Скоропечатня Левенсона отреставрирована
Не может не радовать то, что в Москве в последние полтора года образовался не просто широкий интерес к истории города и не просто праздный интерес, а ещё и подкрепляемый бумом реставраций.
В прошлом году отреставрировали внешний вид здании типографии товарищества Левенсон в Трёхпрудном переулке, а на этой неделе реставрационные работы завершились и внутри здания. Были восстановлены утраченные за советское время «ледяная» лестница, фонарь-медуза и барельеф Гутенберга.
Прочитать про историю здания и посмотреть на обновлённые интерьеры —>
Свою историю скоропечатня Левенсона ведет с 1881 года, когда у Набилковского училища была куплена одна печатная машина, и в Рахмановском переулке открылась небольшая типография. Спустя три года типография получает крупный заказ на печать газеты «Новости дня», что дает ей возможность значительно расширить производство. В 1887 году типография преобразовывается в Товарищество. А уже в 1896 году товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трёхпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Ф.О. Шехтелю.
Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Проект, предложенный Шехтелем, был необычен для производственного предприятия, он напоминал скорее европейский замок.
Скоропечатня А.А. Левенсона стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.
На самом деле «Скоропечатня А.А. Левенсона» – это комплекс зданий, состоящий из двух частей:
1) Административное здание издательства и редакции со сторожкой слева вдоль переулка
Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсон. Административная часть. 1900-1917гг
2) Производственный корпус, уходящий вглубь участка, предельно простой в исполнении и лишенный декоративного убранства. Здесь на четырех этажах расположились типографический и литографический цеха, мастерские типографской отделки, переплетный цех, а также кладовые для бумаги, красок и других материалов.
Переплетная типография скоропечатни Товарищества А.А, Левенсона.
Административный корпус выстроен в стиле небольшого романо-готического замка. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ», которая была восстановлена буквально недавно. Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ» и также была восстановлена совсем недавно. Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом на левом углу фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – одним из «главных» цветков модерна. Плавные линии оконных переплетов, рисунок устоев ворот, изящная ковка – все напоминает о модерне.
Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсона. 1902г.
Не менее прекрасны были и интерьеры. В административной части внимание приковывала лестница первого этажа, похожая одновременно на волну и растекшуюся лаву. Тот же мотив Шехтель потом использовал в доме Степана Рябушинского, но там лестница стала центром всей композиции. Но лестница издательства Левенсона безусловно, ее предшественница.
Лестница после недавней реконструкции.
Основные работы в ходе завершившейся реконструкции были проведены в административном здании – здесь расчистили фасады, отреставрировали стены, воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.
Фасадам вернули первоначальный цвет, по фотографиям восстановили исторические интерьеры: декоративные арки, парадную лестницу, паркет, барельеф первопечатника Гутенберга, бра, потолочные светильники. На кровле смонтирован стеклянный витражный купол, предусмотренный проектом Шехтеля. В производственном корпусе и сторожке была выполнена реставрация фасадов.
Если бы это здание находилось в небольшом европейском городке, то однозначно было бы его главным украшением, достопримечательностью, к которой ходили бы толпами туристы, а в Москве оно спрятано в Трёхпрудном переулке. Если не были здесь, то обязательно сходите
Комплексная и сложная реставрация здания началась в 2013 году и закончилась к осени 2016 г.
По старым фотографиям и чертежам восстановили вид фасадов и интерьеров, дополнительно была усилена кровля, при этом сохранён был даже «рисунок» раскладки кровельного листа.
Изящный «шехтелевский» потолок, также приведенный в надлежащий вид.
Проект реставрации типографии Левенсона номинирован на конкурс «Московская реставрация-2016»
Фото: ТАСС.