Самый интересный стрит-арт 2019 года в Москве
Наступил февраль, но мы продолжаем подводить итоги года. Представляем наш традиционный обзор новых рисунков в столице. На прошлой неделе мы уже показывали нелегальный стрит-арт 2019 года, на этой же неделе публикуем самые интересные работы, сделанные легально.
Посмотреть стрит-арт —>
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Прошедший 2019 год для столичного уличного искусства прежде всего запомнился принятием постановления Правительства Москвы от 16 июля 2019 года №877-ПП. Оно имеет длинное название «О нанесении надписей, изображений путем покраски, наклейки, росписи в технике «граффити» и иными способами на внешние поверхности нежилых зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов в городе Москве». Согласно постановлению, теперь в столице допускается размещение росписей в технике «граффити» (терминология документа – В.) исключительно таких, которые популяризируют выдающихся личностей, исторические события, науку, спорт, искусство. Размещение изображений на другие тематики запрещено, включая запрет на обычную рекламу, социальную рекламу, политическую рекламу, спонсорскую рекламу и логотипы.
Хотелось как лучше, намеревались поставить заслон рекламе на фасадах, размещаемой под видом росписей. Однако Постановление предусматривает долгую процедуру согласования новых рисунков, и не факт, что многие захотят пройти этот путь. А печальные последствия изданного документа появились уже осенью. Немногочисленные оставшиеся в столице рисунки мастеров стрит-арта стали считаться несогласованными и начали подвергаться тотальному закрашиванию. Власти пока заявили только об одном исключении, не планируется закрашивать работу бразильского художника Эдуардо Кобра с Плисецкой на Большой Дмитровке, выполненную в 2013 году. Ведь в 2015 году в честь Майи Михайловны был назван близлежащий сквер. Еще через год в этом сквере был открыт памятник выдающейся балерине.
Замечу, что это постановление и его последствия достаточно подробно обсуждались в интернете. Впрочем, цель нашего сегодняшнего обзора иная. Расскажем и покажем, не что потеряла Москва в прошедшем году, а что нового появилось в ней. Будем показывать стрит-арт в хронологическом порядке.
В начале апреля известные художники Aber & Pokras Lampas приняли участие в арт-проекте, приуроченном к ежегодному Московскому велофестивалю, который в этом году был намечен на май. На стене дома по Троицкой улице (у Садового кольца) художники создали масштабный мурал в поддержку велодвижения. Арт-объект представляет собой изображение велосипедного колеса, через которое, по задумке авторов, «прорывается небывалая сила». Поясню, поскольку сразу прочесть невозможно, в круговые символы заключены фразы, ставшие манифестом проекта: «Мы создаем город будущего», «Вдохновляй» и «Новая велосипедная культура».
Мурал был согласован по действовавшему в то время порядку. Но есть люди, которые правил не признают, и через несколько дней фасад был испорчен. Неизвестный нанес в нижней части рисунка зеленый «смайлик» заправленным краской огнетушителем. Через несколько дней свою руку приложила команда «Зачем».
Впрочем, через некоторое время мурал был восстановлен, но уже не в первоначальном виде.
С улицы двинемся в арт-кластер. Апрель, дизайн-завод Flacon. Рисунок Fet.
Некоторые работы майского фестиваля «Просто», тоже на «Флаконе». Автор Rusa
Zmogk
Приглашенная звезда, Fanakapan (Великобритания).
Еще один фестиваль, Urban Fest, тоже на «Флаконе», и тоже в мае.
Stock
Koma
Eisma
Korea
Maksow
Ansy & Hols
1 июня в рамках благотворительной акции «Дом с маяком» мастер трехмерного рисунка Shozy нарисовал маяк у Усачевского рынка. Когда я через три дня приехал его фотографировать, он уже немного стёрся из-за автомобилей и пешеходов.
Июнь. Bip (США) на Трехгорной мануфактуре.
Его же работа в Кривоколенном переулке.
Июль. Оформление у итальянского ресторана в 4-м Вятском переулке. N888K (Николай Николаев) иронично обыграл известные итальянские символы. Замечу, рисунков там значительно больше.
Июль. Группа Zuk Club в Холодильном переулке у метро «Тульская». Рисунок называется «Homard» (омар) и выполнен к фестивалю Everart weekend.
Кошки и котята на будке у метро «Юго-Западная», автор Znack, сентябрь.
Кошка, собака, ребенок – стандартный трогательный набор. Оформление во дворе у метро «Тропарево», авторы esat78b (братья Ерофеевы), октябрь.
Дима Slash, у резиденции «Time for Art» (Шоссе Энтузиастов), октябрь.
Вова Nootk изобразил своих любимых персонажей. Довольно длинная стена расположена на улице Энгельса (метро «Бауманская»), октябрь.
В 2019 году продолжали появляться муралы на фасадах торгового центра «Атриум» у Курского вокзала, в самом центре столицы. Проект ARTRIUM был организован командой ТЦ «Атриум» совместно с британским меценатом и основателем Gumball Foundation Максимилианом Купером. По их замыслу, проект ARTRIUM должен вывести Москву на уровень других мегаполисов, где стрит-арт уже давно стал неотъемлемой частью городского облика. В проекте за два года поучаствовали многие всемирно известные художники. Надеемся, что их работы не закрасят.
Inti (Чили), июнь.
Drew Merritt (США), июнь.
Rabi (США), июнь.
Вместе с рисунком 2018 года от Tristan Eaton (США) получился триптих на космическую тему.
Bond Truluv (Германия), август.
Автор 1010. Тоже в августе и тоже из Германии.
Французский дуэт MonkeyBird Crew завершил программу в октябре.
Выдумщик и мастер креатива Zoom из Москвы. На этот раз — 40 000 сухариков в кафе на Большой Семеновской, ноябрь.
Нельзя не отметить инициативу железнодорожного ведомства. В декабре, к 10-летию запуска «Сапсана» между Москвой и Петербургом, оно открыло двери Ленинградского вокзала современному искусству. Здесь его увидят миллионы человек. Это не преувеличение, по данным за 2018 год, годовой пассажиропоток вокзала 27 миллионов (пригородное сообщение) и 12 миллионов (дальнее следование).
Оформление было доверено известному художнику Дмитрию Aske. С инициативой размещения работ изначально выступил Фонд развития науки и культуры «Таволга», который впоследствии привлек к этому проекту коллег из творческого объединения «АРТМОССФЕРА» в качестве соорганизаторов проекта. Две работы размещены на платформе, куда прибывает «Сапсан».
На самом вокзале размещено громадное мозаичное панно из окрашенного дерева. Оно называется «Счастливый билет» и показывает связь между людьми из разных городов, которую осуществляет железная дорога.
Приемка работы Дмитрия Aske. Генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Валентинович Белозёров внимательно слушает пояснения.
И еще одно событие ушедшего года, которое никак нельзя обойти. В декабре издана «Энциклопедия российского уличного искусства». Работа над 312-страничной книгой велась в течение двух лет. В ней есть хронология событий отечественного уличного искусства (с 1980-х до сегодняшнего дня), глоссарий основных терминов, относящихся к граффити и стрит-арту. Основной раздел энциклопедии содержит биографические статьи о 187 российских художниках и командах, работающих в поле уличного искусства сегодня или начинавших свой путь с граффити. Издание хорошо иллюстрировано.
Над энциклопедией работала редколлегия под руководством Творческого объединения «АРТМОССФЕРА» и продюсеры издания — проектная группа «8 линий». Книга выпущена на средства благотворительного фонда «ОМК-Участие», организатора ежегодного фестиваля городской культуры «Арт-Овраг» в Выксе Нижегородской области.
Подобная энциклопедия издана впервые. На фотографии – радостные члены редколлегии.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора. (46 фото).