В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Галерея Amour Breton, год спустя (часть 1)

Auto Date Четверг, января 17, 2019

breton-cover

О великолепной галерее Amour Breton, находящейся в Подмосковье, мы уже писали на нашем сайте в феврале 2018 года (ссылка). Сегодня мы снова отправимся туда и посмотрим, что в ней изменилось за прошедший год. Напомним, что это самая крупная коллекция бретонского искусства в Европе!

Прогуляться по галерее и посмотреть экспонаты —>

Далее передаем слово нашему автору Василию П. Все фото также его авторства.

Наш второй визит в галерею Amour Breton состоялся в конце 2018 года. Весь прошлый год она готовилась к открытию: был возведен второй корпус, полным ходом идет строительство гостевой зоны. Но самое главное, изменения коснулись самой галереи. Появилось много новых экспонатов, а старые поменяли свои места. Так что мы сочли целесообразным еще раз прогуляться по всем её залам. 

Прежде чем рассказать о галерее, немного о самой Бретани. Бретань (Bretagne) – это регион на западе Франции, отделенный от Англии водами Ла-Манша и с трех сторон омываемый Атлантическим океаном. Именно здесь, в местечке Лок Марья, зародилось производство самобытной керамики, которое позже обрело известность не только во Франции, но и во всем мире. Сейчас Лок Марья – это квартал в популярном у туристов городе Кемпер.

Первая фабрика по производству фаянса появилась здесь в конце XVII века. Поначалу кемперский фаянс не отличался оригинальностью, будучи утилитарным: повседневная посуда, курительные трубки, предметы религиозного культа.

То, что позднее сделает его уникальным, это поэзия народного быта бретонцев – архаичного, устойчивого к веяниям индустриального века, переданная кистью самобытных художников. С конца XIX века кемперский фаянс стали украшать бретонскими мотивами. Начало этому положил художник Альфред Бо (Alfred Beau, 1823-1906). Его творчество подарило мануфактуре Поркье и многим последователям стиля более 200 сюжетов из бретонской жизни, изображенных на керамике с удивительным обаянием, тонким юмором и любовью к родной культуре.

Сильный духом, свободолюбивый, работяга и весельчак, моряк и крестьянин, то есть простой бретонец – главный герой сюжетов Альфреда Бо. Неважно, это деревенская свадьба или городская ярмарка, религиозное шествие или посиделки в кабачке. Художник сумел наполнить сцены живым присутствием.

DSC08781 

С течением времени кемперский фаянс обрел свое лицо и получил, наконец, полное признание на Международной выставке в Париже в 1878 году. К началу ХХ века в Кемпере работали три крупных фабрики фаянса, чьи бренды были известны во всей Франции – HB (Grande Maison de la Hubaudière), PB (Porquier-Beau) и HR (Henriot). Сейчас фаянс в Кемпере тоже производятся, но компания-производитель в результате слияния осталась одна, «HB-Henriot». Индустриализация и новые технологии практически не отразились на производстве этого фаянса, по-прежнему это ручная работа на каждом этапе. Но все же современным мастерам при имитации старинных сюжетов уже никогда не удастся наполнить их таким живым присутствием, как это делали современники ушедшей эпохи.

Поэтому настоящую ценность представляют именно антикварные изделия. Предметом коллекционирования является бретонский фаянс периода, когда он приобрел художественную ценность, то есть с 1875 года и примерно по 1920 год, когда в силу объективных причин начался упадок производства.

По всему миру живут коллекционеры именно этого фаянса, но в России их долгое время не было. И вот на 43-м Российском антикварном салоне в Центральном Доме художника в Москве в октябре 2017 года приняла участие неизвестная доселе галерея «Amour Breton». Ей была представлена экспозиция антикварных предметов искусства, включающая в себя более двухсот изысканных изделий конца XIX века из фаянса, созданных в Кемпере. Собрал коллекцию известный бизнесмен Евгений Александрович Плясов. Он же построил для ее размещения специальное помещение в Истринском районе Подмосковья. И хотя для полноценного посещения галерея пока не открыта (это предполагается сделать в текущем году), весь прошлый год по договоренности её посещали специалисты в области керамики, антиквариата, музейные работники и просто сборные группы от некоторых организаторов. 

Галерея сегодня — это большое прекрасно отделанное помещение, где пространство разделено на условные комнаты, которые полностью обставлены старинной бретонской мебелью, с сервированными столами, светильниками, картинами, фаянсом. Продумано освещение, к опущенным рамам из деревянных балок над столами в центре комнат крепятся бретонские светильники, присутствует и точечная подсветка. Надо сказать, что со времени нашего прошлого визита освещение было заменено полностью, теперь фотографировать здесь – одно удовольствие. 

 

DSC08775

DSC08785

Безусловно, всех посетителей интересует вопрос, как и когда начиналась эта коллекция. Оказалось, не так давно, всего лишь в 2015 году. Как это часто бывает, к увлечению, ставшему страстью всей жизни, Евгения Александровича подтолкнула цепь случайностей. Он купил дом. Встал вопрос о его наполнении.

Евгений Александрович стал выбирать, что вообще есть на рынке мебельного антиквариата, какая мебель, каких стилей. В ходе поисков увидел, что существует такое понятие, как «бретонская мебель», именно как стиль, связанный с определенным регионом. Она приглянулась хозяину, и в итоге ей и был обставлен дом. В качестве бонуса к покупке продавцы снабжали бретонскую мебель современным бретонским фаянсом, который также нашел свое место на стенах. После покупки мебели на стенах оставалось свободное место для размещения нескольких тарелочек, их владелец захотел выбрать сам. Евгений Александрович забил в поисковик слова «фаянс Кемпер» и изучал полученную выдачу. Внезапно он наткнулся на старинный образец керамики. Можно сказать, случилась любовь с первого взгляда. Бизнесмен спросил своих агентов, можно ли такое приобрести. Оказалось, что можно, но это уже считается антиквариатом. Он стоит совсем других денег, его придется искать на аукционах. Но Евгений Александрович уже «заболел» бретонским фаянсом. 

Евгений Александрович говорит, что ему повезло. Ведь по поездке по Франции он нашел семью потомственных антикваров, прекрасно знающих французский рынок произведений искусства, которые стали представлять его интересы. А в Москве он уделял всё свободное время просмотру аукционных предложений. Ведь современному коллекционеру, в отличие от Щукиных и Морозовых, можно участвовать в процессе покупки посредством интернета, не выходя из дома.

За короткое время коллекция бретонской мебели и бретонской керамики выросла до таких размеров, что ей потребовалось отдельное помещение. Евгений Александрович показывает нам фото на планшете: начало 2016 года, чистое поле. Стройка на этом месте шла быстро. Через год, 30 марта 2017 года, в семейном кругу состоялось открытие галереи. Для всей семьи увиденное стало сюрпризом, до этого они знали лишь, что глава семьи чем-то занят, помимо бизнеса. 

Сейчас галерея Amour Breton фактически представляет собой полноценный музей. Экспозиция как бы разделена на отдельные комнаты, их шесть, по три с каждой стороны. В торце корпуса находится еще одно большое помещение с витражами, фаянсом и небольшой зоной для гостей. Предмет этого собрания составляет всё, что связано с Бретанью. Это антикварные мебель, фаянс, картины, скульптуры, подсвечники, часы и даже витражи. Помимо чисто бретонского стиля, есть некоторые исключения, но это всё равно антиквариат. Пространство очень грамотно заполнено предметами, их все можно рассмотреть. Дизайн, расстановка предметов, освещение — это все сделал лично Евгений Александрович, никаких дизайнеров он не приглашал, полагался на свой вкус. Пример, который его вдохновляет – Сергей Иванович Щукин, который, собрав коллекцию, открыл в 1909 году для посещения свой особняк в Знаменском переулке, иногда сам водил экскурсии, занимался просветительской деятельностью.

Нашу краткую прогулку по галерее начнем с первого зала справа. В нем стоит великолепный гарнитур в бретонском стиле.

DSC08701

Основное отличие бретонского стиля – массивность и добротность в сочетании с богатым резным декором. Этот стиль возник в эпоху средневековья и с тех пор почти не менялся. Бретонская мебель отличалась удобством и многофункциональностью. Она создавалась на века и украшалась с особой тщательностью. Часто она заказывалась семьей к какому-то значимому событию, например, к свадьбе. На барельефах, украшающих буфет, шкафы, спинки стульев, заказывали изображения членов семьи, их родственников, гостей торжества. Требовалось, чтобы персонажи были узнаваемы.

DSC08703

DSC08709

DSC08710

DSC08719

 

На столе очутился фаянсовый лев. 

DSC08705п

 

Второй зал справа. Мебель, фаянс, картины – повсюду мы видим бретонские мотивы. 

DSC08721

 

DSC08722

 

DSC08732

 

Наше внимание привлекает скульптура женщины. Интересно, кто это? Владелец поясняет, что это просто образ бретонки. 

DSC08729

 

Сверху — необычные светильники в бретонском стиле. 

DSC08724

 

В третьем зале мы видим гарнитур на морскую тематику, буфет с большим рельефом с морем, кораблями и людьми, канаты и якоря на спинках стульев. Колонны буфета сделаны в форме маяков, узор в виде якорей, канатов и штурвалов. Бретонские стулья по-своему замечательны, на внутренних сторонах спинок тоже присутствуют резные сценки.

DSC08737

 

DSC08738

DSC08743

DSC08748

DSC08749

 

 

Рекомендуем присмотреться. Мало того, что колонны буфета выполнены в форме маяков, так эти маяки еще и горят! 

Теперь осмотрим левую половину. Первый зал. 

DSC08753п

 

DSC08754

DSC08757

 

Второй зал. На мебели – изображения отдыхающих и веселящихся бретонцев. 

DSC08763

 

DSC08764

DSC08765

 

И здесь необычные светильники.

DSC08766

 

Третий зал левой половины (всего шестой). Здесь на мебели изображены бретонцы на полевых работах.

DSC08768

 

DSC08769

 

Светильники и тут восхищают. 

DSC08773

 

Да, бретонская мебель всегда хороша. 

DSC08774

Вся задняя стена последнего зала оформлена витражами. Коллекционеру улыбнулась редкая удача, удалось купить полный комплект, восемь витражей 1885 года. Но счастливые совпадения на этом не кончились – здание галереи уже было построено, а купленные витражи прекрасно подошли к нему по размеру.

Святые Дени, Бернар, Констанция и Петр. 

DSC01484

Святые Люсия, Павел, Богоматерь с 7 мечами, Августин.

DSC01486

В центре размещен витраж из Испании конца XVIII века. Святые Эльвира и Франциск.

DSC08802

В последнем зале царит бретонский фаянс. Вот правая стена. Её левая часть.

DSC08788

Центр.

DSC08789

Правая часть. 

DSC08790

Здесь же многочисленные блюда, в том числе с видами городов Бретани — Кемпер, Мон-Сен-Мишель, Конкарно, Ланьон.

DSC08776

 

DSC08777

Драконы, конечно, в Бретани не водятся. Это дань определенной моде, когда производители бретонского фаянса украшали свои изделия китайскими мотивами. 

DSC08794

DSC08795

Евгений Александрович признается, что бретонский фаянс сразу покорил его тем, что изображены на них не короли и знать, а простые люди, сцены из бытовой жизни. Он сторонник традиционных семейных ценностей, и в первую очередь ищет на предметах искусства людей. А такие люди везде – нарисованы на фаянсе, вырезаны на мебели, написаны на картинах.

На этом наш рассказ о посещении галереи Amour Breton не заканчивается. Самое интересное ожидает нас во второй части. 

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Комментировать с помощью Facebook: