Последние из могикан: самые старые в Москве магазины, рестораны, аптеки и т. д.
В Москве сотни и тысячи магазинов, кафе, ресторанов, аптек, кинотеатров, и прочих необходимых городу заведений. Посещая их, большинство людей не задумываются, а давно ли они тут, а вот какие из них самые старые, а есть ли те, которым больше 100 лет? Есть. И в этой статье как-раз попробуем разобраться, сосчитать их, и подивиться долгожительством. Увы, с каждым годом их всё меньше и меньше, и мы уже можем порой сосчитать их по пальцам. Старейшую из сохранившихся аптек на Никольской закрыли, магазин «Меха» на Пятницкой исчез пару лет назад, «Молоко» на Дмитровке превратилось в кафе, да и винами в Столешниковом уже не пахнет. Но мы не будем грустить, и отправимся навестить тех, самых стойких, которые и сейчас радуют глаз. Начнём с магазинов. Не будем брать торговые центры, вроде ГУМа и Петровского Пассажа, начать справедливо будет с Елисеевского, главного из главных.
Прогуляться по старым магазинам и заведениям Москвы —>
Елисеевский магазин
Тут не только магазин, но и сам дом, в котором он расположен, имеет длинную и яркую историю. Он был построен ещё в 1790-е годы, самим Матвеем Казаковым, для жены статс-секретаря Екатерины второй, Е.И. Козицкой. Как он тогда выглядел, мы можем видеть на акварели Алексеева, 1800-х годов:
Справа и есть дом Козицкой, будущий Елисеевский, слева церковь Дмитрия Солунского с уникальной «квадратной» колокольней, не пережившей советское время, а впереди, на Страстной, будущей Пушкинской площади – одни из Триумфальных ворот.
После пожара 1812 года дом перешёл к Белосельским-Белозерским, далее остался за их дочкой, княгиней Зинаидой Волконской, покровительницей искусств, красавицей и светской львицей пушкинской эпохи. Многие знаменитости сюда заглядывали, на литературно-музыкальные вечера, Пушкин тоже мимо не проходил. Светская жизнь аристократии бурлила тут в 1820-е, об этом можно долго рассказывать, но нас интересует то, что произошло с домом в конце 19 века.
В 1898 году Петербургский миллионер Григорий Григорьевич Елисеев выкупает этот дом, и превращает его в самый известный продуктовый магазин в Москве. Дом перестраивается по проекту архитектора Барановского, в интерьерах ему помогали зодчие В. Воейков и М. Перетяткович. Дом долгое время стоял в лесах, и москвичам оставалось только строить догадки, что же там происходит. Ходили слухи, что там будет «Храм Бахуса». И вот, в 1901 году, наконец-то открылся магазин, ставший легендарным.
Елисеевский магазин, 1900-е годы.
Тогда в нём имелось пять отделов: колониально-гастрономических товаров, бакалейный, кондитерский, фруктовый, хрусталя Баккара. Конечно же, имелся винный погреб и своя пекарня.
Интерьеры с тех пор не изменились.
Винный отдел в начале 20 века.
И он же сегодня.
После революции Елисеев уехал в Париж, а магазин его превратился в Гастроном №1. Но в народе, его все-равно называли Елисеевским, по привычке.
Гастроном №1, 1947 год.
Улица Горького и Гастроном №1, 1975.
В 1984 году директор магазина Юрий Соколов был расстрелян за хищения из магазина. Это называли «Елисеевским делом», оно стало крупнейшим делом о хищениях в советской торговле.
В 2003 году магазин был отреставрирован нынешними владельцами, и сейчас каждый желающий может зайти и полюбоваться невероятно пышными интерьерами конца 19 века.
Главный вход в магазин, который когда-то был каретным проездом, модным явлением в эпоху классицизма.
Дальше идём на Мясницкую улицу, тут целых два интересующих нас объекта.
Фарфор, фаянс и стекло Кузнецова
На углу Мясницкой и Большого Златоустовского переулка стоит пятиэтажное здание с большими окнами, и намёками на стиль модерн. Строил его сам Шехтель, ещё в 1898 году, для фарфорово-фаянсовых королей Кузнецовых, а точнее для «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», основанного в 1889 году.
Фотография 1912 года. Изначально, по проекту Шехтеля, дом был четырёхэтажным, пятый этаж надстроили уже в советское время.
Матвей Сидорович создал поистине колоссальную империю, он скупал все фарфоровые заводы, которые имелись, в том числе, самую первую в России, фарфоровую фабрику Гарднера в Вербилках. В начале 20 века на фабриках Кузнецова производилось 2/3 фарфора в России, он получил звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. В построенном на Мясницкой здании расположился магазин продукции Кузнецовых, контора и правление Товарищества.
В деталях фасада можно обнаружить маски крылатого бога Меркурия – покровителя торговли.
Кузнецовы уехали после революции в Ригу, а магазин был национализирован, и просуществовал на протяжении всей советской эпохи, сохранился он и до сих пор.
1984 год. Магазин «Хрусталь. Фарфор. Фаянс. Стекло».
2000 год. Под новыми буквами отчётливо видны следы изначальной надписи Т-во М. С. Кузнецова. Увы, восстанавливать вывеску не стали, а наоборот, закрасили толстым слоем краски.
Сейчас магазин называется «Гледиз».
Интерьеры Кузнецовского магазина частично сохранились.
Чайный магазин Перлова
Единственный в Москве дом в китайском стиле, знаменитый «чайный дом» Перлова на Мясницкой с неизменным магазином «Чай-кофе». Надо сказать, что Перловы — пионеры чайной торговли в России, они фактически первыми стали поставлять привычный нам чёрный английский чай. С «Китайским домом» связана курьёзная история конца 19 века. Жили-были двое братьев, Сергей и Семён Васильевичи Перловы. И вот, в 1896 году на коронационные торжества в Москву пожаловал посланник китайского императора Ли Хунчжана. Каждый из братьев хотел, чтобы китайский представитель поселился именно в его доме. Сергей решил в кратчайшие сроки перестроить дом в самом настоящем китайском стиле, невиданным в Москве до этого и пригласил для этого архитектора Карла Гиппиуса. Семён же Перлов не стал идти на такие расходы, а всего лишь обвешал фасад разной китайской символикой и скромно украсил интерьеры в том же духе. И, что вы думаете? Высокопоставленный китайский гость, по иронии судьбы, выбрал дом Семёна на 1-й Мещанской улице, здание на Мясницкой ему не понравилось, показалось, что это пародия на китайскую архитектуру… Зато москвичам домик понравился, и, благодаря своему удивительному образу, чайный магазин до сих пор тут.
1896 год. На фотографии как-раз украшенный и иллюминированный к торжествам коронации дом Перлова.
1900-е годы.
Кстати, сам дом был построен Романом Клейном в 1890-93 годах, изначально он вовсе не выглядел «Китайским домиком».
1900 год. Высшая степень роскоши – шёлковые пуфы для посетителей, которым приказчики подносили чай для дегустации. А у витрин ещё и тюки с чаем из рисовой соломы выставлены для ароматизации.
Конечно, на пуфиках уже не посидишь, но интерьеры почти полностью сохранились.
Магазин в 1969 году.
И сейчас. Редкий случай, когда за 100 лет почти ничего не изменилось.
Булочная на Покровке
Эта булочная не оставит равнодушным никого. Мало того, что она здесь с 1911 года, так тут ещё и вывески почти изначальные сохранились. Совсем недавно на народные средства была проведена реставрация, расчищена штукатурка, под ней – керамическая плитка 1910-х годов, и две вывески разного времени, одна 1920-х, по шрифту ещё близкая к дореволюционным, с засечками, а вторая – 1930-х – 1940-х годов – уже попроще. По краям от надписей обнаружены следы кренделей, явно дореволюционных! Один из них восстановлен.
Ромбики – не что иное, как эмблема МСПО – Московского союза потребительских обществ, возникшего ещё в 1898 году, после революции ставшего Центросоюзом. Вспомните «12 стульев»: «После недолгих уговоров Ипполит Матвеевич повез Лизу в образцовую столовую МСПО «Прагу». Или «Собачье Сердце»: «Шарик начал учиться по цветам. Лишь только исполнилось ему четыре месяца, по всей Москве развесили зелено-голубые вывески с надписью МСПО — мясная торговля.» Оба произведения написаны в 1920-е годы, тогда уже МСПО был преобразован в Центросоюз, но старая аббревиатура ещё сохранялась. Скорее всего ромбики как-раз эпохи НЭПа. В правом ромбике сам номер заведения – 256. Вот пример аналогичных, тоже на Покровке, но не булочная, а столовая:
В одном их слоёв читается «Московский союз потребительских обществ».
Булочная, 1982 год. Эта советская вывеска сохранялась до конца 2000-х годов.
Аптека на Серпуховской площади
Аптекам особенно повезло. По-крайней мере четыре из тех, что существовали до революции, мы можем увидеть и сейчас. Увы, несколько лет назад была закрыта аптека №1 или Старо-Никольская, считавшаяся самой старой, основанная в 1701 году Даниилом Гурчиным. Кстати, самая первая частная аптека в Москве была открыта в том же 1701 году, но чуть раньше, в Немецкой слободе, личным указом Петра I. Аптеки давно уже нет, но остался Аптекарский переулок. А та самая аптека Даниила Гурчина изначально находилась вообще на Мясницкой, потом переехала на чётную сторону Никольской улицы, в 1832 году перешла в руки немецкого фармацевта Карла Феррейна, и лишь в 1862 году расположилась на Никольской, 21, где мы её могли видеть вплоть до закрытия. А вот Ново-Полянская аптека по-крайней мере с 1820-х годов, и до сих пор держится на одном и том же месте. Карл Феррейн стал её владельцем ещё в 1827 году, спустя три года после своего приезда в Москву. Уже потом он её продал, и купил Старо-Никольскую. Аптека на Полянке перешла провизору Карлу Фреймуту, но в 1880-е снова перешла старику Феррейну. После его смерти перешла к аптекарю Герману Герасимовичу Берману, а в 1902 году, уже в третий раз оказалась в руках Феррейнов, на этот Товарищества В.К Феррейна, в то время это была крупнейшая в Европе фармацевтическая компания. В советское время называлась аптекой №2, к счастью, осталась до сих пор на прежнем месте.
Аптека №2, 1920-е – 1930-е годы.
Аптека №2, 1975
1986 год.
Остатки интерьеров, возможно эпохи Феррейнов, начала 20 века.
Аптека на Малой Бронной
Аптека существует с момента постройки доходного дома, т.е с 1914 года. Эта – не простая, эта – с вывеской! Несколько лет назад, при очередном ремонте, кусок штукатурки отвалился, а под ним – надпись. У аптеки не было планов и денег на реставрацию, так что собрали, опять же, народные средства, и вот перед нами шикарная надпись 1920-х годов. По центру – «аптека», под ней то же слово, написанное чуть раньше, другим шрифтом. По краям номер – 53, и слоем сверху него – «Централ. бюро студенТческих кооперативов», надпись с ошибкой!
Что интересно, на симметричной надписи с левой стороны с орфографией всё в порядке. Верхний, более поздний слой, как и нижний, относится к 1920-м годам, но в нём чувствуется влияние модерна, от которого ещё недалеко отошли.
Студенческие кооперативы создавались ещё до революции. Кроме обществ взаимопомощи, потребительских обществ (вспоминаем МСПО), касс, бирж труда, возникающих в том числе по инициативе студентов, в начале 20 века стали появляться торговые точки – магазины, лавки и аптеки. Деятельность этих студенческих кооперативов процветала в годы НЭПа, пример аптеки на Малой Бронной – подтверждение этому.
Аптека, 1979 год.
Увы, интерьеров старых не сохранилось.
Аптека на Пречистенке
Владение на Пречистенке, 6, в 1873 году выкупил фармацевт Андрей Фёдорович Форбрихер, и устроил у себя в доме аптеку, на втором этаже. По-видимому его настоящее имя – Генрих, и этот тот самый магистр фармации, зачисленный в 1858 году сверхштатным фармацевтом при московских Императорских театрах, он должен был поставлять медикаменты для аптек Большого и Малого театров. В 1860 году Форбрихер защитил диссертацию в Московском университете на тему «О приготовлении пилюльной массы» и получил степень магистра фармации. В адресной книге 1884 года аптека на Пречистенке числится за госпожой Форбрихер, женой Генриха.
1898 год. Слева видна вывеска аптеки.
В советское время аптека продолжала работать, в 1975 году переведена со второго этажа на первый, там она находится и по сей день.
1980-е годы.
На сегодняшний день от исторических интерьеров осталась лишь решётка ограды лестничных пролётов, 19 века. До 1975 года именно по этой лестнице нужно было подняться, чтобы попасть в аптеку.
Книжная лавка архитектора
В 1904 году Ф. Шехтель перестроил бывший флигель усадьбы Воронцовых под нужды Строгановского училища, располагавшегося в главном доме усадьбы. На первом этаже переделанного флигеля открылся магазин Строгановского училища, по проекту специально для него была задумана витрина и дверь справа от неё, а сверху – панно из полихромной керамической плитки.
1900-е годы, магазин Строгановского училища и выставка его работ.
Строгановка после революции вошла в состав высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), которое в 1930 году разделилось не несколько учебных заведений, один из которых – МАРХИ. Так вот на Рождественке в 1933 году разместился как-раз МАРХИ, и магазинчик превратился в книжную лавку архитектора, которая не куда со своего места не делась. Жалко только, что интерьер не сохранился:
Музыкальный магазин на Неглинной
Не так давно, к сожалению, закрыли другой магазин, «Ноты» на Неглинной, в бывшем доходном доме Веры Фирсановой, владелицы Сандуновских бань. Начинался он с Петра Юргенсона, знаменитого нотоиздателя конца 19 – начала 20 века. Но Неглинная – это улица музыкальных магазинов, сейчас тут их целых три, и один из них не менял места и назначения с начала ХХ века.
На фотографии начала 20 века можно разглядеть вывеску «Ноты. Рояли».
На фотографии 1939-40 годов по-крайней мере «баяны» читается отчётливо.
А вот и сами баяны, пользовавшиеся в те годы огромной популярностью. Интерьер этого же магазина, снимок 1954 года.
И в дополнение – фрагмент из статьи драматурга и писателя Льва Славина «Магазин звуков»:
«Если Вы , находясь на углу Неглинной и Пушечной, вслушаетесь в уличный шум, то с удивлением обнаружите, что к автомобильным гудкам, фырканью моторов и прочей так называемой «музыке» большого города примешивается музыка в прямом смысле этого слова: звуки рояля, скрипичные пассажи, звон гитары, глухие удары бубна.
Источник перед Вами — на фронтоне дома краткая надпись : «МУЗЫКА». Это специализированный музыкальный магазин.»
В интерьерах сохранился лепной декор сталинских времён, в котором можно разглядеть музыкальные инструменты – гитары, баяны, пианино, барабаны и т д.
Ресторан Яр
История этого легендарного ресторана началась в 1826 году, когда француз Транкий Яр ( Tranquille Yard) открыл ресторан, названный его именем, на Кузнецком мосту. Но на Петербургском шоссе, у Петровского парка Яр появился через 10 лет, в 1836 году, и с тех пор места не менял. В то время ресторан представлял собой одноэтажное деревянное здание. В 1871 году «Яр» покупает купец Ф.И. Аксёнов, но глобальная перестройка происходит уже в начале 20 века, когда ресторан перешёл в руки бывшего официанта Алексея Акимовича Судакова.
Так выглядел «Яр» в 1900-е годы.
В 1910 году построено огромное здание в стиле модерн по проекту архитектора А. Эрихсона:
Ещё в 19 веке «Яр» стал центром цыганской музыки и пения, как-раз недалеко, за Петровским парком возник «Цыганский уголок» — поселение цыган, вблизи ресторана «Эльдорадо». «Яр» же пользовался популярностью как у буржуазной элиты, так и у творческой интеллигенции, богемы.
Зал ресторана в 1909 году.
Этот же зал сегодня. Изменения незначительные, в основном в мелких деталях, заменённых во время сталинских переделок здания.
Вход со стороны Петербургского шоссе, 1910 год. Сейчас тут вход в цыганский театр «Ромэн»
Нет, это не здравница на побережье Крыма, это сад ресторана «Яр» в 1910-е годы. Из описания ресторана «Яр» с сайта pastvu.com: «Пальмы и померанцы в кадушках мирно соседствовали с местными растениями. Двор окружали скала, искусно выполненная декораторами из гипса и дерева. Она превращала двор в каньон, с одной из сторон которого вытекал рукотворный водопад, вода из которого попадала в бассейн фонтана. Между ущельями были перекинуты мостики, а на пригорках поставлены круглые беседки. Помимо них имелись ниши, гроты и пещеры, где при желании клиента можно было устроить «пикник на природе».»
Публика в залах «Яра» после революции.
Ресторан «Яр», 1937-39 годы.
В 1939 году здание надстроили и перестроили в сталинском стиле по проекту П. Рагулина под клуб Лётчиков. В 1950-е ещё раз перестроили, пристроили со стороны улицы Расковой длинный корпус для гостиницы «Советской», бывший «Яр» превратился в ресторан «Советский». Всё это осуществлялось по личному указу сына Сталина – Василия, который в то время командовал ВВС Московского военного округа. Перестройка шла по проекту архитекторов П. Штеллера, И. Ловейко и В. Лебедева. Сам Василий Иосифович жил в одном из номеров гостиницы, до тех пор, пока его не посадили.
В 1969 году в одном из залов бывшего «Яра» открыли цыганский театр «Ромэн».
Здание после перестройки 1939 года, но до переделки 1950-х.
Сейчас он выглядит вот так. Тут видны уже добавленные в 1950-е годы детали, и гостиница «Советская», пристроенная слева.
И несколько сегодняшних кадров шикарных интерьеров «Яра»
Сцена, где когда-то выступали цыганские ансамбли.
Зелёный бар ресторана «Яр».
Зеркальный зал.
Афиша 1910 года.
Ресторан Прага
Дом, в котором располагается ресторан, построен ещё в конце 18 века, на углу Арбата и Поварской. И, сейчас, когда Поварская разрублена Новым Арбатом, интересно обнаружить, что здание как по линейке, продолжает линию укороченной в 1960-е годы улицы. Появилась «Прага» в 1872 году, в те времена она представала собой дешёвый и грязный трактир, который пользовался популярностью среди извозчиков, которые называли его «Брагой», это им было понятнее и привычнее, чем официальное название. Но всё поменялось в 1896 году, когда купец Пётр Семёнович Тарарыкин выиграл этот трактирчик в бильярд и превратил его в дорогой и престижный ресторан, оставив прежнее название.
Ресторан «Прага», 1901 год.
На этой фотографии – здание уже после перестройки Львом Кекушевым в 1902 году.
Но более привычный нам облик ресторан получил в 1914 году, когда был надстроен по проекту Адольфа Эрихсона, тогда появилась и колоннада на крыше:
Этот снимок уже 1930-х годов.
Долго можно перечислять знаменитостей, которые бывали тут. Ресторан соответствовал бурной жизни Москвы начала ХХ века, всё это прервалось революцией. «Прага» закрылась, и получила скромную реинкарнацию лишь в 1924 году в виде той самой столовой Моссельпрома, снова вспоминаем Кису Воробьянинова и студентку Лизу.
Реклама столовой Моссельпрома.
В 1930-е и эта столовая закрылась, её сменила столовая НКВД, уже недоступная простым гражданам. И лишь после смерти Сталина, в 1954 году снова вернулась «Прага» в эти стены.
Ресторан в 1976 году. Поварскую и арбатские переулки уже перерезал проспект Калинина, а дома, стоявшие напротив Праги, слева, в начале Арбата, снесли просто так.
Теперь на «Прагу» слева падает тень от огромного здания «Арбат Плаза», вставшего на месте пустыря.
Недавно ресторан снова закрылся, на неопределённый срок.
Кинотеатр Художественный
Напротив «Праги» стоит такой же, как и она, закрытый и печальный кинотеатр «Художественный». Так уж получилось, что ресторан и кинотеатр – единственные представители старой застройки Арбатской площади. Всё остальное безжалостно уничтожили в советские годы – это две прекрасных церкви и целый ряд домов с интереснейшей историей. Вот и остались тут эти двое, но держатся стойко, и исчезать не собираются, несмотря на все перипетии былых и теперешних времён.
Построен кинотеатр в 1909 году по проекту архитектора Благовещенского. Это был первый электротеатр, для которого строилось отдельное здание, т.к. предыдущие размещались в уже имеющихся домах. Через 3 года, в 1912 году здание перестраивается Шехтелем, над входом и выходом появились две полукруглые ниши с барельефными колесницами, мчащимися навстречу друг другу.
Электротеатр (тогда слово «кинотеатр» не было особо в ходу) в 1912 году, сразу после перестройки Шехтелем.
Кинотеатр в 1925 году. Премьера фильма «Броненосец Потемкин»
Именно в этом кинотеатре проходили все премьеры, как до революции, так и после. В 1955 году он подвергся переделкам – положительным и отрицательным. В зрительном зале появился первый в Москве широкий экран, а внешний облик кинотеатра пострадал, вся лепнина была сбита, тогда с ней активно боролись, именно в тот год Хрущёв вынес постановление о запрете на архитектурные излишества.
1967 год.
Кинотеатр Баррикады
Открытый в 1907 году «Гранд Плезир», в советское время превратился в Баррикады, несколько раз менял внешний облик.
На этом список дореволюционных кинотеатров, сохранивших своё первоначальное назначение, исчерпывается. Остальные – либо занимали помещения в доходных домах, и от них не осталось и следа, либо закрыты и разрушаются, как «Форум», либо стали театрами, как «Колизей» на Чистых прудах — нынешний «Современник».
Ломбард на Большой Дмитровке
История этого заведения началась в 1903 году, когда купец Д. И. Кабанов продал владение Московскому товариществу для ссуды под заклад. Тут же приступили к строительству доходного дома по проекту архитектора А.В. Иванова, достроили к 1905 году.
1900-е годы.
1910 год.
На первом этаже разместилось правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на остальных этажах – квартиры людей, обслуживающих ломбард, и сдаваемые внаём. Причём, квартиры небедные, по 5-10 комнат.
Интерьеры подъезда сохранились до сих пор. Очень напоминают парадные петербургских доходных домов, и это не случайно, ведь архитектор А.В. Иванов строил в основном в северной столице. Ещё интересно то, что внешний облик дома ближе к модерну, а интерьеры – к эклектике и неоклассицизму.
После революции ломбард остался на месте, 23 марта 1923 года постановлением Наркомфина был учрежден московский городской ломбард.
Документы из архивов ломбарда. Протокол заседания 19 марта 1923 года.
1981 год.
Функционирует огранизация и по сей день, именуется — ОАО МГКЛ «Мосгорломбард».
В интерьерах главного зала ломбарда сохранились неоклассические колонны начала 20 века.
Фотоателье на Ордынке
В самом конце Ордынки, в доме, стоящем на углу с Серпуховской площадью, имеется фотосалон, с ничем не примечательной вывеской «Фотография», каких сотни раскидано по городу. Но, выяснилось, что фотоателье здесь с конца 19 века.
Серпуховская площадь, 1885 год. Салон уже имеется.
1935 год. У левого края кадра вывеска, где можно разглядеть слово «фотография». В те времена двери салона выходили на Серпуховскую площадь.
1977 год.
Сейчас вход со стороны Большой Ордынки.
Такое впечатление, что нынешние владельцы не догадываются об истории фотосалона, иначе хоть как-нибудь, да обыграли.
Вот такой список. Будем надеяться, что эти заведения останутся на своих местах ещё не одну сотню лет!