Пять лет спустя. 20 утраченных произведений московского стрит-арта.
Мы привыкли к многочисленным публикациям об утраченных московских памятниках, храмах, особняках. К сожалению, исчезают и те городские объекты, которые появились совсем недавно. Так что сегодня мы открываем новую тему для москвоведения. К пятилетию фестиваля «Лучший город Земли» вспомним несохранившиеся работы его стрит-арт программы.
Посмотреть и оценить утраты —>
Далее передаем слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Стрит-арт в настоящее время является неотъемлемой частью любого крупного европейского города. Споры о том, интересует ли он туристов и надо ли его развивать и пропагандировать, давно уже неактуальны.
Несколько лет назад в авторитетной серии путеводителей Lonely Planet появился путеводитель по мировому стрит-арту. В 2017 году он был переиздан на русском языке в издательстве ЭКСМО. Путеводитель представляет собой толстый иллюстрированный альбом весом в целый килограмм. Однако в списке тех городов, куда предлагают отправиться авторы путеводителя, Москвы нет. Возможно, они правы, на городских фасадах нашему взору предстают только рекламные и пропагандистские работы. Тем не менее, и в нашем городе было чем удивить взыскательного ценителя.
Сделаем небольшое уточнение. Естественно, по своей природе стрит-арт — искусство недолговечное. Хотя утрата, например, московских работ классика отечественного стрит-арта Паши 183 очень чувствительна, отследить каждый рисунок на стене невозможно. Поэтому речь в нашем обзоре пойдет только об утраченных произведениях большого формата, расположенных не в арт-кластерах, а на городских улицах. Их создание невозможно без разрешения властей, требует многодневной работы художников и специальной техники. В среде профессионалов такие работы называются муралами.
Отдельные стрит-арт работы большого формата появлялись в нашем городе и ранее. Например, в 2007 году на северо-востоке города, в районе Изумрудной улицы, в рамках акции «Раскрась Москву» возникли муралы российских и нидерландских молодежных команд. В 2012 году в рамках фестиваля уличного искусства МОСТ в некоторых случаях использовались торцы домов (Тихон Пенкин на Малой Ордынке, Nootk в Астраханском переулке, Паша 183 на Рождественском бульваре). Однако стартовавший пять лет назад фестиваль «Лучший город Земли» стал в этом вопросе настоящим прорывом.
Как хорошо известно, при Лужкове синонимами слова «граффити» являлись «хулиганство» и «вандализм», и подобный фестиваль был невозможен. Даже уличные художники с мировым именем, изредка приезжавшие в начале 2000-х в Москву, были вынуждены ограничиваться созданием работ в специально отведенных «резервациях» (арт-кластерах). О том, чтобы им разрешили расписать какую-то стену на улице, да еще в центре города, речи не шло.
Днем, который изменил отношение властей города к рисункам на стенах, стало 15 ноября 2012 года. В этот день прошло заседание молодежного совета при мэре Москвы. Неожиданно Сергей Собянин заявил, что граффити в городе можно использовать для художественного оформления городских пространств. Хотя в этом выступлении под городскими пространствами мэр имел в виду лишь подземные переходы, это было не так важно – слово «граффити» уже было сказано. Впрочем, тут же он пообещал «дать поручение главному архитектору Москвы встретиться с художниками, которые увлекаются граффити, и обсудить их идеи по поводу разрисовки фасадов домов».
Заявление мэра сразу привлекло внимание стрит-арт-сообщества и вызвало противоречивые комментарии, но действительность превзошла самые смелые ожидания. Уже в 2013 году стрит-арт благодаря фестивалю «Лучший город Земли» начал становиться неотъемлемым элементом московской городской среды. С мая по ноябрь в городе появилось около 150 новых произведений, из них 35 большого формата.
Начну с благодарности тем, кому мы обязаны таким масштабным фестивалем. Мэра Сергея Семеновича Собянина я уже назвал. Безусловно, фестиваль не был бы проведен без человека, стоявшего во главе Департамента культуры правительства Москвы – Сергея Капкова. Еще двое, без которых ничего бы не получилось. Иван Пантелеев, генеральный директор «НОВАТЕК АРТ», компании-организатора фестиваля. Сабина Чагина, владелец магазина и галереи StreetKit, куратор художественной части фестиваля. Фестиваль «Лучший город Земли» продолжился и в 2014 году, но в сильно урезанном масштабе.
Пять лет для города – не такой уж большой срок. Посмотрим, каких работ этого фестиваля уже нет. К сожалению, замазан самый первый его объект на Трубной улице. На роспись этой стены был организован открытый конкурс, который выиграл художник Алексей Медной. Создание работы «Цирк» началось в ночь с 18 на 19 мая 2013 года, во время акции «Ночь в музее», при этом присутствовал Сергей Капков. По иронии, первый объект фестиваля тут же завандалили, надпись «За цирк без животных» вовсе не авторская.
Вот что говорил автор: «На моей работе вы видите животных, которые вырвались на свободу из цирка-шапито. Картина рассказывает о свободе движения, мыслей, проявлении себя, ты сам себе вожак».
Картина «Апаков и вагоновожатые» от «Группы 310» (Fet, Zeaner, Ingvar) украсила стену трамвайного депо на Мытной улице. Лидер группы Fet (Степан Краснов): «Работа выполнена в стиле поп-арт. Здесь изображен революционер и работник трамвайного депо начала ХХ века Петр Апаков. Женщины рядом с ним — это, условно, вагоновожатые, ведь теперь это женская профессия. Я сам выбирал цвета, композицию, но эскиз был согласован с городом».
Два года спустя, вероятно, у чиновников возник вопрос: «Почему здесь нарисован супермен с непонятным предметом в руках и девочки по вызову рядом с ним?». Невзирая на отсылки авторов к памяти революционера, рисунок закрасили.
Художник Анатолий Akue: «Эта работа называется «Высший взгляд», все синие объекты напоминают волны в океанах, из них складывается слово Wisdom, а очки вплетаются в рисунок и задают направление взгляда. Он устремлен вверх — туда, где пролетает маленькая птица, означающая высший смысл свободы. Дым, огонь — самый яркий элемент рисунка, он символизирует то, что порой из целой картины мы выбираем только самый интригующий момент. Так и в нашей жизни, когда мы считаем какое-то событие критически важным, мы перестаем видеть всю картину». Была в 4-м Самотечном переулке.
Пабло Арумбат (Pablo Harumbat) родился в Буэнос-Айресе в 1977 году. В 1998 году он увлекся граффити, а с 2006 начал рисовать под псевдонимом Gualicho (по-испански — околдованный, завороженный). Аргентинец изображает миры, созданные из переплетений частей животных, растений и различных механизмов, ретро-футуристические города и странных персонажей. Его работа в Большом Сухаревском переулке называлась «Медитация». Полагаю, чтобы разобраться в ней, надо прочитать авторское пояснение. «Эта работа о мире, который находится внутри наших собственных тел. Внутри нас живет огромная вселенная, и она выражает себя через противоположности, как солнце и луна, маленькая частица и огромная галактика. Шесть органов чувств (глаза, рот, уши, разум, кожа и нос) также принадлежат этой вселенной, и служат нам средствами ее познания, словно астролябия. Покрывает вселенную большое море, оно принимает сильнейшие вибрации нашего тела, а возможно, что это море — эссенция, связывающая эти вибрации воедино. В самом низу лежит пустыня, эта пустыня олицетворяет собой наше телесное начало, где нет места духовности. Оттуда растет и тянется вверх рука человеческого страдания, но это страдание не напрасно для нас, в нем — наша сила, это вода, орошающая душу каждого».
Этот рисунок был уничтожен одним из первых, причем по инициативе арендатора. То есть собственник был за, а арендатор — Научно-исследовательский институт градостроительного проектирования (!) — против. Они заявили, что эта работа оскорбляет их чувства. Сабина Чагина: «Директор института сказал, что там висят оторванные части тела и непонятное одноглазое существо, и пригрозил собственнику, который живет, кажется, в Америке, что они съедут из здания, если работу не уничтожат».
Алексей Luka, Троицкая улица.
Escif (Испания), Звонарский переулок. Застроена домом «стена к стене».
Pantonio (Португалия), Звонарский переулок (2014). Застроена домом «стена к стене».
Художники из Омска ReMarik & Alex214 (Марат Абишев и Алекс Мелентьев) на Сретенке.
Karl Addison (США, сейчас живет в Германии) в 4-м Сыромятническом переулке, выбравший для своей работы сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (2014).
Stew (Франция) в Казарменном переулке (2014).
Группа «Картина Репина» во главе со Jem (2014) по рисунку дизайнера Кати Добряковой на Большой Никитской.
Группа Siberianberry (2014) на Нижней Красносельской.
Агостино Якурчи (Agostino Iacurci) родился в 1986 году в итальянской коммуне Фоджа, живет и работает между Римом и Нюрнбергом. С 2008 года художник рисует на фасадах крупнейших городов Европы, он участник выставок и фестивалей Японии, Кореи, Тайваня и США. Для школы в Алжире Агостино сделал рисунок на стене длиной более 300 метров, он часто оформляет фасады административных зданий, среди которых также Академия искусств в Риме, Университет в Безансоне и римская тюрьма Реббибиа. Персонажи Якурчи – жители больших городов, которых он изображает в жизнерадостной и ироничной манере. Свою работу на Гончарной набережной в Москве он считал одной их наиболее успешных.
Художники из команды Zuk Club (лидер Сергей Овсейкин) в 2013 году нарисовали на торцах пятиэтажек три портрета художников начала ХХ века. Это основатели модернистских течений (конструктивизм и абстракционизм) в искусстве — В.Е. Татлин, А.М. Родченко и В.В. Кандинский. Портреты выполнены в стиле 20-х годов прошлого века.
Интересно, что эта работа была задумана авторами давно, сначала там фигурировали Ван Гог, Дали и Уорхол. Иван Пантелеев, генеральный директор «НОВАТЕК АРТ», показал этот эскиз Паше 183, а тот заметил, что хорошо бы вместо чужих символов продвигать свои. Для фестиваля работа была изменена и содержала четыре портрета отечественных творцов (включая Малевича). Но предполагаемый для реализации замысла дом на Неманской улице вскоре отпал, и в итоге работа была выполнена на трех домах на улице Фонвизина, предназначавшихся под снос. Уже в начале 2014 года два дома были снесены, сейчас остался лишь портрет Кандинского.
Были уничтожены и две работы Zuk Club, созданные в 2014 году. Портрет Эйзенштейна находился практически рядом с кинотеатром «Иллюзион». На картине мы видим также отсылку к знаменитому фильму «Броненосец Потемкин».
Портрет композитора Игоря Стравинского на Большой Полянке. На картине нашел отражение авангардный характер его музыки.
Узнаваемый рисунок Дмитрия Aske с его характерной разбивкой на плоскости был размещен на торце дома в Орликовом переулке. Свою работу, названную «Ключ», он описывал так: «Девушка, держащая в руках ключ, символизирует решение задач или проблем. Вода, в которую погружена героиня, может трактоваться как рутина».
Aec из группы «Interesni Kazki» (Украина). «Машина времени» на Садовнической. Застроена домом «стена к стене».
Smates (Бельгия). «Под водой» на Старой Басманной. Рисунок перекликается с самым известный его творением, находящимся в бельгийском Мехелене.
Благодаря проведению фестиваля «Лучший город Земли» Москва в области стрит-арта резко вырвалась вперед, почти став вровень с ведущими городами Европы. К сожалению, в марте 2015 года с поста Руководителя департамента культуры ушел Сергей Капков. Иван Пантелеев: «Теперь пришла новая команда, у нее свое видение формата городских мероприятий». Как мы все знаем, после этого для росписи фасадов перестали приглашать ведущих зарубежных художников. Вместо искусства царить бал стали реклама и наглядная агитация.
И только летом 2018 года, благодаря проведению Чемпионату мира по футболу, в московском уличном искусстве наметилось некоторое оживление. Но об этом мы расскажем в следующий раз.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.