Самые грандиозные проекты станций московского метро
Ровно 83 года назад 15 мая 1935 года в Москве открыли метро. До сих пор самое красивое и объективно самое дорогое и богатое по отделке. В проектах многие станции выглядели даже богаче, чем были впоследствии реализованы.
Сегодня в честь дня Рождения метро публикуем визуализации проектов станций тех времен, когда никакого компьютерного моделирования не было, а архитекторы должны были быть ещё и прекрасными художниками.
Смотреть множество реализованных и нереализованных проектов «сталинского» метро из архивов —>
Отдельно в проектных визуализациях тех лет умиляет их невероятная детализация, а также изображения людей, одетых по моде того времени. Ниже будем давать по две-три фотографии: общий вид проекта и детали
Ранний проект станции метро «Площадь Революции». 1935 г.
Обратите внимание, что вместо статуй здесь пока присутствуют барельефы.
Ещё один проект с барельефами:
Затем к проектированию станции привлекли выдающегося скульптора Матвея Манизера, и «Площадь Революции» обрела свой нынешний облик:
Проекты оформления станции «Красные ворота», 1934 г.
Особенно удивляют лестницы наземного вестибюля
По одному из проектов лавочки планировались:
Проект станции «Электрозаводская»
От навигации в мраморе (урезанное панно слева) разумно отказались:
Станция «Комсомольская» Сокольнической линии практически без изменений была реализована.
Точно так же вышло и с «Комсомольской» кольцевой уже после войны в 1948 году
Станция «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад»), 1934 г.
Проект вестибюля станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). 1934 г. Был реализован этот проект, хотя было предложение построить нечто более грандиозное:
А вот проекты самой станции:
Проект станции «Мясники ворота» (ныне «Чистые пруды»), 1934 г.
Проект входа в метро «Сокольники», 1934 г.
На станции можно было курить?!
Еще один проект станции «Сокольники»:
Перрон станции метро «Библиотека имени Ленина», 1933 г.
Другой проект станции:
Проект станции «Арбатская площадь» Филёвской линии, 1934 г.
Проект станции «Смоленская площадь» (ныне «Смоленская») Филевской линии, 1934 г.
На противоположной стороне от Большого театра в 1936 году как бы в противовес старому предполагалось построить новое здание советского театра, в который также должен был включать в себя вестибюль станции метро «Площадь Революции»
Проект станции метро «Маяковская». Обратите внимание, что изначально мозаики должны были быть больше и другой формы.
Проект наземного вестибюля станции «Охотный ряд», 1934 г.
Реализованный проект станции «Охотный ряд», 1934 г.
При этом был и другой, более «цветастый» проект этой станции:
Проект станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), 1936-1937 г.
Проект станции метро «Курский вокзал» (ныне «Курская»), 1937 г.
Еще один проект станции «Курский вокзал», 1935 г.
Проект станции метро «Белорусский вокзал», 1936 г.
Проект станции «Киевский вокзал», 1936 г.
Проект станции и наземного вестибюля «Динамо», 1936-1937 гг.
Суровый проект станции «Новокузнецкая», 1943 г. Время военное отделки минимум, просто тюбинги тоннеля.
Центральный зал станции должен был быть не менее суров, но в то же время торжественен, с памятником «корифею всех наук»:
Проект станции метро «Павелецкая», 1938 г.
Обратите внимание, что потолочные мозаики, установленные на «Новокузнецкой», изначально предназначались для «Павелецкой», но застряли в блокадном Ленинграде, а когда их удалось вывезти по «дороге жизни» на льду Ладожского озера, проект «Павелецкой» уже был изменен.
Был и такой проект в 1938 году… почему-то «Повелецкой»:
Была и совершенно альтернативная идея: назвать станцию «Донбасс» и украсить панно с шахтёрами:
Проект станции метро «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»). Эту станции также строили во время войны и сильно урезали.
До войны в 1939 году станция «Бауманская» проектировалась как «Спартаковская» и была оформлена в тему первого восстания «рабочего класса».
Проект станции «Киевская» кольцевой линии, 1944-1945 гг.
Один из проектов «Октябрьской» в конце 1940-х вообще предполагал строительство каких-то псевдорусских палат.
Проект «Курской» кольцевой линии, конец 1940-х
Проект «Новослободской» без витражей. 1950 г.
Проект станции метро «Ботанический сад» кольцевой линии. 1950 г. Так изначально называлась станция «Проспект мира», по находящемуся рядом Ботаническому саду МГУ, ныне более известному как Аптекарский огород.
Проект вестибюля «Арбатской» на одноимённой площади. 1945 г.
Интересно, что изначально проект предусматривал шпиль .
Реализованный проект станции метро «Таганская» кольцевой линии. 1946 г.
Война только закончилась и на визуализации нельзя не показать героя войны, судя по голубому околышу фуражки — лётчика.
Московский метрополитен – одно из самых удивительных и гармоничных мест Москвы! Одна из главных её достопримечательностей! Любите метро и оно будет открываться вам каждый день по-новому!
В публикации использованы материалы из фондов Музея Архитектуры им. Щусева