В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

Пока не сняты карантинные ограничения, мы проводим онлайн лекции.
Лекции бесплатны, но мы предполагаем, что если вам нравится лекция, вы перечислите нам донат. До конца карантина лекции остаются в открытом доступе.


Расписание лекций на нашем экскурсионном сайте.

Лекции проходят на нашем youtube канале Прогулки по Москве.

Карантин пройдет и мы снова будем гулять по Москве) Оставайтесь с нами!
Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Применение бутил-каучуковой герметизирующей ленты описано здесь https://www.filimarket.ru/.

Дёшево, но богато. О старых традициях строительства в Москве

Auto Date Среда, ноября 23, 2011

Москва – город красивый и богатый, как и полагается столице. А 100 лет назад был ещё красивее. Но, интересно то, что веками в Москве экономили на строительстве, при этом пытались сделать так, чтоб выглядело всё довольно богато и шикарно. Так была и в 18, и в 19, и в 20 векпх. Так делают и сейчас! Примеров тому масса. Это и деревянные дома с накладными фасадами «под камень», и архитектурные детали, на вид каменные, а на самом деле деревянные или гипсовые. Перечислять можно долго, поэтому давайте начнем по-порядку.

Смотреть фотографии и читать о том, как во все времена в Москве пытались экономить, но строить богато —>


Накладные фасады
Во времена классицизма, в конце XVIII и первой трети XIX века очень много домов в Москве строили из дерева, как из наиболее дешевого строительного материала. Но далеко не все они выглядят, как деревянные. Вот например, дом Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице. На вид – вполне приличный каменный особняк:

А ниже фотография, сделанная во время его недавней реставрации. Штукатурка с декором снята, и обнажились деревянные стены дома. Фасад оказался накладным, «под камень», а дом – деревянным. Вот такой, очень хитрый и экономичный вариант, не оставлять же, подобно крестьянским избам, голый деревянный фасад! Это было совсем не модно, не престижно, не богато. А реставрация, надо заменить, проведена очень грамотно и кропотливо. Дому повезло, нашёлся наследник его прежних хозяев – Муравьевых-Апостолов, который и финансировал реставрацию.

Вот ещё один пример, особняк в Денежном переулке.
Тут всё отлично видно.

Хорошо видно, как устроен этот накладной фасад. Над бревнами мы видим плетёнку, заполненную глиной, на подобие «мазанки», и уже поверх неё – штукатурка с декором.

И ещё один пример – дворец Разумовских на Гороховом Поле. Шикарный, надо сказать дворец!

Ниже — вид с задней стороны. И он – тоже оказался деревянным… по преданию, хозяин дома считал камень – вредным для здоровья и пожелал построить такой большуший дом из дерева. Или может ему приходили мысли и об экономии строительства тоже?

Деревянные колонны
Ещё распространённая экономия – на возведении колонн. Многие из них делали деревянными, но снаружи, для красоты и создания ощущения парадности, величия и богатства — штукатурили «под камень», или «под мрамор».
Идеальный пример – Колонный зал Благородного собрания, в советское время Дом Союзов.

Торжественный облик большого зала Благородного собрания — Колонного зала, который сохранился до настоящего времени, определила великолепная колоннада: уникальное чувство гармонии позволило автору сего творения – Матвею Казакову так разместить 28 коринфских колонн (9,8 м в высоту при нижнем диаметре — 0,93 м), что их массивность и монументальность практически не ощущались. Их торжественный хоровод стал главным украшением зала, придал ему великолепие и парадность.
Никогда при виде таких колонн, не возникнет мысли, что они могут быть деревянными! А на самом деле это именно так. Деревянная конструкция колонн состоит из четырёх связанных друг с другом металлическими болтами деревянных стоек диаметром 27 — 30 см, заключенных в обручи и обшитых досками, по которым наметан слой штукатурки с отделкой искусственным мрамором.

Деревянный и гипсовый декор
Помимо колонн есть и множество других примеров архитектурных деталей, декора, который на вид каменные, а на деле – деревянные, или гипсовые. Это и наличники окно, и пилястры, и карнизы. Вот пример – садовый павильон с фонтаном на территории усадьбы Арафеловых в М. Знаменском переулке. Декор, в частности полуколонны, сделаны из дерева, и облицованы тонким слоем штукатурки «под камень». К сожалению, этот павильон снесен в 2000 году.

Дома с галереями
Во 2-й половине XIX века получили широкое распространение дома с галереями (галдарейками, галёрками). Всё дело в том, что просто экономили на лестничных клетках и парадных. Лестницы снаружи – гораздо дешевле. Так что это характерно для небогатых доходных домов. Но, были и весьма интересные примеры. Например, легендарный «Дом-корабль» в Зарядье. Тут, экономия в итоге стала изюминой этого дома, она его и прославила. Тут эти галереи украшены коваными заборчиками и держателями крыши в стиле модерн.

И, прекрасные мостики между галереями придают удивительного колорита этому дому. И никаких мыслей не может возникнуть по поводу того, что галереи эти сделаны ради экономии. Снесён дом в 1956 году.

Кадр из фильма «Стачка», 1924

Антресоли или полуэтажи
Ещё один отличный пример хитрой экономии – полуэтажи. Это явление характерно для усадебных домов времени классицизма – конца XVIII и первой трети XIX века. Невысокие окна с этих полуэтажей всегда выходят на дворовые фасады. А всё дело в том, что налоги рассчитывались по количеству этажей уличного фасада.
Некоторые примеры весьма забавны – дом на самом деле 2-этажный, но по фасаду – один этаж, и бросается в глаза большое расстояние между окнами первого этажа и крышей.

Но есть и более привычные примеры. Дом на Таганской площади.

Мезонины
Как альтернатива полуэтажу – мезонин, который тоже полуэтаж, но уже в горизонтальном, а не вертикальном смысле. Явление это в городских домах было распространено тогда же – во времена классицизма, но в деревнях и сёлах оно продолжалось и дальше. И опять же, мезонин за полноценный этаж не считался, поэтому налогов платили гораздо меньше. Но комнатка туда помещается. И кроме экономии налогов есть ещё ряд преимуществ мезонина, даже в наше время – это значительная экономия в строительстве и отоплении, по сравнению с 2-этажным домом.

Отделка дворовых фасадов
Ещё явление, очень явно бросающееся в глаза – вполне понятная экономия на отделке дворовых фасадов. У многих доходных домов начала ХХ века, при шикарном уличном фасаде, к примеру в стиле яркого модерна, может быть совершенно безликий и лишенный каких-либо архитектурных деталей дворовый фасад. Это и удивляет при входе во двор. Двор – это уже совсем другой мир в таких случаях.
В некоторых случаях это особенно забавно. Вот пример – Пятницкая улица, до 13. Доходный дом с магазином, построенный в 1908 году легендарным мастером модерна – Шехтелем. Соседний дом отступает от красной линии, поэтому торец дома 13 открыт для обозрения. И тут бросается в глаза граница, где кончается декор и начинается экономия – обычный дворовый фасад.

XXI век
Проходят века, но многое в Москве не меняется. А по части качества архитектуры сейчас Москва довольно сильно отстала от былых времён. Также, и качество многих материалов оставляет желать лучшего. Многие новоделы, копии снесённых домов восстановлены совершенно жутко, и весь декор сделан из гипсокартона, который можно пальцем прожать, и останется вмятина. И сами стены простукиваются как картон, внутри чувствуется пустота. Хотя издалека всё кажется качественной штукатурной и камнем.

Но опять же, люди в Москве все те же и строят по тем же принципам.

Комментировать с помощью Facebook: