В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

21 января, суббота
13:00 Ивановская горка-2: дворы и переулки Маросейки

Место встречи: м. «Китай-город», выход на ул. Маросейка, у памятника героям Плевны


22 января, воскресенье
13:00 Старая Басманная

Место встречи: м. «Красные ворота», около памятника Лермонтову

Подробное расписание экскурсий смотрите на http://moscoww.ru

/


Скоропечатня Левенсона отреставрирована

Auto Date Воскресенье, октября 9, 2016

Не может не радовать то, что в Москве в последние полтора года образовался не просто широкий интерес к истории города и не просто праздный интерес, а ещё и подкрепляемый бумом реставраций.

В прошлом году отреставрировали внешний вид здании типографии товарищества Левенсон в Трёхпрудном переулке, а на этой неделе реставрационные работы завершились и внутри здания. Были восстановлены утраченные за советское время «ледяная» лестница, фонарь-медуза и барельеф Гутенберга.

Прочитать про историю здания и посмотреть на обновлённые интерьеры —>

Свою историю скоропечатня Левенсона ведет с 1881 года, когда у Набилковского училища была куплена одна печатная машина, и в Рахмановском переулке открылась небольшая типография. Спустя три года типография получает крупный заказ на печать газеты «Новости дня», что дает ей возможность значительно расширить производство. В 1887 году типография преобразовывается в  Товарищество. А уже в 1896 году товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трёхпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Ф.О. Шехтелю.

Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Проект, предложенный Шехтелем, был необычен для производственного предприятия, он напоминал скорее европейский замок.

Скоропечатня А.А. Левенсона стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.

На самом деле «Скоропечатня А.А. Левенсона» – это комплекс зданий, состоящий из двух частей:
1) Административное здание издательства и редакции со сторожкой слева вдоль переулка

Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсон. Административная часть. 1900-1917гг

2) Производственный корпус, уходящий вглубь участка, предельно простой в исполнении и лишенный декоративного убранства. Здесь на четырех этажах расположились типографический и литографический цеха, мастерские типографской отделки, переплетный цех, а также кладовые для бумаги, красок и других материалов.
Переплетная типография скоропечатни Товарищества А.А, Левенсона.

Административный корпус выстроен в стиле небольшого романо-готического замка. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ», которая была восстановлена буквально недавно. Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ» и также была восстановлена совсем недавно. Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом на левом углу фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – одним из «главных» цветков модерна. Плавные линии оконных переплетов, рисунок устоев ворот, изящная ковка – все напоминает о модерне.


Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсона. 1902г.

Не менее прекрасны были и интерьеры. В административной части внимание приковывала лестница первого этажа, похожая одновременно на волну и растекшуюся лаву. Тот же мотив Шехтель потом использовал в доме Степана Рябушинского, но там лестница стала центром всей композиции. Но лестница издательства Левенсона безусловно, ее предшественница.

 

Лестница после недавней реконструкции.

Основные работы в ходе завершившейся реконструкции были проведены в административном здании – здесь расчистили фасады, отреставрировали стены, воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.

Фасадам вернули первоначальный цвет, по фотографиям восстановили исторические интерьеры: декоративные арки, парадную лестницу, паркет, барельеф первопечатника Гутенберга, бра, потолочные светильники. На кровле смонтирован стеклянный витражный купол, предусмотренный проектом Шехтеля. В производственном корпусе и сторожке была выполнена реставрация фасадов.

 

Если бы это здание находилось в небольшом европейском городке, то однозначно было бы его главным украшением, достопримечательностью, к которой ходили бы толпами туристы, а в Москве оно спрятано в Трёхпрудном переулке. Если не были здесь, то обязательно сходите

 

Комплексная и сложная реставрация здания началась в 2013 году и закончилась к осени 2016 г.

По старым фотографиям и чертежам восстановили вид фасадов и интерьеров, дополнительно была усилена кровля, при этом сохранён был даже «рисунок» раскладки кровельного листа.

Изящный «шехтелевский» потолок, также приведенный в надлежащий вид.

Проект реставрации типографии Левенсона номинирован на конкурс «Московская реставрация-2016»

Фото: ТАСС.

Комментировать с помощью Facebook: