Детали: Тверской бульвар
По итогам Фотоутренника 8, состоявшегося 17 сентября, публикуем фотографии деталей Тверского бульвара.
Пройдемся от Пушкинской площади в сторону Никитских ворот, туда и обратно —>
Начнем мы свой путь по левой стороне бульвара, если смотреть от Пушкинской площади. Строго говоря, нумерация на бульваре идет от Никитских ворот, поэтому официально эта сторона правая
Долго пустовавшие первые этажи серого сталинского дома сейчас ремонтируются. Похоже, что там вновь откроют некогда популярный магазин «Армения». По крайней мере,вывески уже повесили.
На крыше самого дома стоят краны для подъема мебели в комнаты через окна
С бульвара виден самый высокий дореволюционный дом: так называемый дом Нирнзее. Подробно почитать о нем, посмотреть фото снаружи и изнутри также можно на нашем сайте.
С земли почти не видно его майоликовое панно работы Абрамцевской мастерской:
Хотя по красоте и детальности проработки это панно хоть и сделано позже, но выглядит гораздо лучше аналогичного на Метрополе:
\
(см. Детали: Театральная площадь и Метрополь)
А мы продолжаем нашу прогулку по бульвару
Чтобы не гнили пеньки окрашивают, а чтоб было красиво — их окрашивают в зеленый цвет. Изначальная идея — хорошая, а воплощение… Сами видите, самая дешевая зеленая краска просто глаза режет.
«Реконструированный» особняк 18 века. На деле — одна стена.
Уже и непонятно, что раньше было. Где входы и окна
И в самом здании рестораны — один решил выделиться.
Лепнина в и ныне актуальную тему гостеприимства и богатства — рога изобилия.
Еще раз — это реконструкция особняка 18 века.
Неподалеку во дворике стоит «гламурная» будка охранника
Пока незаселенный новодел рядом со МХАТом прелесен в деталях…
… и совершенно заурядный «лужковский ампир» в целом.
МХАТ до сих пор с гордостью несет ордена
На изящных фонарях изображены театральные сценки
Проходим мимо нарядного Есенина, но к нему мы еще вернемся на обратном пути
У следующего дома по Твербулю.
Здесь
во время октябрьских боев
1917 года
при взятии дома градоначальника
героически погибли
члены союза
рабочей молодежи
товарищи
ЖЕБРУНОВ и БАРБОЛИН
Многие поклонники Пелевина впадают в ступор, когда видят эту табличку.
Фрагмент из «Чапаев и Пустота» (одна из фамилий намеренно или случайно немного изменена автором):
«Тов. Фанерный! Немедленно поезжайте в музыкальную табакерку провести нашу линию. Для содействия посылаю Жербунова и Барболина. Товарищи опытные. Бабаясин.»
Под текстом была неразборчивая печать. Пока я думал, что мне говорить, они сели за стол.
— Шофер внизу — ваш? — спросил я.
— Наш, — сказал усатый. — А машину твою возьмем. Тебя как звать?
— Петр, — сказал я, и чуть не прикусил язык.
— Я Жербунов, — сказал пожилой и усатый.
— Барболин, — представился молодой. Голос у него был нежный и почти женский.
Я сел за стол напротив них. Жербунов налил три стакана водки, подвинул один ко мне и поднял на меня глаза. Я понял, что он чего-то ждет.
— Ну что, — сказал я, берясь за свой стакан, — как говорится, за победу мировой революции!
Мой тост не вызвал у них энтузиазма .
— За победу оно конечно, — сказал Барболин, — а марафет?
— Какой марафет? — спросил я.
— Ты дурочку не валяй, — строго сказал Жербунов, — нам Бабаясин говорил, что тебе сегодня жестянку выдали.
— Ах, так вы про кокаин говорите, — догадался я и полез в саквояж за банкой. — А то ведь «марафет», товарищи, слово многозначное. Может, вы эфиру хотите, как Вильям Джеймс.
— Кто такой? — спросил Барболин, беря жестянку в свою широкую и грубую ладонь.
— Английский товарищ.
Жербунов недоверчиво хмыкнул, а у Барболина на лице на миг отобразилось одно из тех чувств, которые так любили запечатлевать русские художники девятнадцатого века, создавая народные типы, — что вот есть где-то большой и загадочный мир, и столько в нем непонятного и влекущего, и не то что всерьез надеешься когда-нибудь туда попасть, а просто тянет иногда помечтать о несбыточном.
Реальным Жебрунову и Барболину тогда было 19 и 20 лет.
На этом же доме вывески Главмосстроя.
Сразу вспоминается следующее произведение Егора Жгуна, выражающее целую ушедшую эпоху:
Поясним, что изначально картинка — аллюзия на американский фильм «Монстро» (Википедия и оригинальный плакат).
Один из лучших особняков Москвы, перестроенный в 1901-1903 гг. самим Шехтелем для Петра Смирнова, позже особняк был сдан под клуб Московского дворянского собрания, а после революции поочередно занимался Народным судом, Военной прокуратурой, фирмой «Мелодия».
Ныне Главное Управление Пенсионного фонда по Москве и области.
В лучших булгаковских традициях центральный вход закрыт и до сих пор ходят по черной лестнице.
Интересная эклектика соседнего особняка, занятого офисами.
ВНЕЗАПНО:
Появился, как чертик из коробочки, почему-то запрещал фотографировать, на просьбу улыбнуться не реагировал, здание (основной объект съемки) загораживал, в кадр сам лез.
Кратко и для справки: По закону НИКАКОЙ охранник на улице не имеет права запрещать фотографирование того или иного здания или улицы. Улиц, как и зданий, запрещенных к фотографированию в Москве нет. По идее, милиционер и сотрудник ФСО тоже не могут запретить фотографировать посреди улицы, но с ними спорить просто не стоит, т.к. они имеют право задержания. Охранников же можно просто игнорировать.
Это если кратко, если подробно и длинно, то советуем ознакомиться с подборкой часто задаваемых вопросов о праве на фотосъемку.
А мы продолжаем фотографировать интересные детали
Когда маркетинг и брендинг ставятся превыше здравого смысла и хорошего вкуса, то получается вот так.
Это при том, что ниже все вроде более прилично, хотя, конечно, без белоснежных пластиковых окон особняк 18 века никуда.
Старожил бульвара — двухсотлетний дуб (тоже подкрашен для красоты).
Даже охранная табличка есть
Бывший доходный дом Коробковой
Решетки балконов выполнены в виде орлов
А мы перейдем на другую сторону к раннему доходному дому. Про Тимирязева мы уже писали в выпуске Детали: Никитский бульвар.
На Тверском бульваре с 1853 по до своей смерти в 1928 г. жила великая актриса Мария Ермолова.
В этом доме бывали Станиславский и Немирович-Данченко, Шаляпин, Качалов и весь цвет дореволюционной интеллигенции.
Дом принадлежал мужу актрисы — известному адвокату и общественному деятелю Николаю Шубинскому.
После революции Ермолова была стала первой Народной артисткой, а Шубинский, будучи видным дореволюционным политическим деятелем, в 1918 г. эмигрировал.
Небольшая статуя коня на бульваре. История нам неизвестна, к сожалению.
Вот мы и вернулись обратно к Есенину, установленному на бульваре в 1995 г.
В то утро на его шее красовалось несколько галстуков, а в руке были очки
До этого нам ни разу не приходилось слышать о такой традиции (а может это была спонтанная акция).
Возможно восходит к стихам:
Я московский озорной гуляка
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом. …
Каждому здесь кобелю на шею.
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
На этих скамейках погожими вечерами любят собираться девушки, обнимаются и голосят женским басом.
В общем, это женский аналог площадки у памятника героям Плевны на Китай-городе.
В этих местах в годы Серебрянного века было популярное кафе «Стойло Пегаса», где и любили собираться поэты и не только.
После реставрации храма Апостола Иоанна Богослова на Бронной стену соседнего дома красиво расписали.
Ретрансляторы сотовой связи больше, видимо, поставить было некуда.
Дом, ныне занимаемый литературным институтом Горького раньше был писательским общежитием.
Таблички некоторых жильцов этого общежития украшают фасад:
Платонов какое-то время даже работал дворником в этих местах.
По этому поводу есть хороший анекдот:
Жил-был мальчик.
Он хорошо учился в школе, читал много книжек, мало общался со сверстниками.
Однажды зимой он по дороге из школы слепил снежок, кинул его в дерево, промахнулся и попал в окно дома. Окно разбилось.
Из дома выскочил дворник и погнался за мальчиком.
И вот мальчик бежит от дворника. У него расстегнулся ранец, из него вылетают книжки, тетрадки. А мальчик бежит и думает :
«И почему я бегу от этого ужасного дворника, когда я мог бы в это время лежать на своем уютном диване и чистать своего любимого американского писателя Эрнеста Хемингуэя. А он, наверное, сейчас сидит в маленьком баре на солнечной Кубе, пьет настоящий кубинский ром, курит ароматную кубинскую сигару и любуется на очаровательных кубинских мулаток.»
А великий американский писатель Эрнест Хемингуэй в это время действительно сидел в маленьком баре на Кубе, страдая от жары, курил вонючую сигару, пил гнусный дешевый ром, с отвращением смотрел на толстых лоснящихся мулаток и думал :
«И что я здесь делаю? А я ведь я мог бы в это время в Париже со своим другом Андрэ Моруа сидеть в бистро на Елисейских полях, пить французское сухое вино, смотреть на изящных парижанок и беседовать о сюрреализме.»
А Андрэ Моруа в это время сидел в бистро на Елисейских полях, пил кислое красное Бордо, с отвращением смотрел на пьяных худосочных парижских шлюх, слушал болтовню каких-то идиотов о сюрреализме и думал :
«И что я здесь делаю? А я ведь я мог бы в это время в заснеженной Москве со своим другом Андрем Платоновым пить ледяную русскую водку, закусывать хрустящими солеными огурцами, любоваться на розовощеких русских баб. »
А в это время в заснеженной Москве Андрей Платонов в тулупе гнался за мальчиком и думал:
«Поймаю — убью, сволочь!!!»
Соседний дом, также институт Горького, в свое время принадлежал дяде Герцена, здесь писатель и родился. Отсюда памятник.
У Булгакова этот дом описан в образе МАССОЛИТа, и действительно в ранние советские годы здесь располагались различные писательские организации.
Вот мы и вернулись обратно к Пушкинской. К местам баррикад, боев, Жебрунова, Барболина…
Ныне все выглядит так. Мы уже когда-то писали подробно про Пушкинскую площадь в рубрике Детали.
БОНУС! То, что обычно остается за кадром:
Замечательный фоторепортаж kifffir с фотоутренника 8.
ВНИМАНИЕ!
Если Вы участвовали в фотоутренниках, вывешивали фотографии в Интернете и не присылали их нам, то очень просим прислать. Будем подводить итоги сезона, а также думать о новом формате!
Кроме того, напоминаем:
В эти выходные мы еще проводим экскурсии. Присоединяйтесь!