В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Детали: Сретенские переулки

Auto Date Среда, ноября 16, 2011

Уже полтора месяца как состоялся последний в этом году Фотоутренник, а мы так и не выложили Детали, сфотографированные нами в районе Сретенки.

Исправляемся!

Деталей в этот раз не так много, но все как на подбор и истории про них преинтересные.

Прогуляться по переулкам вокруг Сретенки и рассмотреть детали —>


Пойдем от Сухаревской площади и переулками в сторону Сретенских ворот и Трубной площади

Посредине Сухаревской площади до 1934 г. возвышалась одноименная башня — выдающийся памятник архитектуры петровских времен. Увы, «для расширения движения» ее полностью снесли, несмотря на протесты и целый ряд предложений по оптимизации движения без сноса башни.


Под рекламой на площади скрывается еще одина деталь — символ ВСХВ-ВДНХ. Метро до ВДНХ дотянули лишь к концу 1950-х, поэтому до войны и в 1954 году, когда Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) открылась во второй раз, а до этого все участники выставки и посетители добирались туда наземным транспортом с Колхозной площади (Сухаревская).


Этот же символ ВСХВ на входном билете

Здесь же в конце Сретенки у церкви Троицы в Листах, сильно ушедшей в землю за несколько столетий по уверениям Гиляровского продавали самый лучший табак:

Лучший табак, бывший в моде, назывался «Розовый». Его делал пономарь, живший во дворе церкви Троицы-Листы, умерший столетним стариком. Табак этот продавался через окошечко в одной из крохотных лавочек, осевших глубоко в землю под церковным строением на Сретенке. После его смерти осталось несколько бутылок табаку и рецепт, который настолько своеобразен, что нельзя его не привести целиком.
«Купить полсажени осиновых дров и сжечь их, просеять эту золу через сито в особую посуду.
Взять листового табаку махорки десять фунтов, немного его подсушить (взять простой горшок, так называемый коломенский, и ступку деревянную) и этот табак класть в горшок и тереть, до тех пор тереть, когда останется не больше четверти стакана корешков, которые очень трудно трутся: когда весь табак перетрется, просеять его сквозь самое частое сито. Затем весь табак сызнова просеять и высевки опять протереть и просеять. Золу также второй раз просеять. Соединить золу с табаком так: два стакана табаку и один стакан золы, ссыпать это в горшок, смачивая водой стакан с осьмою, смачивать не сразу, а понемногу, и в это время опять тереть, и так тереть весь табак до конца, выкладывая в одно место. Духи класть так: взять четверть фунта эликсиру соснового масла, два золотника розового масла и один фунт розовой воды самой лучшей. Сосновое масло, один золотник розового масла и розовую воду соединить вместе подогретую, но не очень сильно; смесь эту, взбалтывая, подбавлять в каждый раствор табаку с золою и все это стирать.
Когда весь табак перетрется со смесью, его вспрыскивать оставшимся одним золотником розового масла я перемешивать руками. Затем насыпать в бутылки; насыпав в бутылки табак, закубрить его пробкой и завязать пузырем, поставить их на печь дней на пять или на шесть, а на ночь в печку ставить, класть их надо в лежачем положении. И табак готов».


Здесь хорошо заметно насколько поднялся с 17 века культурный слой


От Сретенки в сторону Цветного бульвара отходит Большой Сухаревский переулок. Где-то посредине фотографии он продолжается Малым Сухаревским переулком и упирается в бульвар.

К концу XIX века здесь образовался натуральный московский «район красных фонарей», знаменитая Грачевка, который, правда, разогнали еще до революции, а переулки с дурной славой переименовали. Так Малый и Большой Колосовы стали Малым и Большим Сухаревскими.

А вот что про этот переулок писал Гиляровский:

Самым страшным был выходящий с Грачевки на Цветной бульвар Малый Колосов переулок, сплошь занятый полтинными, последнего разбора публичными домами. Подъезды этих заведений, выходящие на улицу, освещались обязательным красным фонарем, а в глухих дворах ютились самые грязные тайные притоны проституции, где никаких фонарей не полагалось и где окна завешивались изнутри.
Характерно, что на всех таких дворах не держали собак… Здесь жили женщины, совершенно потерявшие образ человеческий, и их «коты», скрывавшиеся от полиции, такие, которым даже рискованно было входить в ночлежные дома Хитровки. По ночам «коты» выходили на Цветной бульвар и на Самотеку, где их «марухи» замарьяживали пьяных. Они или приводили их в свои притоны, или их тут же раздевали следовавшие по пятам своих «дам» «коты». Из последних притонов вербовались «составителями» громилы для совершения преступлений, и сюда никогда не заглядывала полиция, а если по требованию высшего начальства, главным образом прокуратуры, и делались обходы, то «хозяйки» заблаговременно знали об этом, и при «внезапных» обходах никогда не находили того, кого искали…
Хозяйки этих квартир, бывшие проститутки большей частью, являлись фиктивными содержательницами, а фактическими были их любовники из беглых преступников, разыскиваемых полицией, или разные не попавшиеся еще аферисты и воры
.


И сегодня несложно представить как через систему кривых проходных дворов Грачевки от полиции уходили преступники.


Интересное название переулка вернули в 1907 году, когда разогнали публичные дома и переименовали улицы Грачевки. До 1907 г. он назывался Мясным по располагавшимся здесь лавкам, а Последним он назывался в 18 веке, когда фактически был последним переулком от центра в этом районе. Если интересует тема забавных и странных названий московских улиц, то можно ознакомиться с отдельной, посвященной этой теме публикацией.


В этом же Последнем переулке новодельный бизнес-центр «украшен», наверное, самыми странными современными изваяниями — трехметровыми атлантами в трусах


На углу Трубной площади и Цветного бульвара сейчас высится огромный стеклянный бизнес-центр.

А при Гиляровском в конце 19 века здесь все было совсем по-другому:

…на углу между Грачевкой и Цветным бульваром, выходя широким фасадом на Трубную площадь, стоял, как и теперь стоит, трехэтажный дом Внукова. Теперь он стал ниже, потому что глубоко осел в почву. Еще задолго до ресторана «Эрмитаж» в нем помещался разгульный трактир «Крым», и перед ним всегда стояли тройки, лихачи и парные «голубчики» по зимам, а в дождливое время часть Трубной площади представляла собой непроездное болото, вода заливала Неглинный проезд, но до Цветного бульвара и до дома Внукова никогда не доходила.
Разгульный «Крым» занимал два этажа. В третьем этаже трактира второго разряда гуляли барышники, шулера, аферисты и всякое жулье, прилично сравнительно одетое. Публику утешали песенники и гармонисты.
Бельэтаж был отделан ярко и грубо, с претензией на шик. В залах были эстрады для оркестра и для цыганского и русского хоров, а громогласный орган заводился вперемежку между хорами по требованию публики, кому что нравится,—оперные арии мешались с камаринским и гимн сменялся излюбленной «Лучинушкой».
Здесь утешались загулявшие купчики и разные приезжие из провинции. Под бельэтажем нижний этаж был занят торговыми помещениями, а под ним, глубоко в земле, подо всем домом между Грачевкой и Цветным бульваром сидел громаднейший подвальный этаж, весь сплошь занятый одним трактиром, самым отчаянным разбойничьим местом, где развлекался до бесчувствия преступный мир, стекавшийся из притонов Грачевки, переулков Цветного бульвара, и даже из самой «Шиповской крепости» набегали фартовые после особо удачных сухих и мокрых дел, изменяя даже своему притону «Поляковскому трактиру» на Яузе, а хитровская «Каторга» казалась пансионом благородных девиц по сравнению с «Адом».


И снова дворы Грачевки.

Главное держать
себя в руках
и не ударяться
в постмодернизм


Одно из зданий украшено забавными беременными кариатидами. Тоже был публичный дом


А почти на соседнем доме гордо висит почетный знак ОСОАВИАХИМа (про него мы тоже как-то писали отдельно).


И внезапно в одном из дворов обнаружился Гитлер-кот.

На одном из домов в Печатниковом переулке висит медальон с Лениным. Документально история нигде не подтверждена, но старожилы рассказывают, что в день смерти Ленина в январе 1924 года дом загорелся, и после ремонта у входа повесили рельефный медальон с изображением вождя.


Так один из домов по Печатникову выглядит со двора


А так с улицы… Это бывший дом разбогатевшего крестьянина Сысоева, который въехав сюда в 1896 г. украсил его на свой вкус


Общий вид на склон Печатникова переулка.

Про этот переулок несколько лет назад даже был снят пронзительный и философский короткометражный фильм:

«Печатников, дом 3»

Очень советуем скачать фильм с официального сайта и посмотреть: http://homepage.mac.com/zheka/pechatnikoff/

И, напоследок, уже у Сретенских ворот во дворе можно видеть старый дореволюционный люк производства «Мюръ и Мерелизъ»

Комментировать с помощью Facebook: