В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


20 апреля, четверг
19:00 Сретенка и ее переулки

Место встречи: м. «Сухаревская», из стеклянных дверей налево, около Макдоналдса

21 апреля, пятница
19:00 От Крутицкого подворья до Таганки

Место встречи: м. «Пролетарская», последний вагон из центра, далее налево до конца, потом на право, у входа в "Il Patio" (3-ий Крутицкий переулок, д. 13 с. 2)

22 апреля, суббота
15:00 Остоженка и её переулки. Часть 2

Место встречи: м. «Парк культуры» (радиальная), около выхода из метро

23 апреля, воскресенье
15:00 Китай-город - 1: Никольская улица и ее дворы

Место встречи: у выхода из метро «Театральная» и «Площадь Революции» (на Театральную площадь)



Подробное расписание экскурсий смотрите на http://moscoww.ru

/


Гостиница Националь: краткая история и интерьеры

Auto Date Пятница, февраля 5, 2016

00

Незадолго до нового года нам посчастливилось отснять одну из самых старых и шикарных гостиниц города — «Националь».

Гостиница «Национальная» была построена в 1902-03 годах по проекту архитектора Александра Иванова, в качестве заказчика и спонсора выступило Варваринское акционерное общество. На момент открытия это была самая дорогая, престижная, современная и технически оснащённая гостиница.

В этой публикации мы прогуляемся по холлам и номерам гостиницы, а также коротко расскажем о ее истории —>

Во все времена в гостинице останавливались соответствующие ей гости – представители государственной власти, важные иностранные господа и знаменитости. Бесконечные генерал-губернаторы, предводители дворянских собраний. Но самый известный гость первых лет гостиницы, вовсе не чиновник, а композитор — Римский-Корсаков.

После революции гостиница превратилась в 1-й Дом советов, фактически в общежитие для советских чиновников. За одни лишь 1920-е годы была утрачена большая часть мебели и былого великолепия интерьеров. С 1930-х годов это снова гостиница, уже под привычным именем «Националь», в её номера завезены сотни единиц антикварной мебели, реквизированной из богатых дворцов царской эпохи. Но масштабный ремонт и реставрацию провели в ней только в начале 1990-х годов. В ходе реставрации все помещения гостиницы привели максимально близко к изначальному виду. Пройдёмся по гостинице и посмотрим, что там внутри, что изменилось за 113 лет, и кто имел честь жить в её номерах.

01
Оформление лифтов в главном холле гостиницы. Лифт для 1902 года – небывалая роскошь и новшество, самые первые электрические лифты в Москве появились за год до этого, в 1901 году.

Нельзя сказать, что гостиница «Националь» – это здание в стиле модерн. Всё-таки это эклектика, архитектор Александр Иванов, который её строил, даже в эпоху модерна остался верным смешению стилей, это архитектор петербургской школы, он жил в северной столице и построил там более 60 домов, начиная с 1870-х годов, и только в 1890-е приехал в Москву. Даже в расцвет модерна он в своих проектах использовал только детали новомодного стиля. Гостиница «Националь» по своей композиции близка к классицизму, а по декору это яркая смесь классицизма, барокко, французского ренессанса и модерна. Больше всего модерна в кованных решётках балконов, мозаичном панно вверху угловой части здания, а в интерьере это прежде всего ограды парадных лестниц.

02
Парадных лестниц было две: главная – со стороны Моховой улицы. Ограда лестницы в стиле модерн, отсылающая к франко-бельгийскому ар-нуво – гордость «Националя», и один из главных символов гостиницы.

03
Смотрим с лестницы в сторону входа. Композиция холла навевает петербургской неоклассикой, многие парадные Питера оформлены похожим образом, и с атлантами. Корни архитектора дают о себе знать. Кстати, деревянный тамбур при входе частично подлинный.

04
Взгляд вверх на лестничные пролёты, украшенные к Новому году.

05
В 1990-е годы долго не могли придумать логотип бренда гостиницы. И внезапно обнаружили чудом сохранившийся фужер с вензелем гостиницы из сплетения русской буквы и H и латинской N. Логотип был готов, ничего нового придумывать было не нужно. В итоге вензель начала 20 века лёг в основу нового фирменного стиля гостиницы, он теперь везде – и на костюмах персонала, и в рекламных буклетах, и на всех вывесках.

06
Новое пространство кафе на первом этаже возникло в 1990-е годы. До реконструкции это был двор-колодец, со всех сторон окружённый корпусами гостиницы.

07
Растительный декор парадной лестницы тоже довольно характерная деталь эпохи модерна, но по композиции он все же ближе к классицизму.

08
Ещё один повод для радости – сохранившиеся витражи 1902 года в стиле модерн, украшающие окна парадной лестницы. Все они подлинные, утрачена в советское время только центральная часть окон. В Питере таких ещё довольно много сохраняется в парадных доходных домов, для Москвы это, увы, большая редкость.

09

Один из залов ресторана на втором этаже гостиницы. Здесь почти вся отделка утрачена в советское время, в 1930-е годы это была обычная столовая. По сохранившимся следам всё восстановлено в процессе реставрации, включая цветовую гамму стен и потолков.

10
Местный артефакт – подлинные радиаторы отопления начала 20 века.

11
Вида, который сейчас открывается из ресторана со второго этажа, изначально не было. До 1930-х годов на месте Манежной площади стоял целый квартал старой застройки, в том числе пятиэтажные корпуса гостиницы Лоскутная. Она-то и закрывала вид на Кремль из Националя.

12
Вид их верхних этажей «Национальной» в начале 20 века. Между домами – узкая Тверская, а вдалеке за крышами проглядывают верхушки Исторического музея и острая крыша Городской Думы (бывшего Музей Ленина, ныне еще одного здания Исторического музея).

13
Кухня до революции находилась на шестом этаже, чтобы запахи еды не распространялись по всей гостинице, а блюда транспортировались в ресторан на втором этаже с помощью специального подъёмника — «машины для опускания кушаний».

14
В окне справа видна новодельная гостиница «Москва». Считается, что художник Андрей Иогансон набросал вид гостиницы, сидя в одном из залов ресторана на первом этаже гостиницы, позже превратив рисунок в этикетку водки «Столичная».

15
Зал на втором этаже с окнами в сторону Тверской, — это памятник уже советской эпохи, времён «развитого социализма», 1975-76 годы. Авторы лепнины и росписей – художники И.В. Николаев и М.М. Дедова-Дзедушинская.

16
Оформление явно отсылает в эпоху сталинского ампира, но здесь это всё специально сделано наивно и по-детски. И не просто так, здесь в 1970-е годы была идея устроить детское кафе.

17
Фрагмент под названием «Карнавал», автор – Марина Дедова-Дзедушинская.

18
Соседний, угловой зал, оформленный теми же художниками, до революции занимал магазин меховых изделий и швейных принадлежностей братьев Петуховых. В магазин вела отдельная лестница с первого этажа, со стороны Тверской. Сейчас это вторая парадная «Националя».

19
В залах и номерах «Националя» содержится огромное количество антиквариата. Однако сейчас сложно сказать, откуда взялся каждый из артефактов, вот этот рыцарь, например. В 1930-е годы тысячи единиц реквизированы из дореволюционных барских домов, усадеб дворян и купцов. Всё это раздали по советским гостиницам и учреждениям.

20
Коридоры второго этажа.

21
Двери, их отделка и орнамент с номером на стекле полностью восстановлены именно так, как было в 1903 году.

22
Некоторые из знаменитостей, останавливавшихся в разное время в Национале – Катрин Денёв, балерина Анна Павлова, футболист Пеле, гонщик Дэвид Кулхард и Ален Дэлон. Портретами увешана вся стена в одном из коридоров.

После революции, в марте 1918 года из Петрограда в Москву переехало советское правительство. В первом поезде ехали Ленин, Крупская, Мария Ульянова и Бонч-Бруевич с женой. Их поселили в номерах «Национальной». Партийных деятелей из второго поезда определили в «Метрополь». Перед прибытием партийной верхушки в Москву из гостиницы выселили всех постояльцев и выставили охрану. Номер 107, в котором поселили Ленина с Крупской, охраняли латышские стрелки из Смольного.

23
Это кабинет и спальня Владимира Ильича Ленина. Мебель в номере антикварная, но не из Националя, а, опять же, из дворцов и усадеб, ввезённая в 1930-е годы. Причём в этом номере часть предметов аж из царских дворцов Петербурга. Круглый стол имеет штамп Царскосельского дворцового управления., а письменный стол с выдвижными ящиками – клеймо Аничкова дворца. Подлинная мебель из «Национальной», увы, не пережила 1920-е годы, значительная её часть ещё и пошла на дрова для отопления.

24
В этой комнате спали Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова.

25
Неоклассический орнамент, восстановленный в ходе реконструкции в 1990-е годы, восстановленный по следам, обнаруженным под несколькими слоями советских обоев. Подобные орнаментальные пояса украшали все номера гостиницы, только рисунок их в каждом номере разный.

25_1
В каждой комнате разный орнамент.

Кроме вождя пролетариата, в бывшей «Национальной» успели пожить в те дни: Свердлов, Троцкий, Луначарский, Цюрупа, Будённый, Ворошилов и Сталин. 19 марта 1918 года, через неделю после приезда, всех партийных лидеров, вместе с Лениным переселили в Кремль, в скором порядке почищенный и подлатанный после революционных боёв.

26
Ванная в номере 107 теперь новая. Подлинные ванные были по нынешним меркам маленькие и неудобные, однако для начала 20 века – роскошь небывалая. Всеми этими удобствами «Национальная» и выигрывала у остальных, лидирующих в то время гостиниц. Лоскутная, Большая Московская, Париж, Лувр-Мадрид, Дрезден, — все они были построены ещё до проведения канализации в Москве, и в большинстве случаев не имели сантехнического оборудования и ванных. Да и «Национальной» только 13 самых дорогих номеров имели ватер-клозеты и ванные. Остальные гости пользовались 49 санузлами на этажах.

27
Коридор третьего этажа.

После переезда правительства в Кремль «Национальную» переименовали в 1-й Дом Советов. Все магазины 1-го и 2-го этажа были закрыты, ресторан превратился в столовую. Делегаты съездов Советов, приехавшие, вроде как, на время, уезжать отсюда не хотели. Члены Коммунистической партии Финляндии, работники аппарата Государственного Контроля, члены Малого Совета Народных Комиссаров, перечислять их должности можно ещё долго, но фамилии вряд-ли кому-то о чём-то говорят в наше время: Фрумкин, Минкин, Галкин, Карамясов, Рославец и т д. Из известных людей можно вспомнить Молотова и Кагановича. Постепенно номера гостиницы переполнялись, партийные деятели низших чинов приглашали свою родню и друзей, все хотели здесь остаться, в итоге гостиница превратилась в сплошной хаос и беспорядок.

Вот, что писал в отчёте после проверки член комиссии Г.П. Маурин: «Осматривая 1-й Дом Советов ВЦИК, его склады с продуктами, кладовые с инвентарем и кухню, где готовится обед, я нашел и был прямо-таки поражен всей бесхозяйственностью лиц, поставленных в этом учреждении. Кухня, где готовится кушанье, представляет из себя, если войти от 10 часов утра до 1 дня, сплошное болото или помойную яму. На полу сплошняком лежат отбросы от продуктов, как-то: корки от очистки картофеля и листья от капусты, и все это в достаточной мере пропитано грязью.
…туши мяса и рыбы лежат на открытом дворе под навесом, подвергаясь обветриванию и порче. Та же участь постигает и картофель, которого 1000 пудов в мешках составлены в общую груду и представляют из себя свалку испорченных продуктов».

И только в 1930-е годы всё изменилось, всех большевиков выселили, и 1-й Дом Советов снова превратился в гостиницу «Националь».

Вернёмся к осмотру лучших номеров гостиницы.

28
Это 115 номер, носивший до революции имя «Гостиная Людовика XV». Мебель из карельской берёзы, завезённая сюда в 1930-е годы, была изготовлена в начале 20 века на известной фабрике П.Н. Шмидта. Изначально в этом номере, как и во всех номерах третьего и четвёртого этажа была мебель из красного дерева, с фабрики Мельцера, законодателя мебельной моды Петербурга и поставщика Императорского двора. На пятом и шестом этажах стояла мебель из светлого и морёного дуба. Восстановлена первоначальная отделка стен штофом – тканью розовых тонов. При реставрации оказалось, что верхний карниз был ещё и деревянной конструкцией крепления шелкового штофа.

29
Самая значительная реликвия из 115 номера – французская ваза начала 19 века с изображениями Наполеона и его жены Жозефины. Жозефина смотрит в угол, и раз в две недели вазу поворачивают на 180 градусов, чтобы всё было по-честному. В эпоху «перестройки», когда из гостиницы вывозили имущество, легендарная ваза пропадала. Уголовный розыск бросил все силы на её поиски, и вскоре в милицию позвонил истопник одной из московских котельных. Оказалось, что его друг, бывший сотрудник гостиницы прятал эту вазу у него в котельной. Вора поймали, а вазу вернули на место.

30
Сейчас этот номер относится к классу президентский люкс. До революции в таких номерах останавливались члены королевских семей, иностранные дипломаты, министры царского правительства. В 1913 году тут проживал дядя Николая II, великий князь Александр Михайлович, тесть Феликса Юсупова. А в 1918 г. именно в этом номере разместился Яков Свердлов — председатель ВЦИК, один из людей, принимавших решение о расстреле царской семьи.

31
Рояль 19 века немецкой фирмы Rud Ibach Sohn.

32
Живописное панно «Триумф Юноны» сохранилось с 1902 года, в 1990-е отреставрировано.

34
А в спальне мебель уже современная, стилизованная под старину.

35

Во времена сталинских репрессий многие номера прослушивались. Однажды писатель Михаил Шолохов стал случайной жертвой прослушки. Обычно, приезжая в Москву, он останавливался в «Национале». В 1938 году разыгрался роман писателя с женой «железного наркома» Николая Ежова. Евгения Ежова навещала автора «Тихого Дона» именно в номерах этой гостиницы. И самое интересное то, что запись с прослушки через чекистов попадала прямиком к наркому Ежову.

36
Ещё один номер, достойный внимания – 177. Мебель тоже вся антикварная, привезённая из богатых усадеб.

37
Контраст.

38

 

39
Стоит приглядеться к деталям кровати.

40
Её спинки украшены бараньими головами.

41
Кровать с баранами, а шкаф с лебедями в капителях.

42
Сверху пояс восстановленных фрагментов декора в стиле модерн. Тёмный прямоугольник – это расчищенная подлинная роспись, по ней и были восстановлены все остальные. Потемнел подлинный фрагмент от времени, изначально он был таким, как все остальные сейчас – более светлым.

43
Подлинный и восстановленный фрагменты.

44
Столик в гостиной.

45
В гостиной комнате декор представлен мастями игральных карт. И тут тоже сохранили подлинный, потемневший фрагмент.

46
Коридор четвёртого этажа.

Дальше — очередной Президентский люкс, угловой номер 210 на четвёртом этаже.

47
В 2007 году в этом номере останавливался президент Франции Николя Саркози.

48
Картина «Вакх на деревянном велосипеде», относится к изначальной отделке гостиницы, недавно отреставрирована.

49
Детали мебели номера 210.

50

 

51
Этот номер трёхкомнатный, по бокам от главной угловой комнаты расположены ещё две, с окнами на Моховую и Тверскую. В 1920-е годы в угловой комнате жила семья товарища Кропоткина и стояло 10 кроватей.

52
Комната с окном на Моховую. В этой комнате жила уже другая семья. Фактически каждый номер в 1920-е годы представлял собой коммуналку.

53
А эта выходит на Тверскую. В таких небольших комнатах могли во времена 1-го Дома Советов жить охранники или подчинённые больших начальников.

В ходе реставрации «Националя» в 1990-е годы с 3-го по 6-й этаж восстановлено 120 номеров, их максимально привели к изначальному виду.

54
Самый верхний витраж отличается от всех остальных.

55
Его фрагмент.

56
Коридоры шестого этажа и богатая растительная лепнина.

57
Смесь рококо и модерна.

58
И в завершение – кадр из зала ресепшн, на первом этаже.

Над публикацией работали:
текст: Александр Иванов
фото: Александр Усольцев

Комментировать с помощью Facebook: