В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924)

Auto Date Понедельник, февраля 2, 2009

После кинопоказа в кафе-клубе Билингва выкладываем фильм Льва Кулешова «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» и несколько примечательных кадров с комментариями.


Краткая справка о фильме из книги Н.А.Лебедева «Очерк истории кино СССР. Немое кино (1918-1934)», выпущенной в 1965 году:

Американский сенатор мистер Вест попадает в Красную Москву 20-х годов.
«Мистер Вест» (второе название фильма, первое: ‘Чем это кончится’ — М.Сегида) — первая профессиональная постановка молодого режиссера. Фильм был поставлен силами его мастерской на одной из студий Госкино и продемонстрировал как сильные, так и слабые стороны теории и метода Кулешова. Сценарий написан поэтом Н.Асеевым. Фильм замышлялся как двойной памфлет: на лживую буржуазную прессу и верящих ей американских обывателей и одновременно — на наиболее распространенный жанр зарубежного буржуазного кинематографа того времени — ‘кинодетектив’. Американский сенатор Вест едет в командировку в Советский Союз. Начитавшись антисоветских журналов, он представляет себе нашу страну населенной дикарями в звериных шкурах и с ножами в зубах. На вокзале в Москве Вест попадает в руки банды жуликов, которые, учитывая нелепость его представлений о Стране Советов, запугивают его ‘большевиками’ и вымогают доллары. В конце фильма милиция накрывает банду и освобождает незадачливого сенатора. Мистер Вест знакомится с Москвой, присутствует на военном параде на Красной площади, убеждается, что СССР отнюдь не страна дикарей. Не придав значения идейной, сатирической стороне замысла Асеева, Кулешов подошел к сценарию как к поводу для экспериментальной проверки своих теоретических взглядов и игровых возможностей своего коллектива. Стремясь занять в постановке всех членов мастерской, он ввел в сценарий образ ‘телохранителя Веста’ — этакого классического ковбоя в широкополой шляпе и с лассо в руке, роль которого поручил только что вступившему в мастерскую боксеру Борису Барнету. В процессе постановки превосходно нокаутировавший бандитов ковбой стал чуть ли не центральным персонажем фильма. Были смещены также смысловые акценты, отчего исчезла сатирическая интонация и вместо памфлета на зарубежные буржуазные нравы получилась безобидная эксцентрическая комедия. В постановочно-производственном отношении ‘Мистер Вест’ был значительным шагом вперед в развитии советской кинематографии. Он был первым игровым фильмом, в котором не случайно и спорадически, а принципиально и последовательно применены все основные специфически кинематографические средства выразительности: съемка с использованием разнообразных планов и ракурсов, разбивка сцен на короткие монтажные куски, тщательное композиционное построение каждого кадра с учетом быстроты реакции зрителя. Игра молодых актеров подкупала четкостью, отработанностью каждого движения, особенно в трюковых сценах, сценах бокса, во всех эпизодах, требовавших хорошей физической подготовки. Фильм был прекрасно снят оператором А.Левицким — в полном стилевом единстве с режиссурой и актерской игрой: фотография отличалась простотой, прозрачностью, полным отсутствием каких бы то ни было претензий на ‘красивость’. Вместе с тем в фильме широко и талантливо были использованы изобразительные средства операторского искусства — свет, смена тональностей, изменение точек съемки. ‘Мистер Вест’ был блестяще смонтирован: несмотря на краткость и добротность монтажных кусков, действие развивалось внятно, логично, легко воспринималось зрителем. Без освоения этих, сейчас кажущихся элементарными, правил киноизложения советский кинематограф не мог вырваться из объятий театра и, следовательно, не мог стать самостоятельным искусством. Не следует недооценивать также новаторское значение ‘Мистера Веста’ в плане борьбы с производственной кустарщиной на наших кинофабриках. Это был первый в истории советской кинематографии случай, когда фильм снимался по тщательно разработанному, точно отметрированному режиссерскому сценарию, когда постановка уложилась в кратчайшие, заранее установленные сроки и стоила значительно дешевле, чем другие картины того же производственного масштаба. Процесс постановки ‘Мистера Веста’ был образцом организованности и блестящего профессионализма, после которого недопустим был возврат к дилетантизму, так характерному для революционного и раннего советского кинопроизводства.

Фильм Льва Кулешова очень динамичен и детали быта и виды Москвы 1920-х проскакивают в фильме буквально считанные секунды 

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Обычное явление довоенной Москвы: мальчишка едет на подножке или как еще тогда говорили «на колбасе» (зачастую сзади трамвая висели кабели для сцепки)

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
К сожалению, эту улицу не удалось опознать. Обратите внимание, на обилие снега на улицах. Дороги не убирались, а утаптывались.

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Пречистенская набережная перед Храмом Христа Спасителя. На переднем плане видна небольшая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, что в Башмакове. Первая церковь была известная здесь еще с 1475, попавшая в кадр церковь была выстроена на рубеже XVII и XVIII вв. и была демонтирована в 1932 г. При ее разборке археологи обнаружили каменную могильную плиту с надписью, свидетельствовавшей о том, что здесь был похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов.

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Спуск с Красной к Манежной площади. Обратите внимание на то, что еще в середине 1920-х автомобили были очень редки, а извозчиков было предостаточно. В зимний период, когда в деревне дел было мало, в Москву подработать «частным извозом» приезжало множество крестьян на санях. 

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Александровский сад. Опять же непролазная слякоть и грязь

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Вид Храма Христа Спасителя с крыш. Вдали видны четыре трубы электростанции «Трамвайная», построенной около Малого Каменного моста на водоотводном канале для энергоснабжения трамвайных линий 15 февраля 1907 года (сегодня это ГЭС-2 за знаменитым «домом на набережной» — филиал ГЭС-1 им. П.Г.Смидовича). В настоящее время в связи с реализацией проекта «Золотой остров» ГЭС предполагается убрать с острова.

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Истрепавшийся за годы войн и революций дом Пашкова

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Трудноопознаваемая типичная улочка Москвы

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
На заднем плане ограда здания МГУ на Моховой

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
… и сам университет.

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Вместо надписи «Свет Христов просвещает всех» фронтоне Университета после революции появилась надпись «Наука — трудящимся»

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Двуглавый орел вынужден был покинуть фронтон Большого театра

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
На заднем плане Театральная площадь и ЦУМ (бывш. Мюр и Мерилиз)

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Восторженная срочная телеграмма американца домой

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
Телеграмму-молнию отправляют с центральной радиостанции: на заднем плане башня Шухова
Интересный факт из истории строительства башни: 29 июня 1921 года при подъеме четвертой секции башни третья сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую. Позже все объяснилось элементарной усталостью металла. Чудом никто не погиб, но над инженером состоялся суд и был вынесен уникальный приговор: расстрел — условно. Несомненно, что если бы Шухов не был уникальным специалистом, нужным советской власти, то приговор был бы приведен в исполнение по полной.

Приключения Мистера Веста в стране большевиков

Приключения Мистера Веста в стране большевиков
В те годы на вершине башни стояли совсем другие антенны.

Фильм не самый примечательный, в смысле московских видов, но крайне занимательный в плане передачи атмосферы 1920-х.
Кинопоказы будут продолжатся. Следите за объявлениями!

Комментировать с помощью Facebook: