В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

18 мая, пятница
19:00 Остров Невезения-1: от Красного Октября до Балчуга

Место встречи: м. «Кропоткинская», последний вагон из центра, выход на Волхонку, к Храму, по лестнице вверх

19 мая, суббота
23:59 НОЧЬ ПРОГУЛОК В НОЧЬ МУЗЕЕВ!

Место встречи: будет объявлено позже!

20 мая, воскресенье
13:00 Китай-город-2: Варварка и Ильинка

Место встречи: метро «Китай-город», у памятника Кириллу и Мефодию

Расписание экскурсий на следующую неделю смотрите на http://moscoww.ru

/


Галерея Amour Breton: лучшая в Европе коллекция бретонского искусства

Auto Date Четверг, февраля 8, 2018

bretagne-cover

Сегодня предлагаем читателям нетипичный для нашего сайта рассказ, так как описываемый музей находится не в Москве, а в ближайшем Подмосковье. Мы решили сделать исключение, потому что о нем практически никто не знает. А ведь это самая крупная коллекция бретонского искусства в Европе!

Прогуляться по выставке и посмотреть экспонаты —>

 

Далее передаем слово нашему постоянному автору Василию П. Все фото также его авторства.

Прежде чем рассказать о частном музее бретонского искусства «Amour Breton», надо немного сказать о самой Бретани. Полагаю, это будет не лишним. Ведь среди молодых людей, приезжающих сюда на экскурсии, о ней слышали далеко не все. А о Кемпере, родине удивительного стиля в истории фаянса, вообще мало что известно на территории России.

499px-Bretagne_region_locator_map2.svg

Бретань (Bretagne) – это регион на западе Франции, отделенный от Англии водами Ла-Манша и с трех сторон омываемый Атлантическим океаном. Именно здесь, в местечке Лок Марья, зародилось производство самобытной керамики, которое позже обрело известность не только во Франции, но и во всем мире. Сейчас Лок Марья – это квартал в популярном у туристов городе Кемпер.

Первая фабрика по производству фаянса появилась здесь в конце XVII века. Поначалу кемперский фаянс не отличался оригинальностью, будучи утилитарным: повседневная посуда, курительные трубки, предметы религиозного культа.

То, что позднее сделает его уникальным, это поэзия народного быта бретонцев – архаичного, устойчивого к веяниям индустриального века, переданная кистью самобытных художников. С конца XIX века кемперский фаянс стали украшать бретонскими мотивами. Начало этому положил художник Альфред Бо (Alfred Beau, 1823-1906). Его творчество подарило мануфактуре Поркье и многим последователям стиля более 200 сюжетов из бретонской жизни, изображенных на керамике с удивительным обаянием, тонким юмором и любовью к родной культуре.

Сильный духом, свободолюбивый, работяга и весельчак, моряк и крестьянин, то есть простой бретонец – главный герой сюжетов Альфреда Бо. Неважно, это деревенская свадьба или городская ярмарка, религиозное шествие или посиделки в кабачке. Художник сумел наполнить сцены живым присутствием.

Scena

С течением времени кемперский фаянс обрел свое лицо и получил, наконец, полное признание на Международной выставке в Париже в 1878 году. К началу ХХ века в Кемпере работали три крупных фабрики фаянса, чьи бренды были известны во всей Франции – HB (Grande Maison de la Hubaudière), PB (Porquier-Beau) и HR (Henriot). Сейчас фаянс в Кемпере тоже производятся, но компания-производитель в результате слияния осталась одна, «HB-Henriot». Индустриализация и новые технологии практически не отразились на производстве этого фаянса, по-прежнему это ручная работа на каждом этапе. Но все же современным мастерам при имитации старинных сюжетов уже никогда не удастся наполнить их таким живым присутствием, как это делали современники ушедшей эпохи.

Поэтому настоящую ценность представляют именно антикварные изделия. Предметом коллекционирования является бретонский фаянс периода, когда он приобрел художественную ценность, то есть с 1875 года и примерно по 1920 год, когда в силу объективных причин начался упадок производства.

По всему миру живут коллекционеры именно этого фаянса, но в России их долгое время не было. И вот на 43-м Российском антикварном салоне в Центральном Доме художника в Москве в октябре 2017 года приняла участие неизвестная доселе галерея «Amour Breton». Ей была представлена экспозиция антикварных предметов искусства, включающая в себя более двухсот изысканных изделий конца XIX века из фаянса, созданных в Кемпере. Собрал коллекцию известный бизнесмен Евгений Александрович Плясов. А еще он создал для ее размещения полноценный музей в Подмосковье, в котором нам удалось побывать.

SC01498 SC01499

 

Это большое прекрасно отделанное помещение, где пространство разделено на условные комнаты, которые полностью обставлены старинной бретонской мебелью, с сервированными столами, светильниками, картинами, фаянсом. Для стен и пола выбран нейтральный цвет. Продумано освещение, к опущенным рамам из деревянных балок над столами в центре комнат крепятся бретонские светильники, присутствует и точечная подсветка. Ковры на полу вносят в экспозицию элемент домашнего уюта. Дополнительное ощущение дома, а не музея придает отсутствие табличек.

Спрашиваем у Евгения Александровича, как и когда начиналась эта коллекция. Оказалось, не так давно, менее трех лет назад, в 2015 году. Как это часто бывает, его к увлечению подтолкнула цепь случайностей. Он купил старинный дом в Испании, в регионе Коста Брава. Встал вопрос о его наполнении.

Как человек со вкусом, Евгений Александрович понимал, что здесь надо что-то старинное, созвучное этому дому. Он стал выбирать, что вообще есть на рынке мебельного антиквариата, какая мебель, каких стилей. В ходе поисков увидел, что существует такое понятие, как «бретонская мебель», именно как стиль, связанный с определенным регионом. Она приглянулась хозяину, и в итоге ей и был обставлен испанский дом. В качестве бонуса к покупке продавцы снабжали бретонскую мебель современным бретонским фаянсом, который также нашел свое место на стенах. Осталось свободное место для четырех тарелочек, которых Евгений Александрович захотел выбрать сам. Он просматривал интернет и внезапно наткнулся на старинный образец керамики. Можно сказать, случилась любовь с первого взгляда. Бизнесмен спросил своих агентов, можно ли купить такое. Оказалось, что можно, но сейчас такое не производят, это надо искать на аукционах. Но Евгений Александрович уже «заболел» бретонским фаянсом. Он съездил во Францию, и благодаря счастливому случаю нашел семью потомственных антикваров, которые стали представлять его интересы. А в Москве уделял всё свободное время просмотру аукционных предложений. Ведь современному коллекционеру, в отличие от Щукиных и Морозовых, можно участвовать в процессе покупки посредством интернета, не выходя из дома.

За короткое время коллекция бретонской мебели и бретонской керамики выросла до таких размеров, что ей потребовалось отдельное помещение. Владелец показывает картинку на планшете: начало 2016 года, чистое поле. Стройка на этом месте шла быстро. Через год, 30 марта 2017 года, в семейном кругу состоялось открытие галереи. Для всей семьи увиденное стало сюрпризом, до этого они знали лишь, что глава семьи чем-то занят, помимо бизнеса.

Эту галерею многие побывавшие здесь называют полноценным музеем. Здание разделено на отдельные комнаты, их шесть, по три с каждой стороны. В торце находится еще одно большое помещение с витражами, фаянсом и зоной для гостей с креслами и диваном.

Предмет этого собрания составляет всё, что связано с Бретанью. Это антикварные мебель, фаянс, картины, скульптуры, подсвечники, часы и даже витражи. Помимо чисто бретонского стиля, есть некоторые исключения, но это всё равно антиквариат. Пространство очень грамотно заполнено предметами, их все можно рассмотреть.  Дизайн, расстановка предметов, освещение — это все сделал лично Евгений Александрович, никаких дизайнеров он не приглашал, полагался на свой вкус. Пример, который его вдохновляет – Сергей Иванович Щукин, который, собрав коллекцию, открыл в 1909 году для посещения свой особняк в Знаменском переулке, иногда сам водил экскурсии, занимался просветительской деятельностью.

Хочется показать все предметы коллекции, но объем рассказа не позволяет это сделать. Вот один из залов, в котором стоит великолепный гарнитур в бретонском стиле.

SC01457 SC01458

Основное отличие бретонского стиля – массивность и добротность в сочетании с богатым резным декором. Стиль возник в эпоху средневековья и с тех пор почти не менялся. Бретонская мебель отличалась удобством и многофункциональностью. Она создавалась на века и украшалась с особой тщательностью. Часто она заказывалась семьей к какому-то значимому событию, например, к свадьбе. На барельефах, украшающих буфет, шкафы, спинки стульев, заказывали изображения членов семьи, их родственников, гостей торжества. Требовалось, чтобы персонажи были узнаваемы.

Мебель, фаянс, картины – повсюду мы видим бретонские мотивы.

SC01420 SC01440

Бретонские стулья по-своему замечательны, на внутренних сторонах спинок тоже присутствуют резные сценки.

St1 St2 St3 St4

Следующий зал. Здесь на мебели – бретонцы на полевых работах.

SC01455 SC01456

Посмотрим поближе

SC01446 SC01447 SC01448 SC01449

Проходим дальше. В этом зале мебель хороша по-своему.

SC01471 SC01472 SC01473 SC01474

В следующем зале мы видим гарнитур на морскую тематику, буфет с большим рельефом с морем, кораблями и людьми, канаты и якоря на спинках стульев. Колонны буфета сделаны в форме маяков, узор в виде якорей, канатов и штурвалов.

SC01475 SC01476 SC01479 SC01480

Вся задняя стена последнего зала оформлена витражами. Возникает стойкая ассоциация с церковью, получился такой храм бретонского искусства. Коллекционеру улыбнулась редкая удача – удалось купить сразу восемь витражей 1885 года. Но счастливые совпадения на этом не кончились – здание галереи уже было построено, а купленные витражи прекрасно подошли к нему по размеру.

Святые Дени, Бернар, Констанция и Петр

SC01484

Святые Люсия, Павел, Богоматерь с 7 мечами, Августин.

SC01486

В центре размещен витраж из Испании конца XVIII века. Святые Эльвира и Франциск.

Vit

В последнем зале царит бретонский фаянс. Левая от входа стена.

SC01481 SC01482 SC01507

Здесь же блюда с видами городов Бретани — Кемпер, Мон-Сен-Мишель, Конкарно, Ланьон.

SC01523

Правая стена.

SC01491 SC01493 SC01494 SC01495

Отдельно, на колонне в центре, висит самое красивое блюдо  коллекции.

Fbludo

Евгений Александрович признается, что бретонский фаянс сразу покорил его тем, что изображены на них не короли и знать, а простые люди, сцены из бытовой жизни. Он сторонник традиционных семейных ценностей, и в первую очередь ищет на предметах искусства людей. А такие люди везде – нарисованы на фаянсе, вырезаны на мебели, написаны на картинах.

В США, где подобное собирательство весьма развито, существует Ассоциация любителей фаянса Кемпера, насчитывающая 15 тысяч членов. Среди членов этой Ассоциации есть такие, у кого всего несколько предметов, но это уже дает им право войти в эту Ассоциацию. Понятно, что Евгений Александрович знаком с другими крупными коллекциями и может сравнить. По его оценке, его коллекция является крупнейшей в Европе. Самые значительные коллекции сейчас находятся в США, и собирались десятилетиями. Стаж же коллекционирования у Евгения Александровича – менее трех лет.

SC01570 SC01572

Увиденное в этом музее ошеломляет. Можно сказать, для нас открылся огромный и своеобразный культурный пласт, показывающий жизнь обычных людей. Пока у галереи «Amour Breton» нет даже собственного сайта, но планы у Евгения Александровича грандиозные – получить статус частного музея. С его наполнением проблем не предвидится — уже строится второй корпус для экспозиции, да и аренда склада для покупок во Франции продлена еще на год. Возможно, в дальнейшем посетителей будут угощать блюдами французской кухни. А пока в этом музее все организовано по-домашнему. Нет ни витрин, ни смотрителей, ни табличек, а пояснения редким гостям дают сам владелец коллекции и его дочь Анна.

Хочется пожелать Евгению Александровичу, чтобы все его планы воплотились в жизнь.

P.S. пока музей лишь готовится к открытию и доступен для посещения только по договорённости

Публикация подготовлена: Василий П.         Фото автора.

Комментировать с помощью Facebook: