В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

21 января, суббота
13:00 Ивановская горка-2: дворы и переулки Маросейки

Место встречи: м. «Китай-город», выход на ул. Маросейка, у памятника героям Плевны


22 января, воскресенье
13:00 Старая Басманная

Место встречи: м. «Красные ворота», около памятника Лермонтову

Подробное расписание экскурсий смотрите на http://moscoww.ru

/


Мосты Москвы

Auto Date Четверг, апреля 11, 2013

Москва не Питер и не Венеция и уж мостами совсем похвастаться не может, да и не так их много в столице. Видимо, поэтому часто получается, что даже сходу и знающие люди не сразу вспомнят точное название того или иного моста.

Мы проехались по центральным набережным Москвы в пределах Третьего транспортного кольца, сфотографировали мосты, сравнили все со старыми фотографиями и нашли интересные истории.

Прогуляться по московским набережным, полюбоваться новыми мостами, посмотреть на дореволюционным и сталинские мосты, почитать курьезные истории —>


Многие уже могли заметить, что для красивого кадра мы обычно вставляем в публикации красивые автомобили. В этот раз мы путешествуем на Audi A5. Двигаться будем по течению реки от Сити и через весь центр.

Первый мост — пешеходный под названием «Багратион» с памятником полководцу на Кутузовском проспекте.

Мост очень любят показывать в фильмах и сериалах о современной Москве. Построен он был еще в 1997 г. к празднованию 850-летия Москвы.


Когда мост строился здания Сити были только в планах, и в холле при входе стоял большой макет того, что должны были построить. Больше всего поражала воображение 600-метровая башня «Россия», по сравнению с которой «Федерация» казалась совсем коротышкой. «Россию» так и не воплотили, хотя и заложили символический первый камень.

Двигаемся в сторону гостиницы «Украина» (ныне Radisson) и Новоарбатского моста (до 1993 г. — Калининского), построенного в 1957 г.

Здесь стоит сразу отметить, что в Москве, увы, почти не осталось старых мостов. А если и остались, то по недоразумению. Все наши мосты, с кажущимися старыми названиями — дело рук архитекторов и инженеров советского времени.

Мост совершенно функциональный, но не лишенный все же наследия сталинского ампира.

С него открывается прекрасный закатный вид на Сити

С него же танки в 1993 г. вели огонь по Белому дому.

Едем до Бородинского моста, который представляет собой странное смешение стилей и  разных эпох.

Начнем с того, что изначально Дорогомиловский мост, соединявший одноименную местность с Москвой выглядел так:

Эта типовая и неудобная конструкция постоянно была причиной пробок, в особенности с появлением на противоположном берегу Брянского вокзала (с 1934 г. — Киевского)

Мучились-мучились с этим мостом, а тут в 1912 г. юбилей Бородинской битвы подоспел, и к этому году старый мост демонтировали, а новый возвели с колоннами, оружием и обелисками героев войны.

В 1952 году мост вновь посчитали узким и расширили.


А уже к 2001 году мост еще раз реконструировали и зачем-то пошлым образом окрасили черным и золотым покрытые благородной патиной бронзовые композиции на колоннадах.

С близлежащей Мухиной горы (см. нашу публикацию про Плющиху) можно увидеть прекрасный вид сразу с тремя мостами — Новоарбатским, мостом метрополитена и Бородинским

Отсюда же открывается прекрасный вид на площадь Европы и Сити, который относительно нас стоит уже два раза за рекой.

И отсюда же открывается прекрасный вид на пешеходный мост Богдана Хмельницкого.


Сам-то мост был изначально сооружен в 1907 г. для окружной железной дороги (см. нашу публикацию с прогулкой на паровозе), а в 2001 г. был перенесен на 2,5 км вверх по течению и накрыт стеклом.


Старые фермы сохранились внутри


Что интересно, до революции мост был посвящен Императору Николаю II, а потом стал Лужнецким, потом Краснолужским.

Вместо перенесенного старого моста стоит новый Краснолужский мост

Фермы этого моста на 5 метров выше. В «лужковское» время родилась идея использовать железнодорожное кольцо для пассажирского сообщения. Тогда же его вознамерились электрифицировать, для чего и в том числе соорудили новый мост с более высокими пролетами, но идея так и осталась идеей.

При этом как до 2001, так и до сих пор на новодельном мосту гордо красуется мемориальная доска:

Сейчас этот мост стоит вплотную к безымянному мосту Третьего транспортного кольца, а многие проносящиеся сверху автомобили даже и не замечают, что быстро пролетели над рекой

Невозможно пройти мимо и метромоста в Лужниках. С современными фотографиями этого моста у нас не вышло, да и старая его летняя фото нам нравится куда больше.

Мост со станцией метро соорудили еще в 1959 году с большими техническими нарушениями и в спешке. Уже в 1963 г. его признали предаварийным. В 1983 г. для пассажиров даже закрыли станцию метро, а ремонт моста затянулся. К активным работам приступили только в 1998 г, открыв мост для автомобилей в 2000 г., а станцию метро лишь в 2002 г. Изначально в общем проекте с мостом была сделана дополнительная эскалаторная галерея до самой кромки Воробьевых гор.


фото 2009 г.

Но эта галерея так и не была восстановлена (см. нашу отдельную публикацию про нее)

Едем к следующему железнодорожному мосту — Андреевскому.


Этот мост построили в то же время, что и Лужнецкий, перенесли чуть раньше и опять же воздвигли новодел на 5 м выше.


Этот мост также идет параллельно с безымянным мостом Третьего кольца

Едем до оригинального моста:


Что интересно, Андреевский мост переносили почти на год раньше Лужнецкого, в 1999 г. Поэтому с одно стороны остекление здесь было сделано проще, а вот сам мост перенесли полностью, в том числе с дореволюционными столбами по краям.


И доску повесили новую, в отличие от Лужнецкого, где на новоделе висит доска советских времен про дореволюционный мост.


И здесь тоже интересная путаница с названиями. Изначально мост был посвящен Великому князю Сергею Александровичу, московскому градоначальнику и родному дяде Николая II. Затем мост стали называть Андреевским и продолжают так часто называть и после передвижки, хотя официально мост именуется Пушкинским. Так и получается, что в Москве два Андреевских моста.

Едем до Крымского моста


Всем известный мост свое название не менял. Как назывался по бывшему здесь броду, через который на Москву любили нападать крымские татары

По конструкции мост аж до 1936 г. был таким же как старый Дорогомиловский. Здесь на Садовом кольце пробки скапливались уже в начале XX столетия. Особенно сложно было разъезжаться трамваям, для которых был предусмотрен только один путь.

Соревнования по гребле на Москве-реке.

Нынешний мост — висячий, без единой опоры и весь в клепках.

Во время строительства нового моста, открытого в 1938 г., старый Крымский мост еще в 1936 г. перенесли на 50 м вниз по течению и продолжали использовать, проложив специально для него широкий Новокрымский проезд, существующий и поныне. Два года все движение Садового кольца шло через него.

Далее едем до Патриаршего моста


Пешеходный мост был открыт в 2004 году

Отсюда открывается один из лучших видов города


Дмитрий Медведев, будучи Президентом, отменил перевод часов и положил новую традицию записывать президентские новогодние обращения на этом мосту. Путин, став Президентом, вновь стал записывать обращения внутри Кремля, рядом со зданием Администрации.

Едем до самой короткой улицы центра — Ленивки (самая короткая улица всей Москвы, ул.Венецианова, находится в поселке Сокол, см. нашу публикацию)

Сейчас эта небольшая улочка лишь соединяет Волхонку с Пречистенской набережной, а еще до 1930-х по ней шел весь поток на ту сторону реки.

Старый Большой Каменный мост выходил именно на эту улочку.

Ледоходы происходили в дореволюционной Москве каждую весну (прекратились они только после строительства гидроузлов и водохранилиз в сталинское время), поэтому все быки крупных мостов имели мощные ледорезы:


На фото как раз Большой Каменный мост (уже, правда, с металлическими пролетами 1858 г.) и Ленивка.

Поскольку мост стоял дальше от Кремля, то вид без моста был для современного жителя Москвы непривычным


Отдельно обратите внимание на побеленные кремлевские башни и дырку коллектора впадающей в Москву реки Неглинной слева.

Еще в 1936 году, когда уже строился «дом на набережной» мост стоял на прежнем месте, совсем примыкая к новой постройке

Сейчас же он сильно от нее отстоит и уходит не к узкой Ленивке, а тянется к Боровицкой площади

Едем дальше до Большого Москворецкого моста


И опять же новый сталинский мост 1938 года стоит ближе к Кремлю. Старый мост упирался в Москворецкую улицу, а Васильевский спуск был полностью застроен жилыми домами (как ни вспомнить тут «А из нашего окна площадь Красная видна…»)

Другим своим концом Москворецкий мост упирался не туда, куда сейчас упирается современный мост, а в улицу Балчуг, сейчас опять же короткую и бестолковую.

Так мост и гостиница выглядели до революции:

До революции главной улицей Замоскворечья была Пятницкая, сейчас же весь поток от Кремля идет через мост на Большую Ордынку, а улица Балчуг так и осталась лишь коротким продолжением Пятницкой.

Однако благодаря этому факту напротив удалось сохранить единственный дореволюционный мост — Чугунный, соединяющий Балчуг и Пятницкую.


Строго говоря, это не совсем старый мост, полотно ему меняли в 1966 году, но опоры и ограду оставили старые, 1889 г.


Изящная ограда работы завода некого г-на Дилля.

До 1889 года Чугунный мост выглядел так:


Фото начала 1930-х, еще до реконструкции Чугунного моста и набережных Водоотводного канала

Едем дальше к Котельникам…

… к довольно скучному чисто фукциональному Большому Устьинскому мосту, также постройки 1938 года


Вид со Швивой горки, конец XIX века

И, наконец, доезжам до последнего центрального моста — Большого Краснохолмского уже на Садовом кольце

Так этот типовой мост выглядел до революции

Забавно, что все мосты были просто Краснохолмский, Москворецкий, но после перестройки все новые мосты стали Большими.

И здесь невозможно не рассказать две забавных истории про мосты Водоотводного канала.

Красиво выгнутый Садовнический мост для пешеходов очень любят романтизировать. Некоторые особо впечатлительные особы именую его мостом поцелуем.

На деле же история более чем прозаичная. Вот что вспоминала главный инженер проекта Н.Д. Брагина:
«Нам выдали проектное задание на переброску через Обводной канал двух труб теплотрассы большого диаметра. Можно было исполнить эту задачу разными инженерными решениями, но выбрали решение наиболее декоративное из всех возможных, чтобы никто и не догадывался о технической цели сооружения. Это было решение выполненное в виде пешеходного моста. . Да и почему не сделать так, если предоставляется такая прекрасная возможность! Поток пешеходов есть и лишний мостик явно не помешает. Идёт человек, а тут мостик….Почему бы не воспользоваться? Перейти с берега на берег. Постоять на мосту. Посмотреть вокруг, на воду. Полюбоваться. Поразмышлять…»

Да, внутри моста идут протянуты трубы к электростанции на Раушской набережной, а мостик лишь приятная декорация.

Еще одна история связана с Лужковым мостом, который мэр Лужков открыл в 1994 г.
По официальной версии название моста выбрано было именно таким, потому что Болотная площадь некогда представляла собой Царицын луг. А раз луг так пусть будет Лужков мост. Чистое совпадение!


Сюда из Европы пришла традиция влюбленным или молодоженам вешать замки на ограду в знак крепости союза. Городские власти безуспешно пытались запрещать, срезали замки, но борьба была неравной. В конце концов было принято мудрое решение — в центре моста установили стальное «дерево любви» с предложением вешать замки на него. Традиция настолько прижилась, что периодически городским властям приходится высаживать чистые деревья на мосту, а старые переносить на набережную, где уже выросла небольшая аллея из замковых деревьев

<КОНЕЦ>

Редакция выражает благодарность компании Audi за предоставленный автомобиль Audi A5, публикацию с тест-драйвом можно будет видеть в блоге редактора по тэгу авто.

Комментировать с помощью Facebook: