Старинные детали: Новая Басманная
Мы продолжаем нашу нерегулярную рубрику Старинные детали и на этот раз предлагаем в мелочах рассмотреть фотографию площади Разгуляй из Басманного района. Для обывателя 100 лет назад эта фотография не представляла ни малейшего интереса, здесь изображено то, что он видел каждый день, а для нас – это ушедшая повседневность, то, что редко попадало в кадр фотокорреспондентов, это же не праздник и не какое-то большое событие. От того эти кадры и ценны.
Но от слов к делу, о чем рассказывает нам эта фотография —>
Сейчас примерно с этой точки, но с уровня земли место выглядит так:
Заглавная же фотография сделана в 1888 году со второго этажа 2-й казённой мужской гимназии (дом Мусина-Пушкина, ныне — МИСИ). В XVIII веке эти места были элитным районом, заселённым отборной знатью по причине близости Немецкой слободы. В XIX веке Басманные превратились в купеческий район, барокко и классицизм перевоплотились в эклектику.
В кадре — площадь Разгуляй, однопутная линия конки идёт по Старой Басманной, вперёд уходит Новая Басманная улица. До начала ХХ века улица сохраняла 2-3 этажную высоту застройки.
В те годы у Новой Басманной было две доминанты – каланча пожарной части и церковь Петра и Павла. Басманная пожарно-полицейская часть в 1820-е годы разместилась в бывшей частной усадьбе 1770-х годов. В XIX веке это была фактически управа района – в одних стенах размещались: пожарная часть, полицейский участок, мировой судья, бесплатный районный доктор и даже прототип СИЗО – подвальные камеры, в которых держали заключённых и по полгода, пока шло следствие. Каланчи почти всех частей сломали в 1920-е годы за ненадобностью. Каланчу Басманной части сейчас обещают восстановить при реставрации. Кстати, в Басманной части в разное время содержались в заключении писатель Владимир Короленко, любовница Ленина Инесса Арманд и 15-летний смутьян Маяковский.
В самом конце перспективы улицы видна церковь Петра и Павла. Она построена в 1710-е годы по указу царя Петра I, и по его собственному рисунку. Эти данные обнаружил в архивах историк Иван Забелин. Но на фотографии мы видим её в редакции 1750-х годов, в подзнебарочной перестройке. В советское время реставраторы приведут её к изначальному облику и восстановят шпиль петровских времён.
Самое высокое здание слева в кадре – Басманная больница. Видная пристроенная к ней домовая церковь святой Анны с главкой. Дом построил в конце XVIII века Никита Никитич Демидов младший — представитель третьего поколения знаменитого рода горнозаводчиков, владельцев металлургического промысла на Урале. Жители Басманных улиц называли этот дом «несгораемым», дескать, фасады были отделаны чугунными плитами с демидовских заводов, которые и спасли дом от огня в 1812 году. На самом деле дом сгорел, как и остальные, и после пожара был отремонтирован коллекционером Михаилом Голицыным. В 1873 году здесь разместилась Басманная больница для чернорабочих. В советское время – городская больница №6, которая закрылась в 2015 году.
По обе стороны улицы видны ровные ряды молодых деревьев. Многие из этих деревьев сохранились и сейчас, правда они уже давно потеряли форму, вымахали высотой с 5-этажный дом и их ритм заметно проредился.
Дом на углу Старой и Новой Басманной улиц. Именно на этом месте в середине XVIII века стоял знаменитый трактир «Разгуляй», где купцы кутили и развлекались вдали от своих жён, а гимназисты и студенты вдали от родителей. Трактир дал название площади. Кстати, площадью изначально называли непосредственно перекрёсток улиц и небольшую трапецевидную площадку в «устье» Доброслободской улицы, перед домом Мусина-Пушкина.
Итак, в кадре дом XIX века, возможно, перестроенный из того самого трактира. Весь первый этаж обвешан рекламными жестяными вывесками чайного магазина братьев Поповых. Фирма была популярной настолько, что Поповы являлись поставщиками двора Императорского величества. В 1900 году у них было 10 магазинов в Москве.
Вот пример рекламы чая Поповых:
К и С — Константин и Сергей Абрамовичи Поповы.
На втором этаже рекламируется посудная торговля, а к ограждению крыши прикреплен баннер с рекламой какого-то загадочного проката.
В советское время у дома ободрали весь декор, превратив его в второсортную застройку. А в 1978 году вообще снесли, вместе с соседними домами и домами напротив. Цель была убрать всё лишнее перед новым зданием райкома Бауманского района, от которого в Верховный Совет СССР избирался сам Брежнев. Вот, что получилось:
Был город – компактная уютная площадь, а получились унылые пустыри. Такой размах и эти широкие пустые пространства были любимы советскими градостроителями ещё с 1930-х годов. Здание райкома видно слева, в 1990-е годы его закрыли новым 2-3-этажным домом «под старину», — пытались, как умели, восстановить красную линию улицы. Теперь площадью Разгуляй называют скверик с правой стороны, на стрелке двух Басманных улиц.
Обратим внимание на проезжую часть. Вроде бы дела давно минувших дней и цивилизация шагнула далеко вперед, но проезжая часть устроена на удивление рачительно. Во-первых, тротуар сделан выше проезжей части и замощен крупными плитами из песчаника, чтобы в непогоду пешеходам не приходилось ходить в грязи и по скользким булыжникам, даже переход, на котором на фотографа с любопытством уставился подмастерье или «мальчик» из окрестной лавки сделан асфальтовым среди булыжника и, опять же, приподнят, чтобы не было грязи, а, с другой стороны, чтобы повозки замедляли ход, как в случае с современными лежачими полицейскими. Кроме того, тротуар отделён от булыжной проезжей части каменными отбойными тумбами, чтобы нерадивые извозчики не вздумали ездить по тротуару или «парковать» там лошадей. На фото далеко не центрального района видны, в основном «ломовики» – грузовые извозчики с простыми телегами, хотя у обочины «припарковал» коляску и извозчик, наклонившийся что-то проверить и одеты в форменный кафтан. На фото ниже разные типы мощения можно рассмотреть поближе:
Интересно разглядеть в деталях и дом на правой стороне Новой Басманной улицы:
Помимо людей, множества деталей фасадов и вывесок ещё хорошо видны газовые фонари. Такие фонари ставились по всему городу с 1865 года, с момента открытия газового завода (нынешняя Арма). К 1868 году в Москве насчитывалось 3000 газовых фонарей, к 1913 году – 9000.
Ликвидировали газовое освещение только в 1932 году, когда оно уже полностью уступило место электрическому.
Хорошо видны три магазина. Слева — ПРЫТКОВЪ. Это булочная, принадлежавшая купцу Лаврентию Васильевичу Прыткову. В справочнике «Вся Москва» за 1900 год здесь значится мучная торговля и хлебопекарня. Под вывеской, между окнами сверху видны рельефные изображения калачей. И ещё один большой калач — на втором этаже, над вывеской магазина Алексеева. Видимо по нему издалека и узнавали булочную Прыткова.
Калачи крупным планом
Правее – Мануфактурная и галантерейная торговля Г. А. Морозова. Герасим Алексеевич Морозов не принадлежал к известному роду текстильных магнатов, это их однофамилец. На вывеске слева от входа в магазин можно различить слова: ситцы, бумазея, кумач, …?.. Справа от входа рекламируется продажа обуви.
И ещё правее — на углу улицы расположилась торговая точка А. Алексеева – магазин кондитерских, гастрономических и парфюмерных товаров.
Очень красивы завершения водосточных и некоторых печных труб.
На фото на удивление попал целый ряд разнообразных городских типажей: служащий в шляпе с дамой (размылась от длинной выдержки), гимназист в форме, также заинтересовавшийся фотографом, продавец газет в картузе и, похоже, дворник или приказчик из лавки в фартуке.
То, что 100 лет назад мало кто в принципе фотографировал (еще и ценный кадр тратить), на удивление сейчас рассматривается с не меньшим, а то и большим интересом, чем фотографии коронаций и больших праздников. Так что фотографируйте и любите Москву в любых её красивых и страшных видах. Как знать, какие современные фото будут интересны потомкам!