апреликов — Тесёмки нужно завязывать, не отрывая рук, пока не завяжешь последнюю тесёмку.
Уже сейчас, руководствуясь советами Апреликова, многие осоавиахимовцы учатся одевать костюм в темноте.
24 сентября 1935 года на военно-химических соревнованиях в Москве Иван Апреликов надел с завязанными глазами противоипритный костюм за две минуты»Смотрите внимательно по сторонам! Таких знаков из 1930-х в Москве довольно много.