В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Детали: Патриаршие

Auto Date Четверг, августа 11, 2011

По итогам девятого фотоутренника публикуем интересные детали вокруг Патриаршего пруда и в прилегающих переулках.

Патриаршие пруды — удивительное место и в этой публикации мы не удержимся и не просто покажем детали, а еще и немного расскажем различных историй (в том числе известных нам от старожилов и никогда не публиковавшихся).

Прогуляться переулками и аллеями, посмотреть детали и изумиться фактам —>


Начнем с переулков…

В Ермолаевском переулке располагается здание 1914 года постройки, ныне один из корпусов Музея современного искусства. В советское время здесь размещался Московский союз художников, а до революции и в первое советское десятилетие здесь находилось Московское архитектурное общество, о чем до сих пор говорит капитальная надпись на фасаде


В Малом Козихинском новодел местами сделан совершенно в виде католической церкви


Спиридоньевский переулок: украшение входа в душевный ресторанчик, те кто знает, тот знает, а те кому надо найдут. Место можно сравнить только со знаменитым «Компотом» в Одессе (ой! а Вы не были в Одессе? Чем же таким неотложным Вы были заняты все свои N лет, что так и не побывали в Одессе?).

Гостиница Marco Polo Presnja (Марко Поло Преснджа) (они так сами пишут) в Спиридоньевском переулке — это бывший дом для английских гувернанток и монахинь при англиканской церкви Святого Андрея (см. нашу отдельную публикацию про церковь с репортажем со службы)

До революции здание принадлежало состоятельной вдове шотландского купца Джейн Макгил, после революции его национализировали, передали сначала под общежитие, а потом под гостиницу партийной элиты.

В 1970-х к основному зданию пристроили корпус с духе времени.


Один из ранних элитных сталинских домов (по Спиридоновке и Спиридоньевскому переулку), построенный к середине 1930-х для Наркомата путей сообщения (позже МПС).

У этого дома на крыше башни еще несколько лет назад сохранялся кран для подъема воды и водонапорный бак. Дом был привилегированным, и с водой перебоев не должно было быть. В 2000-х заржавевшее оборудование демонтировали.


Из известных жителей здесь проживала Клавдия Шульженко, которой будто нарочно отомстили с мемориальной табличкой с «синим платочком».

Сравните лицо на барельефе и лицо на одной из самых знаменитых ее записей:

Улица Спиридоновка петляя убегает к Никитским воротам. Улица несмотря на массовые перестройки XIX и XX века сохранила свои средневековые изгибы. Еще в XVIII веке она шла вдоль «нехорошего» извилистого ручья Черторый («как черт рыл!»), который вытекал из Козьего болота («сам дьявол козьими копытами понатоптал») (ныне Патриаршие пруды). Черторый, как и Неглинную, еще в первой половине XIX века убрали в коллектор, а улица так и идет вдоль его уже несуществующего русла.


Вся Спиридоновка во многом застроена «вставными зубами» — домами брежневской номенклатуры.


В одном из домов жил Виктор Гришин, почти двадцать лет бывший первым секретарем московского горкома партии (по сути, глава Москвы). В 1985 г. его на посту сменил Борис Ельцин. Виктор Гришин скончался практически в нищете в 1992 г. в коридорах районного собеса, пенсию пришел оформлять.


Интересный барельеф на доме треста Теплобетон, также выстроенного к середине 1930-х


При этом дом был выстроен на месте снесенной в 1932 г. церкви Св.Спиридона (от нее и название улицы, бывшей ул.Алексея Толстого)


Напротив церкви Св.Спиридона, а ныне дома треста Теплобетон высится особняк Зинаиды Морозовой, ныне дом приемов МИДа (см. нашу отдельную публикацию про этот дом с фотографиями шикарных интерьеров)


Больше всего дом поражает, конечно, изнутри, но и снаружи очень интересен


Архитектор Шехтель никогда не мог удержаться от изготовления фонаря или лампыт по собственному эскизу


Это дом Гавриила Тарасова работы архитектора Ивана Жолтовского


А это палаццо Тьене в итальянском городе Виченце работы архитектора Андреа Палладио

Про эту московскую Италию и семью Тарасовых мы уже также делали отдельную публикацию.

Отдельно отметим лишь надпись на фасаде GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI, т.е. «Гавриил Тарасов построил в год нашей эры», далее дата отсутствует.

А мы тем временем двинемся уже непосредственно к Патриаршим


Вроде типовой советский жилой дом, а все же архитектор как-то старался разнообразить фасад узором балконов


Знаменитый павильон относительно новой постройки — 1986 г. Правда, при его постройке были использованы детали от старого сталинского павильона.

В частности барельефы с физкультурниками:


Зимой на Патриарших каток


А летом — женщины с веслами и лодочная станция

Что самое интересное, в советское время пруд, конечно же, Патриаршим называться не мог — официально был Пионерский пруд.
Прудами мы называем один единственный пруд потому, что до XIX века здесь было три пруда (опять же Трехпрудный переулок), два из которых засыпали вместе с Черторыем и Неглинной в первой половине XIX века.


Ныне в павильоне напыщенный ресторан, предлагающий шаурму и чебуреки по ГОСТу (!?), а также пироженное из плавленного сырка «дружба».


Рядом с павильоном чудом сохранилась маленькая будка с надписью МОГЭС — московское объединение государственных электростанций. Бывшая трансформаторная будка из 1920-х, которую уже к войне переделали под дворницкую, чем она до сих пор и является.

Красивые барельефы на доме 1938 г. постройки на Патриарших.


Здесь жил авиаконтруктор Поликарпов


Кроме того, все тем же архитектором Жолтовским здесь интересно были сделаны балконы — они не выпуклые, а, наоборот, вогнутые.


На соседнем доме интересно сделана система водосточных труб


Крылова поставили на Патриарших в 1976 г, хотя баснописец никакого отношения к району не имеет. Многие старожилы уверяли, что именно для того чтобы занять место и априори снять вопрос о постановке памятника Булгакову.

Заняли, на всякий случай и всю аллею. Интересно, что и сюда периодически стали вешать замочки


Если приглядеться, то становится заметно, что некоторые части (например, руки мартышки) натираются до металлического блеска людьми, а некоторые непопулярные для натирания места (морда медведя) специально тонируются краской для однообразия и симметрии.


Здесь же на Патриарших в 1946 году для высокопоставленных военных  (местные прозвали «Генеральский дом») в удивительном классическом стиле со львами.

Выходим с другой стороны Патриарших


Именно на этом повороте трамвай следовавший по Бронной (справа) в Ермолаевский (налево) несчастному Берлиозу и отрезало голову.

Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.
Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его скользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.
Стараясь за что-нибудь ухватиться, Берлиоз упал навзничь, несильно ударившись затылком о булыжник, и успел увидеть в высоте, но справа или слева — он уже не сообразил, — позлащенную луну. Он успел повернуться на бок, бешеным движением в тот же миг подтянув ноги к животу, и, повернувшись, разглядел несущееся на него с неудержимой силой совершенно белое от ужаса лицо женщины-вагоновожатой и ее алую повязку. Берлиоз не вскрикнул, но вокруг него отчаянными женскими голосами завизжала вся улица. Вожатая рванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенно подпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла. Тут в мозгу Берлиоза кто-то отчаянно крикнул — «Неужели?..» Еще раз, и в последний раз, мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно.
Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной.
Это была отрезанная голова Берлиоза.

Здесь на выходе с пешеходной зоны Патриарших в 1920-30-х стояла вертушка, чтобы извозчики не заезжали.


Ныне доминантой Патриарших является несомненно новодельный дом «Патриарх».


Дом был выстроен к 2002 году и украшен интересными деталями.
Во-первых, это витая башня — уменьшенная копия невоплощенного проекта памятника III Интернационалу Владимира Татлина, разработанного в 1920 г.
По изначальной задумке высота башни должна была достигать 400 м.


Внутри башни должны были находиться вращающиеся помещения, окна которых все время бы следовали за солнцем.

Что интересно, сам дом Патриарх тоже должен был по изначальному проекту выглядеть совсем по-другому.


В мастерской Сергея Ткаченко хотели построить дом-яйцо, но инвестор отказался от потерь такого количества полезной площади.

По окружности дом украшен 12 символическими античными скульптурами из стеклопластика с покрытием под камень.


Градостроитель и свидетель времени


Строители (один с кирпичем, а другой с мастерком)

Есть еще скульптор, диспут (спорящая фигура), муза, каменотес, кнут (грозный страж) и пряник (добрый господин)

Многие утверждают, что по странному совпадению некоторые эти фигуры (в частности, градостроитель и строитель) лицами похожи на тогдашних начальников Моспроекта.


И, напоследок, на выходе с Патриарших покажем еще один коллаж: на Большой Садовой до начала 1930-х стояла церковь Святого Ермолая (отсюда Ермолаевский переулок)

Тема Патриарших настолько обширна, что даже самое интересное и удивительное не вмещается в одну публикацию, поэтому к этой теме мы еще вернемся и покажем и старые фотографии и фото с крыш и расскажем побольше интересных старых и новых историй.

Комментировать с помощью Facebook: