Как строят глубокое метро: «Нижняя Масловка»
Стройплощадки – это всегда интересно. Кто в детстве хоть раз не пролезал погулять по стройке, а стройплощадки на глубине 65 метров интересней вдвойне. Сложно осознать, до чего дошел технический прогресс, что на большой глубине в сложных условиях можно построить практически дворец на тысячи человек.
Путешествуя в метро, мы, порой, даже и не представляем, на какой глубине находимся и насколько сложен процесс строительства под оживлённым городом.
Сегодня мы немного приоткроем завесу тайны и приглашаем прогуляться по строительной площадке станции метро «Нижняя Масловка» —>
Так будет выглядеть станция Нижняя Масловка, открытие которой запланировано на 2018 год. Она будет одной из станций третьего пересадочного контура (см. нашу отдельную публикацию по теме). Если раньше коренного москвича от приезжего можно было сразу отличить по знанию схемы метро наизусть, а новые станции открывали, в лучшем случае раз в полгода-год, то теперь уже и не каждый местный назовёт сходу, где находятся десятки новых станций метро и МЦК. Поэтому приведём схему метро из будущего, на 2020 год и обозначим на ней «Нижнюю Масловку»
(эта схема в большом разрешении)
Новая станция позволит разгрузить оживлённую «Савёловскую». Савёловский вокзал хоть и принимает исключительно пригородные электрички, но направление здесь довольно оживлённое, поезда ходят до Лобни, Дмитрова, Дубны, Савёлово.
На станции можно будет видеть интересное решение по декору:
Оставят голые тюбинги. С одной стороны экономия, а с другой стороны выглядит брутально. Здорово, что можно будет приехать сюда и детям наглядно показать, из чего состоят тоннели метро.
С Нижней Масловки будет переход на «Савёловскую», пока будущий переход на действующей станции закрыт щитами:
Но посмотрим, как работы продвигаются на данном этапе. Мы садимся в большую клеть-лифт и спускаемся на глубину 65 метров под площадью Савёловского вокзала и под ТТК:
Мы далеко не сразу попадаем на саму станцию, помимо неё и отходящих тоннелей под землей сооружается огромный комплекс с инфраструктурой, тупиками и прочими помещениями, которые обычные пассажиры никогда не увидят, но которые жизненно необходимы для нормальной работы метрополитена.
Работать на глубине приходится в сложных условиях: вокруг грунтовые воды, всё моментально ржавеет, нужно обеспечить нормальную вентиляцию и ещё много нюансов, о которых простой пассажир, приехавший на готовую станцию даже не задумывается
Мы проходим по сложной системе тоннелей, везде проложены рельсы для вагонеток
Огромное помещение на фото ниже, еще не станция – это монтажная камера, здесь разбирали проходческий щит.
Двигаемся дальше по тоннелю, подходящему непосредственно к станции. Здесь будут ездить поезда в сторону «Динамо» (см. наш репортаж со строительства станции «Петровский парк») и «Марьиной рощи»
Забрезжил уже свет в конце тоннеля:
… и мы выходим на саму станцию.
Интересно, что здесь тоннель большого диаметра пока сделан цельным, но заделы под выходы уже видны. Их раскроют на завершающем этапе работы над станцией.
В середине станционный тоннель дополнительно усилен:
В торце станции еще идёт выемка грунта:
(интересно, что когда мы попросили сопровождающего нас инженера сесть в кабину, у рабочего был перерыв, то он наотрез отказался: «У меня нет допуска». В метро всё очень строго с безопасностью)
Общий вид будущей станции:
Через один из готовых проходов спустимся снова на пути:
Прогуляемся немного по тоннелям и техническим помещениям. Это, например, будущая вентиляционная камера станции, на поверхность здесь выходят толстые трубы вентиляции:
Интересно, что там, где в тоннель имеются врезки для кабелей, например, своды тоннеля дополнительно экранированы металлом:
Сделать хорошую гидроизоляцию отверстия в бетонном тюбинге проблематично, а вот вварить трубу, так чтобы ни одной капли не просачивалось гораздо проще.
По тоннелям то и дело снуют небольшие дизельные составы, вывозящие грунт и строительный мусор
Составы съезжаются к стволу, выходящему на поверхность на стройплощадке
И вот мы под стволом, здесь вагонетки цепляют тросами и поднимают вертикально вверх на поверхность:
А мы здесь же садимся в клеть и выходим к весеннему солнцу.
Метрополитен и его строительство – уникальная вещь, похвастаться которой могут немногие страны мира, а глубокий метрополитен под оживлёнными районами и магистралями – явление совершенно уникальное. Цените и любите наше метро! Не зря в других странах метро называют underground, subway, tube и только для московского метрополитена есть отдельное слово — metro.
Спасибо АО «Мосинжпроект» за приглашение посетить этот уникальный объект.