Дорого и богато: усадьба Демидовых. Фото интерьеров
В Гороховском переулке расположен выдающийся памятник гражданской архитектуры Москвы XVIII века — «Дом Демидовых в Басманной слободе». Дом очень интересный, как снаружи так и внутри.
Прогуляемся по этому дому и посмотрим на его интерьеры —>
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Здесь, в Гороховском, в конце XVIII века находилась усадьба богатого заводчика Ивана Никитича Демидова с несколькими жилыми постройками, регулярным и пейзажным парками, прудом с круглым островом, садом с оранжереями, теплицами.
Еще при жизни Ивана Никитича огромная усадьба перешла в собственность его сына – Ивана Ивановича, который не особо хотел заниматься бизнесом отца и к 1789 году распродал практически все демидовские заводы. На вырученные деньги он решает возвести для себя роскошную резиденцию в бывшем отцовском владении, пригласив для этого знаменитого архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.
О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 г. в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 г. в чине бригадира. В 1798 г. он был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 г. «За преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъяснившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей» был пожалован бронзовой медалью на Владимирской ленте.
Дворец для Ивана Ивановича Демидова был построен в период с 1789 по 1791 годы и стал одним из шедевров московского классицизма и лучшим образцом архитектуры городской усадьбы. Самыми интересными в доме были парадные или «Золотые комнаты», представляющие собой анфиладу покоев на втором этаже здания и получившие свое название из-за богатого резного позолоченного декора, покрывающего порталы, деревянные щиты над окнами и дверями, наличники, рамы зеркал и мебель.
Следующим владельцем Демидовского дворца и всего владения по Гороховскому переулку стал сын Ивана Ивановича — Николай Иванович Демидов, полностью отошедший от семейного бизнеса и ставший военным. Он дослужился до звания генерала от инфантерии, получив этот чин во времена правления Николая I. После его смерти в 1833 году усадьба была выставлена на продажу, о чем сообщала газета «Московские ведомости»:
«Продается старинный, негорелой, каменный трехэтажный дом, вновь роскошною рукою отделанный со всею полною принадлежностию, все каменное, железом крытое, обширный итальянский и английский сады с фруктовыми деревьями, 4 оранжереи и грунтовый с итальянскими вишнями сарай, все каменное же, в саду пруды, острова, беседки, всяких цветов в большом количестве, кадочных и фруктовых деревьев 2100 и кроме сего до 57 деревьев померанцов, лимонов и апельсинов, состоящий в старой Басманной, против церкви Великомученика Никиты, под №393; видеть можно каждый день утром от 9 до 2 часов пополудни».
Новым владельцем усадьбы Демидовых стал богач-раскольник И.А. Быков. Он был известен своими чудачествами: роскошный дворец был закрыт, тогда как сам владелец жил в каморке привратника у ворот. Так он прожил «…совершенным затворником, выходя на свет божий только для прогулки в лавочку да для того, чтобы собственноручно подмести двор и обширный роскошный сад своего демидовского дворца. И только раз в году, в светлое воскресение после обедни, устраивал он сам себе редкое угощенье: брал ключ, отпирал парадные двери, поднимался по мраморной лестнице, молча обходил анфилады роскошных, богато убранных зал и, кончив обход, запирал их снова до будущего года».
После него усадьба Демидовых еще несколько раз меняла своих владельцев, а в 1858 году весь участок был выкуплен Межевым ведомством для устройства школы межевых топографов. В 1867 году в бывшей усадьбе разместился Константиновский Межевой институт. Сейчас в усадьбе Демидовых находится его наследник — Московский Университет геодезии и картографии, созданный в 1930 году на базе геодезического факультета Межевого института. Сам Межевой институт вел свое происхождение от Землемерного училища, основанного в 1779 году и названного Константиновским в честь родившегося тогда внука императрицы Екатерины II цесаревича Константина. Поэтому именно этот год указан на фасаде здания института, это вовсе не год постройки здания. На фасаде также размещено название советского времени (Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии) и советский герб.
Дом Демидова имел типичную планировку, характерную для того периода, с поэтажным размещением помещений, отвечающих определенным устоявшимся требованиям. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Почти все помещения этого этажа были со сводами и отделаны предельно просто. Второй этаж занимала анфилада парадных комнат. Помещения третьего этажа использовали для повседневных и утилитарных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты, где находилась господская прислуга. Все помещения верхнего этажа были весьма просты и скупы по своей внутренней отделке. Небольшие по размерам комнаты с маленькими окнами были теплые, удобные и уютные. Они были подлинным жильем обитателей дома, где протекала их повседневная жизнь.
