Московский телеграф: история, современность, интерьеры и крыша с часами
Первая телеграфная станция в Москве была открыта 1 октября 1852 года в здании Николаевского (сейчас – Ленинградский) вокзала. Потом — в одном из зданий кремля, дальше — там же, где и почтамт на Мясницкой.
На Тверскую центральный Телеграф перебирается в 1920-е годы. История участка на Тверской богатая, да и само здание примечательное.
Сегодня мы изучаем историю Газетного переулка, гуляем по зданию центрального телеграфа, забираемся на крышу, смотрим часы изнутри и многое другое —>
В середине 18 века здесь стояла дворянская усадьба, принадлежавшая генерал-прокурору сената князю Н.Ю. Трубецкому, потом – межевая канцелярия, а в 1788 году по указу Екатерины II тут разместилась университетская типография, словолитня и книжная лавка, которыми заведовал известный масон, просветитель и книгоиздатель Н.И. Новиков.
Для этих нужд дом Трубецкого был перестроен в стиле классицизма Матвеем Казаковым, который оформил угол дома узнаваемой на всех дореволюционных фотографиях ротондой. В 1791 году сюда въезжает университетский благородный пансион, учебное заведение для дворянский детей, в котором учились, например, Лермонтов и Грибоедов, а также многие другие известные люди тех времён. Однажды, в 1830 году, Николай I заглянул в пансион, и увидел на мраморной доске выбитые золотыми буквами имена декабристов. Конечно же, просто так это он не оставил, и преобразовал пансион в 1-ю дворянскую гимназию с жёсткими порядками и военным делом. Через некоторое время дом продают купцам, и к концу 19 века он весь обрастает рекламными вывесками:
В 1910-е годы участок выкупает страховое общество «Россия», и затевает строительство очередного комплекса доходных домов, на этот раз гораздо большего, чем предыдущие:
В 1915 году эти дома даже начали строить, успели возвести стены двух нижних этажей, но первая мировая война и революция остановили строительство:
И уже в 1922 году остов передают телеграфу, в 1925 году были произведены работы по проектированию, а в 1926 приступили к строительству здания по проекту архитектора Ивана Рерберга, автора Киевского вокзала:
И в этом проекте чувствуется, что Рерберг – мастер дореволюционного неоклассицизма, здание ближе к архитектуре 1910-х годов, чем к конструктивизму:
Особенно в деталях, и это конец 1920-х. Фонари, как будто из эпохи модерна:
Строилось здание ещё на узкой, нерасширенной Тверской, и было вписано именно в её застройку:
Общий вид старой Тверской. Ближайшее здание с башенкой стоит на углу с Камергерским переулком:
В то же время, и после расширения оказалось соразмерно «сталинкам»:
Интересны некоторые детали, например ранний вариант советского герба, где глобус окружают колосья, а серп и молот – по краям.
Фото 2010 г., когда глобус еще был советским стеклянным, в этом же году его «реконструировали» и заменили пластиковым:
Здание построили быстро, за полтора года, по всем новым технологиям, к 1927 году оно уже было готово. Общая площадь помещения – 60 тыс. кв. м. Пару лет телеграф оснащали различным оборудованием, и к 1929 году всё было готово. Официально здание называлось «Дом связи имени В. Н. Подбельского».
С задней части телеграфа сохранились балконы. Изначально для руководства советского телеграфа в самом здании были предусмотрены квартиры.
В 1930-е годы из здания телеграфа вещало Всесоюзное радио, и именно отсюда Юрием Левитаном было объявлено о начале войны 22 июня 1941 года. Правда, на протяжении всей войны Юрий Левитан вещал не отсюда, был эвакуирован сначала в Свердловск (Екатеринбург), а затем в 1943 г. в Куйбышев (Самара).
Заходим внутрь здания телеграфа, сейчас здесь офисы и общественное пространство для лекций и мероприятий:
Так выглядят интерьеры двух верхних этажей, бывшие машинные залы. Огромные пространства, большие окна, высокие потолки и все конструкции на виду. Создатель здания, Иван Рерберг, был не только архитектором, но и талантливым инженером, он применил конструкции из монолитного бетона. Причём, прочность позволяла достроить ещё два этажа, что хотели сделать к Олимпиаде 1980 года, но в итоге построили новое здание телеграфа рядом, между Никитским и Газетным переулками, дальше от Тверской.
Все конструктивные особенности видны в круглом барабане.
В бывших машинных залах сейчас офисы и «коворкинг» на 100 рабочих мест.
Клейма на кирпичах 1920-х годов.
М.С.Н.Х. Моссиликат — Московский Совет Народного Хозяйства и завод Моссиликат, основанный в 1928 г. в трест «МОССИЛИКАТ» входило множество кирпичных заводов ближнего Подмосковья.
Всё это были национализированные большевиками заводы известных кирпичных производителей: братьев Жоховых (с.Кудиново), Мигунова (ст. Домодедово), В.И Якунчикова и Ф.А. Шейкина (п. Одинцово), В.И. Соломатина (ст. Белые Столбы) и других.
Самое интересное на чердаке – это часы.
Часы эти немецкие, дореволюционные, явно откуда-то реквизированы. Очень вероятно, что фирмы Weule (Войле).
Директор музея телеграфа Владимир Цукор и часовой механизм, который нужно заводить раз в неделю.
Механизм, типичный для башенных часов.
На чердаке для ориентирования еще с советских времен подписано вдоль какой улицы идет та или иная стена
Часы расположены на углу Тверской улицы и Никитского переулка.
Сохранились правила эксплуатации часов.
Так выглядят угол с часами с улицы. Интересно, что цифра четыре не привычная римская «IV», а «IIII». Что интересно, повсеместно записывать число «четыре» как «IV» стали только в XIX веке, до этого наиболее часто писали «IIII», но на некоторых часах и в ХХ веке использовали старый вариант «IIII», возможно для того, чтобы визуально было больше симметрии с VIII.
Часовой бой осуществляется колоколом, стоящим на крыше. Бьёт он каждый час, но его почти не слышно, изначально он бил громче, но по жалобам местных жителей, в 1930-е годы его сделали тише.
Колокол тоже старинный, изготовлен колокольным заводом Самгиных, одним из известнейших в России заводом, располагавшимся в районе Каланчёвки. Явно снят с какой-нибудь закрытой или снесённой церкви.
Вид с крыши Телеграфа на Тверскую.
В советское время здание телеграфа превратилось в декорацию для советской символики, флагов, портретов вождей пролетариата и прочих членов политбюро во время праздничных иллюминаций, да и не только.
А это уже перестроечные времена, 1989-90.
В настоящее время «Центральный телеграф» основное внимание уделяет производству и реализации телекоммуникационных услуг для населения. Компания устанавливает домашние телефоны в городах Подмосковья и в новостройках Москвы, организует выделенный доступ к сети Интернет.
Над публикацией работали: Александр Иванов, Александр Усольцев