В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

Друзья, нам очень жаль, но вместо анонса экскурсий здесь пока будет информация о том, что в связи с карантином экскурсии отменяются. Правительство Москвы запретило собираться на улице группами любой численности, при этом разрешив собираться в помещении. Конечно, мы могли бы перейти на лекции в помещении, но лучше поберечь здоровье!

На время карантина будем делать онлайн лекции на нашем youtube канале Прогулки по Москве.

Карантин пройдет и мы снова будем гулять по Москве) Оставайтесь с нами!
Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Особняк Ивана Миндовского на Поварской улице. История и интерьеры.

Auto Date Пятница, декабря 15, 2017

mindovsky-cover

В знаменитом особняке Ивана Миндовского на Поварской сейчас проводится первая в его истории масштабная реставрация. Мы решили рассказать о нашем посещении особняка некоторое время назад и тем самым зафиксировать внешний вид здания и его интерьеры до реставрации. Потом оценим, насколько успешно реставраторы справились с задачей.

Прогуляться по особняку и посмотреть интерьеры —>

Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.

Московские особняки, в советское время ставшие посольствами, сильно разнятся по количеству материала о них. Особняк И.А.Миндовского, по мнению многих искусствоведов, является одним из лучших сооружений московского модерна и достойно отражен в литературе. Ему посвящена отдельная книга Марии Нащокиной (Москва, издательство «Жираф», 2003), материалы которой легли в основу данной заметки. Стоит отметить, что редкое посольство может похвастать книгой о своем особняке. Инициатором издания этой книги был бывший посол Новой Зеландии Джим Вейр.

Внешний облик особняка И.А.Миндовского в отличие от многих других, более ранних построек  Кекушева, начисто лишен эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна. Собственно, именно это качество в свое время привлекало к нему симпатии современников и, в конце концов, сделало его хрестоматийным образцом русского модерна, попавшим во все крупные современные публикации об архитектурных памятниках Москвы того времени.

Немного слов об истории строительства.

Сам особняк находится на углу Скарятинского переулка и Поварской улицы. В 1903 году Московским торгово-строительным акционерным обществом Якова Рекка для строительства «под ключ» богатых особняков на продажу была куплена старая дворянская усадьба Волчкова на Поварской. Участок был разделен на две части. Оба дома на нем были выстроены по проекту архитектора Кекушева в 1904 году. Новые особняки заняли углы исторической усадьбы на пересечении Поварской с ограничивающими территорию переулками (№№ 42б, 44). Стилистически здания были подобны – их объединяли формы и приемы модерна, но образно сооружения были совершенно различны. Несомненно, именно в этом состоял коммерческий замысел заказчиков в лице Я.А. Рекка – построенные особняки предлагались покупателям на выбор и были рассчитаны на определенный вкусовой спектр. Несмотря на это, они были проданы не сразу. Особняк на Поварской, 44, в итоге купил крупный текстильный фабрикант И.А.Миндовский, ведший дела на Верхней Волге и в Москве.

Льва Николаевича Кекушева современники считали самым ярким архитектором европейского направления, отказывая в этом даже Шехтелю. Блестящий эрудит, знаток мирового искусства, отличный рисовальщик и мастер историко-архитектурных стилизаций. Для фабриканта Грачёва он построил виллу в Ховрине – вариацию на тему казино в Монте-Карло, возведённого французом Шарлем Гарнье. Своему собственному дому в Глазовском переулке придал черты брюссельского отеля «Тассель» — детища Виктора Орта, основоположника бельгийского ар нуво. А когда в 1899 году был проведён международный конкурс на строительство отеля мирового уровня, каким должен был стать «Метрополь», Кекушев получил первую премию, хотя рассматривались по меньшей мере 20 проектов, в том числе лондонские и парижские.

Особняк оформляет угол переулка и улицы, и фасады его решены в разных художественных приемах.

Особняк Миндовского на Поварской t2r

Так, композиционный центр фасада на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, увитым, как волной, цветами и листьями мака.

t3r

Над окном полукруглое панно, изображающее фигурки детей, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства. Один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги – аллегориями искусств. Панно накрыто крупной волной арочного аттика. Раньше аттик венчала статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, у ног которой играли дети, однако она была утрачена, но её обещают восстановить в ходе реставрации.

t4r

Справа полукруглым объемом выделен зимний сад, с почти сплошным застеклением, для максимального использования солнечного света.

t5

Причем первоначально остекление было совершенно уникальным – его составляли стекла с характерным модернистским орнаментом, выполненным в технике кислотного травления. К сожалению, большинство стекол утрачено в войну, сейчас осталось лишь несколько штук. Считается, что такая деталь отделки более нигде в Москве не встречается.

t6

Обратим внимание на ограду

t6ff

Вход в особняк – с заднего хозяйственного двора. На него ведут красивые ворота, створки которых – крылья бабочки, что характерно для эстетики символизма. А освещают их светильники – жуки-светлячки. На фронтоне конюшни – изящная голова лошади, сейчас в этом здании находится гараж.

t7 t8r

На задний дворовый фасад выходит витражное окно большой лестницы. Сверху – стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над Лорелеей с опущенными глазами.

t9r t10r

Второй этаж особняка был сделан парадным. Зодчий обошелся без темных коридоров или переходов – все помещения имеют окна на улицу. Учитывая неопределенность вкусов воображаемого п