Фотодетали: Лубянка
Мы, к сожалению, немного затянули с выпуском очередной публикации с фотодеталями, хотя шестой фотоутренник уже почти 3 недели назад.
Исправляемся и предлагаем виртуально пробежаться по району «лубянского треугольника», а именно районам между Мясницкой, Милютинским и Большой Лубянкой.
Совершить прогулку по этому району вслед за прошедшим фотоутренником, посмотреть красивые фотографии и почитать наши комментарии —>
Мы начинаем со двора доходного дома на Большой Лубянке, в котором до окончания строительства высотки на Смоленской площади в начале 1950-х располагался МИД (а сначала Народный комиссариат иностранных дел). Здесь до сих пор стоит памятник одному из первых советских дипломатов Вацлаву Воровскому.
За странную позу в московском фольклоре памятник почти сразу прозвали памятником радикулиту. Правда, странной позе есть и официальное объяснение: именно так выглядел Воровский в пылу спора, сгорбленный и размахивающий одной рукой, а другой как бы придерживающий штаны. Воровский погиб от пули бывшего белогвардейца Мориса Конради, пущенной в затылок. Убийство произошло в 1923 г. в Лозанне, когда на тот момент полномочный представитель РСФСР и Украинской ССР прибыл на конференцию в составе советской делегации.
фото: phobosoid
Обратите внимание: в 1923 г. еще не закончилась Гражданская война, СССР еще не было, да и советских республик, как видно по лентам на старой версии герба было не 15 (если кто не помнит, официальный герб СССР выглядел так).
Надпись с обратной части постамента сообщает нам, что памятник был сооружен по подписке на средства сотрудников Народного комиссариата иностранных дел, Народного комиссариата внешней торговли, а также советских представительств за границей.
фото: phobosoid
На постаменте в очень несоветской технике изображен красноармеец. Не зря в нем видится, что-то римское. Плиты для облицовки постаментна были присланы итальянскими рабочими-революционерами.
Двинемся дальше по Большой Лубянке
Дом №11 по Большой Лубянке до революции принадлежал страховому обществу «Якорь», что пышно выражено в отделке, а после революции это стало первым зданием ВЧК. Здесь работал сам Дзержинский, к которому однажды в кабинет влетела граната. Председатель ЧК не растерялся и вовремя успел спрятаться в огромном стальном сейфе, который после революции так и остался в кабинете, но пустовал. Взрыв не причинил Дзержинскому никакого вреда, но многие утверждали, что именно после этого покушения в 1918 г. председателя ВЧК и прозвали «железным Феликсом». Правда, официальные советские биографы данную кличку объясняли особой принципиальностью и несгибаемой стойкостью главного чекиста.
В этом же доме находился расстрельный подвал-гараж, где по ночам заводили двигатели машин, чтобы заглушить звуки расстрелов.
Бывшие палаты князя Пожарского, а позже усадьбу московского генерал-губернатора во время войны 1812 г. Ф. Ростопчина в раннесоветское время дополнили конструктивистским корпусом, в результате чего получилось смешение совершенно противоположных и отрицающих друг друга стилей.
Весь половина зданий в районе принадлежит «чекистам» еще с 1920-х. На одном из зданий висят остатки некогда очень популярного у «сотрудников» ресторана «Щит и меч». Внутри висели портреты Берии и Дзержинского, а общий антураж, как в кабинетах больших начальников «сталинского времени».
фото: Евгений Авданин
На стенах Сретенского монастыря на Большой Лубянке в пост-советское время были восстановлены изразцы. Двуглавых орлов реставраторы сделали в том виде, в котором они были еще в 19 веке: в глазах были звезды Давида (до 20 в. звезда Давида была просто звездой бибилейского Давида, символом евреев она стала позже). Прихожане и настоятель усмотрели в глазах орлов неприятные им знаки и налепили нашлепки.
фото: Евгений Авданин
Дореволюционный дом у Сретенских ворот построен странным образом. То ли для красоты, то ли еще из каких-то соображений стандартный пустотелый кирпич местами выложен не той стороной.
Большую часть Сретенского бульвара занимает один из самых шикарных домов дореволюционной Москвы, построенный страховым обществом «Россия» в 1899-1902 гг.
фото: phobosoid
Дом невероятно богат всяческими деталями
фото: phobosoid
Во многих подъездах дома во всей красе сохранились дореволюционный лестничные клетки
Как и до революции, дом частично сейчас занимают организации, а частично квартиры
Этаж в одном из подъездов принадлежит посольству Швейцарии. Выглядит странно.
Квартиры под крышей имеют стеклянный высокий потолок.
Квартира студия в бывшем доходном доме страхового общества «Россия»
Про дом страхового общества «Россия» мы уже делали отдельную подробную публикацию.
Параллельно бульвару проходит Бобров переулок, ныне зажатый между двумя мощными дореволюционными домами, с одной стороны дом страхового общества «Россия», а с другой так и незавершенный еще один не менее шикарный проект.
фото: phobosoid
Этот дом строился уже во время Первой Мировой войны и должен был стать одним из красивейших неоготических построек Москвы. Но, увы, из-за войны дом так и не был отделан, а в советское время о декорировании дома мещанской западной отделкой не могло быть и речи.
По виду арки можно судить, как могло бы все выглядеть, но, увы, лишь побелка и следы опалубки — все сняли, побелили, а украшать не стали
фото: a_shuster
Еще год назад во дворе дома местный житель из металла сооружал гигантских насекомых
С Боброва переулка углубимся во дворы Академии (ранее Училища) живописи, ваяния и зодчества. С фасада здание выглядит почти обыкновенно, а со двора виден хитрый замысел — это бывший дом известного московского масона Юшкова и построен он в виде рога изобилия. Здесь же уже много лет торчат руины бывшего выставочного зала Училища.
Здесь преподавал Саврасов. Правда, под конец жизни он откровенно спивался, пропадал в ночлежках, а на работу в училище мог спокойно явиться нетрезвым. Зарабатавал тем, что писал несчетные копии своего полотна «Грачи прилетели».
В этом же училище обучение проходил выходец из бедного еврейского местечка — Исаак Левитан. Об нем, правда, никакой мемориальной доски не имеется.
Один из двух красных домов, выстроенных Училищем аккурат перед Первой Мировой войной, до сих пор сохранил интересную деталь — балку с колесом. Лестницы в этих домах не самые широкие, а мебель до революции часто была громоздкой и неразборной, поэтому ее приходилось поднимать на тросах и вносить в квартиру через окно
фото: Юрий Попков
Неизвестно как на это влияет Училище живописи, ваяния и зодчества, но в этих дворах самая большая концентрация граффити в Москве.
фото: Марина Локтис
На спортивной площадке во дворах есть и известная стена, где граффити уже можно считать десятками слоев. Каждый месяц что-то новое.
В этот раз внезапно стену расписали организованно и однородно, изобрази руку с сердцем и надпись «Выйдешь за меня замуж?»
Романтики сразу представляют, как какой-то молодой человек таким образом красиво сделал девушке предложение, циники же сразу утверждают, что это снимали рекламу или какое-то кино.
В 2011 году стена выглядела так. Меняется каждый месяц
фото: Марина Локтис
Здесь же во дворе стоит скулптурное изображение девушки с голубями. Год-два назад около девушки кто-то поставил еще и кошку.
В этих дворах и кипела вся художественная жизнь Москвы, описанная и Гиляровским, и многими другими.
фото: phobosoid
В сохранившемся двухэтажном здании и поныне располагаются мастерские
Выйдем ненадолго на Мясницкую, настоящим украшением которой является чайный дом Перлова в китайском стиле. В 1896 г. на коронацию Николая II в Москву должен был прибыть важный китайский сановник, которому Перлов всеми силами пытался понравиться и даже заказал отделку своего торгового дома в китайском стиле. Расчет предпринимателя не удался, сановника дом не впечатлил, зато сильно понравился он москвичам, толпы народа приезжали за чаем именно к Перлову.
Дом долго реставрировался в 1990-х и в 2000-х был, наконец, открыт.
Но вернемся обратно в Милютинский переулок
Здесь в тихом месте стоит непримечательное здание, занимаемое различными офисами и официально принадлежащее института Гипроуглемаш.
Еще до 1940-х вид этого дома из переулка был разительно другим:
Это был польский костел Свв.Петра и Павла
Во время войны сюда упала бомба, а в 1946 г. здание было полностью переделано снаружи и внутри для организации Гипроулемаш.
На фасаде при этом появились все атрибуты шахтеров
Пройдем еще немного дальше. Совершенно ординарное здание внезапно на углу украшено изящными маскаронами. Здесь в 1912-1915 гг. снимало помещение знаменитое кабаре «Летучая мышь» — танцы, песни, монологи, разделяемые конферансье. Забавно, что в здании по соседству уже в наше время образовался Comedy Club. Место притягивает.
фото: Марина Локтис
Буквально в 2 минутах ходьбы от закрытого костела Свв. Петра и Павла находится действующий костел Св.Людовика, посещаемый с начала 19 в. французской общиной. Храм был сооружен еще в 1830-х гг. и с тех пор ни разу не закрывался даже в советское время, хотя настоятелей под тем или иным предлогом высылались из страны, но службы шли.
фото: phobosoid
В стене храма сохранился привет из 1878 г. Это репер — геодезический знак, по которому было известно возвышение над уровнем моря и привязка к координатам.
Храм внутри по-католически скромен и богат торжественнен
Освящено в честь канонизированного короля Франции Людовика IX.
Так церковный двор выглядит во время праздников. Настоятель храма из Франции
Еще до революции при храме была построена школа и училище. В советское время это здание было одной из районных школ, а в 1997 г. его передали под французский лицей им. Александра Дюма. Здесь как и до революции теперь учатся дети французов, проживающих в Москве. Преподавание ведется на французском.
фото: phobosoid
На соседнем с храмом здании до сих пор висят солнечные часы
фото: Светлана Столярова
Со двора храма можно видеть еще одно примечательное здание Милютинского переулка, бывшее в начале 20 в. одним из самых высоких зданий Москвы. Здание было построено к 1909 г. в популярном неоготическом стиле. Здесь в просторных залах сидели телефонистки, точнее, «телефонные барышни», соединявшие между собой тогдашних счастливых (и состоятельных) владельцев телефона.
На центральном входе с Милютинского переулка можно видеть гордые буквы МТС — московская телефонная станция.
С обеих сторон вход украшают изображения разъяренного абонента, связь тогда была часто неидеальной…
… и спокойной и «телефонной барышни»
фото: Светлана Столярова
В 1917 г. здесь были большие бои. Брали телефон и телеграф, т.е. это здание телефонной станции в Милютинском и большое здание телеграфа на Мясницкой.
Спасибо за внимание! Приходите еще на фотоутренники.
фото: Юрий Попков
фото: Юрий Попков
И, главное, в этом году по каждому фотоутреннику мы делаем Альбуки. Приобрести Альбуки можно здесь. Книги получаются изумительные, а цену на них мы ставим совершенно неприличную, для нас это некоммерческий проект.
Следующий фотоутренник через неделю, в пятницу 3 августа.