Просторный Большой парадный зал, расположенный в восточной половине дома, предназначался для проведения торжественных встреч, балов и приемов. От Большого зала начиналась анфилада парадных комнат, выходящих окнами на главный северный фасад дома: Голубая гостиная, Малиновая гостиная, Парадная спальня и гардеробная. Данная усадьба, и в частности главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII века и позволяет составить представление о том, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени.
Первое помещение, куда мы входим с лестницы, это Столовая. Она находится в центральной части второго этажа и не выходит окнами на главный фасад. Это большой круглый зал (диаметр 6 м), который служил столовой и был удобно связан со всеми помещениями дома. В нишах находятся два бюста Демидовых.
Из столовой одна дверь ведет в Большой зал, а другая в три «золотые комнаты».
Архитектурная композиция «золотых комнат» отмечена рядом общих характерных черт:
• Все комнаты, независимо от величины и назначения, имеют одинаково большие дверные обрамления;
• Лепной орнамент сосредоточен главным образом на карнизах и потолках и создаёт плавный переход от стен к плафону;
• Деревянная резьба покрывает порталы дверей, наличники окон, рамы зеркал и мебель;
• Живопись обогащает и оживляет плафоны (потолок, украшенный живописным или скульптурным изображением) комнат;
• Высокие зеркала заполняют междуоконные простенки.
Стены комнат, двери, украшены ювелирной деревянной резьбой, покрытой натуральным сусальным золотом разных оттенков. Сюжеты резьбы — это легкие перистые травы, вазы, наполненные цветами, лавр, факелы, гирлянды, курильницы, разнообразного вида драпировки и ленты, завитки и розетки. Рисунки этих сюжетов были выполнены самим М. Ф. Казаковым. Совокупность различных приемов и видов резьбы позволило получить множество разнообразных художественных композиций для каждой парадной комнаты. С резьбой сочетается роспись и не менее утонченная лепнина.
Каждой комнате свойственны свои особенности, и вместе с тем все они составляют органическое целое, объединенные расположенными друг против друга дверями. Двери, будучи открыты, давали возможность свободно переходить из одной комнаты в другую, любуясь красотой и изобретательностью их отделки.
Из столовой мы проходим в Голубую гостиную. Эта комната занимает центральное место по фасаду и выходит тремя окнами-дверьми на балкон.
В оконных проемах два венецианских зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в.
Главной особенностью комнаты являются три одинаковых архитектурно оформленных дверных портала. Один вел в столовую, второй в Большой зал.
Третий портал вел в Малиновую гостиную, через него просматривается вся анфилада до третьей комнаты.
Потолок обрамляет богатый лепной фриз.
Этот элемент принадлежит не демидовскому времени, а времени Константиновского межевого института.
Ювелирная резьба очень красива. Стены всех гостиных обиты натуральным шелком, восстановленным на ручных станках XIX века.
Малиновая гостиная — самая большая из сохранившихся комнат анфилады, она отделана изысканнее и богаче. Глубокие дверные проёмы и оконные ниши во всю толщину стены украшены золочёной резьбой. Особый уют комнате придаёт белый мраморный камин с зеркалом в деревянной раме с тонкими резными колонками.
Общий колорит комнаты создаётся из трёх основных цветов:
Белого цвета — в карнизе, плафоне, мраморе камина и фоне резьбы;
Золота – в резьбе;
Темно-красного цвета – штофная обивка стен.
Такое же сочетание прослеживается в и в сохранившейся меблировке комнаты — экране камина, подзеркальниках, креслах с золочёной резьбой на белом фоне и темно-красным штофным шёлком.
Люстра была газовой и на ней есть вентили для регулирования подачи газа.
Резьба над дверным проемом.
Резьба над оконным проемом.
Очень красив наборный паркет. После по этому же образцу был создан паркет для усадьбы Останкино.
Изумрудная гостиная совсем небольшая, она предназначалась для женщин. Стоящая здесь мебель (два кресла, диванчик, банкетка) относится к XVIII веку.
Надо сказать, что с XVIII века эти залы вынесли немало. Одно время прямо в них располагалась коллекция музея, стояли шкафы-стеллажи.
Сергей Бондарчук снимал здесь часть сцен «Войны и мира», в результате чего залы пострадали еще больше. В советские годы в этих залах сидело руководство Института. В 1979 году, в связи с постройкой нового корпуса, ректор принял решение переехать туда. Эти залы были переданы музею и началась их реставрация. В основном, как сказала директор музея, она проходила на деньги учебного заведения, а с наступлением перестройки деньги кончились. Изумрудная гостиная осталась неотреставрированной.
Эти залы много раз посещали различные делегации, известные и богатые люди. Все, кто их видел, говорили, что это не проблема, деньги они выделят, но каждый раз это оставалось обещаниями.
Как-то в Университете выступал с лекцией Виктор Степанович Черномырдин. Он тоже осмотрел залы и сказал, что перечислит необходимую сумму. На это никто уже не обратил внимания. Но уже через несколько дней директору музея позвонил ректор – деньги пришли, можно заказывать реставрацию! Черномырдин тогда уже не был премьер-министром, и деньги перечислил из своих личных средств. Так что теперь и ему мы обязаны прекрасному виду этой комнаты.
Особенно роскошный в Изумрудной гостиной потолок.
Карниз и плафон сплошь покрыты орнаментом и живописью. Многокрасочный овальный венок из садовых и полевых цветов – роз, нарциссов, васильков, тюльпанов и лилий – на фоне светло-голубого неба занимает центр плафона.
Птички — горлицы символизируют женское начало. Лавровая ветвь символизирует, что в жизни у этой горлицы все хорошо. А свёрнутые знамена – что муж у этой горлицы имеет отношение к военным.
Двери имеют свой золотой декор, отличный от других дверей анфилады.
Элементы золотой отделки Изумрудной гостиной.
Большой парадный зал, как я уже писал, предназначался для балов и приемов. Во времена Константиновского института здесь была устроена церковь.
Сейчас в этом зале находится Геодезический музей. Фотографировать в этом музее запрещено. Парадной отделки там не сохранилось.
Геодезический музей располагает уникальной, не имеющей аналогов в стране, коллекцией геодезических инструментов XVII-XX веков, уникальными картографическими произведениями этого периода и библиотекой старинных книг. Девяносто процентов инструментальной коллекции музея являются памятниками науки и техники I категории. Все они выполнены вручную известными русскими и зарубежными мастерами из ценных металлов, эстетически неповторимы и поэтому представляют собой произведения искусства.
Астрономическая коллекция состоит из собрания коллекций астролябий, квадрантов, секстантов, астрономических универсалов, вертикальных кругов, хронометров.
Геодезическая коллекция состоит из коллекций теодолитов, нивелиров, кипрегелей, эккеров, буссолей, гониометров, эклиметров.
Небольшая, но уникальная коллекция старинных карт и атласов также заслуживает высокой оценки.
Еще в одном из залов размещена экспозиция, посвященная исследованию космоса. Три выпускника МИИГАиК стали космонавтами — В.П. Савиных, Ю.П. Гидзенко и В.В. Циблиев.
Второй полёт в космос Савиных в качестве бортинженера на корабле «Союз Т-13» считается самым сложным с технической точки зрения в истории отечественной космонавтики. Сейчас об этом полете снят художественный фильм, который должен был выйти в апреле 2017 года. Но из-за того, что одновременно снят фильм о полете Алексея Леонова, его премьера перенесена на осень. Впоследствии Виктор Петрович Савиных в 1988-2007 годах занимал пост ректора Университета геодезии и картографии.
Сегодня столовая, Голубая, Малиновая и Изумрудная гостиные признаны наиболее сохранившимися дворцовыми интерьерами эпохи русского классицизма, созданными М.Ф. Казаковым и не подверженными влиянию приобретавшего в то время все большую популярность ампира. Здание по историческому значению и декоративному убранству стоит в одном ряду с такими усадьбами, как Останкино и Кусково.
В этом же здании расположен Культурно-исторический центр «Музей С.Т. Аксакова», открытый совсем недавно, в декабре 2016 года. Немногие знают, что писатель Сергей Тимофеевич Аксаков с 1833 года был инспектором Константиновского землемерного училища, а в 1835-1838 – первым директором созданного на его основе Константиновского Межевого института. В своей деятельности на посту директора Аксаков руководствовался благородной целью: чтобы каждый выпускник был «полезным Государству и своему семейству…». Эта мысль писателя и просветителя стала основной при разработке музейной экспозиции.
Музей расположен в алтарной части бывшей институтской церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Сохранился рисунок пола – крест на фоне квадрата.
Не случайна в бывшей церкви современная икона Владимирской Божьей Матери, подаренная Университету великой княгиней Марией Владимировной Романовой.
Благодарю за интересные рассказы руководителей музеев Инессу Борисовну (Геодезический музей) и Варвару Борисовну (Музей Аксакова).
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.