Как выглядит и реставрируется один из старейших деревянных домов Москвы
Рядом с Плющихой, в бывшем Долгом переулке, а ныне на улице Бурденко, находится одна из старейших деревянных построек Москвы, известнейший памятник московского деревянного ампира — дом коллежского советника Г.А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.
В среду, 16 августа, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) рассказало о своем проекте по привлечению волонтеров к реставрационным работам по восстановлению Дома Палибина, а заодно и показало интерьеры дома.
Прогуляться по дому и почитать о том, как его собираются реставрировать —>
Небольшой серый одноэтажный дом с мезонином, поставленный торцом к улице, был построен в 1818 г. Внимание притягивают многочисленные лепные украшения по выдержанному в благородных пропорциях позднего московского классицизма фасаду: горгоны, пальметты, ихтиокентавры и затесненная между двумя ризалитами вертикальная ниша.
Возможно, при строительстве использовался один из «образцовых фасадов», разработанных вскоре после пожара 1812 г. Комиссией для строений, возглавляемой О. Бове. На примере этого миниатюрного особняка с садом и дворовыми постройками можно понять уклад жизни небольшой дворянской семьи начала ХIХ в.
Посмотрим на детали дома:
В 1847 г. дом перестроили: сломали заднюю часть дома с антресолями и выстроили новый объем, побольше прежнего.
Еще через десять лет с западной стороны была пристроена галерея от парадного крыльца к линии переулка. С другой стороны была симметричная галерея с ложным входом, не сохранившаяся до наших дней.
В 1980-е гг. дом был прекрасно отреставрирован. Под слоями войлока и штукатурки обнаружили редчайшие, расписанные «по месту» ампирные бумажные обои — и на стенах, и на потолке. Роспись под дуб, гризайльные фризы, яркие букеты в углах плафона — такая интерьерная живопись выполнялась вручную, стоила очень дорого и украшала, как правило, богатые дома и дворцы. Тем неожиданнее она в рядовом московском особняке.
Под обоями имеется подложка — бумажный слой из различных документов, написанных коричневыми чернилами. Скорее всего, это часть списанного архива Межевой канцелярии, где служил владелец дома. Отделить бумагу с живописью от подкладочного слоя реставраторы не смогли: это могло бы нанести обоям непоправимый вред.
Под деревянной лестницей обнаружили печку с яркими изразцами (кирасиры, чертополохи, различные орнаменты)
На момент исследования печь была заклеена толстым слоем старых газет. Изразцы сохранились, видимо, при замене старых печей на новые, из белого кафеля, в середине XIX в. Старые, «вышедшие из моды» изразцы не выбросили, а использовали для облицовки незаметной печки под лестницей.
При реставрации были заменены полусгнившие стропила и балки перекрытия, укреплены стены подвалов, восстановлена утраченная оконная и дверная столярка.
Дом Палибина связан с именем Саввы Ямщикова — замечательного человека, историка, публициста, председателя Ассоциации реставраторов России, много сделавшего для сохранения русской культуры. Его дочь Марфа Ямщикова вспоминает: «Савва Васильевич очень уютно себя чувствовал в доме Палибина. И гостей всегда принимал в нем с радостью. “У меня в домике на Бурденко выставка открывается”, — так приглашал народ на очередную выставку».
В настоящее время в особняке располагается отдел пропаганды художественного наследия и выставочный зал НИИ реставрации.
Сейчас к реставрации дома активно планируют привлекать волонтёров. Мы побеседовали с Артемом Геннадьевичем Демидовым, Председателем Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)
Как появилась идея создания волонтерского проекта?
Это движение не новое, отряд добровольных помощников реставраторов создал еще Петр Барановский, известный архитектор, реставратор, усилиями волонтерского движения в советские годы очень много памятников было спасено. Общество охраны памятников активно в этом участвовало, мы сейчас занимаемся развитием движения и в этом году первые два проекта, которые мы запустили в Москве — это Донской монастырь (две башни) и дом Палибина. Мы оформили всю необходимую документацию, работы у нас проходит под руководством аттестованных реставраторов, каждый может очень быстро научиться и принести реальную пользу охране объектов культурного наследия.
В наше время есть определенный интерес к реставрации, насколько волонтерская работа пользуется популярностью?
Сейчас наблюдается очень большой рост активности, мы все сочувствуем памятникам, но важно перейти от сочувствия к действию, зачастую нет возможности что-либо сделать руками, мы создаем условия для человека действительно взять в руки инструмент и помочь сохранению памятников.
Это принципиальный момент, ни в одной стране мира наследие не сохраняется только лишь за счет государственных средств, всегда есть место частной инициативе, гражданской позиции. Наша задача создать возможности, создать площадку, для консолидации всех волонтерских инициатив.
У вас есть какие-то методы популяризации ?
У нас пока совсем мало объектов, где могли бы работать волонтеры, стоит им только появится желающих будет достаточно, важно чтобы таких точек (объектов) становилось больше, это очень важно. Ведь что мы понимаем под реставрацией, это воздействие специалиста на памятник, в результате которого происходит его сохранение, но есть ещё и обратный процесс — воздействие памятника на человека, это правда важно.
Мы всё-таки отличаемся от некоторых других подобных организаций своим серьезным подходом, точно соответствие технологии.
Сталкиваетесь ли вы с определенным скепсисом со стороны профессионального сообщества?
Безусловно, наши информационные возможности невелики, через сайт «хранители наследия», а также через свои ресурсы, пытаемся донести до людей то, что, зачем, а главное как мы делаем, знаете одним из результатов наших инициатив явилось некоторое изменение отношения к подобным работам на памятнике, конечно дилетантским способом нельзя ничего делать, но если получить все разрешения, то можно привлекать волонтеров к простым технологическим процессам. Конечно, мы не имеем ввиду работы затрагивающие предмет охраны, требующие аттестации.
Собираетесь ли вы предпринимать какие-то попытки вводить образовательные программы, выращивать из волонтеров профессиональные кадры?
Да конечно, если вы знаете эту проблему, у нас количество аттестованных специалистов чуть ли не меньше даже чем количество объектов вообще в работе в стране , это большая проблема, где нам кадры братья как их растить. Будем заниматься созданием школы волонтеров, мы сейчас общаемся с разными профильными организациями, проводим консультации. Здесь важно смотреть на зарубежный опыт, у нас лучше технологии, методики реставрационные, но то как там организованы кампус, где помимо работы есть еще и школа всегда, там в волонтерстве гораздо больше смысла чём просто сохранить памятник или возможная смена профессии, этакое своего рода патриотическое воспитание получается.
***
Просто прекрасно, что у нас медленно, но верно учатся работать как в Европе, привлекать волонтёров, работать с фондами. Культура – это народное достояние, а следовательно именно народу должно быть не всё равно.
***
Текст и фото: Владимир Яроцкий