В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Особняк Грачева на Поварской улице. История и интерьеры.

Auto Date Вторник, февраля 27, 2018

grachev-cover

Продолжаем прогулки по интерьерам московских особняков. Совсем недавно мы были на Поварской улице в особняке Ивана Миндовского. Сегодня мы переместимся по этой же улице ближе к центру, где расположен особняк Митрофана Грачева.

Прогуляться по особняку и посмотреть интерьеры —>

Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.

Когда начинают перечислять шикарные московские особняки, в настоящее время отданные под посольства, обычно называют  городскую  усадьбу Харитоненко на Софийской, особняк Второва на Спасопесковской, особняк Игумнова на Якиманке, особняк Дерожинской в Штатном.

Особняк Грачёва на Поварской, где сейчас находится посольство Норвегии, как-то не входит в подобные списки. По моему мнению, совершенно зря. Подойдя к нему, сразу замечаешь его отличие от всех остальных посольств – табличку «Дом образцового содержания». Табличку повесил посол Норвегии, что говорит не только о его чувстве юмора, но и о неплохом знании нашей истории.

 

Поварская улица находится в самом центре Москвы, до нее можно дойти пешком от Кремля. Её название дано по дворцовой Поварской слободе, где жили повара и другой обслуживающий персонал царской кухни. Кроме главной Поварской улицы, слобода имела ряд переулков, в которых селились другие служащие царского Сытного двора: Хлебный, Ножовый, Скатертный, Столовый, Чашников переулки.

 

Когда же российская столица была перенесена в Петербург, Поварскую слободу упразднили, а улица стала одной из самых аристократических в дворянской Москве. Здесь жили представители многих знатных фамилий: Долгоруковы, Голицыны, Шереметевы, Гагарины, Барятинские, Волконские и многие другие. Застроенная одноэтажными домиками с колоннами, выкрашенными в «весёлые» цвета (как значилось в исторических сочинениях той эпохи), улица лежала в стороне от городской суеты. Лавки сюда не допускались, на калитках было указано: «дом кавалера такого-то», а для защиты кавалеров от простолюдинов был поставлен будочник с алебардой. Замечу, что и сейчас подобных «будочников» на Поварской хватает. Теперь это серьёзные молодые люди в униформе, охраняющие здания посольств: Норвегии, Кипра, Гренады, Афганистана, Новой Зеландии, резиденцию посла Германии.

Деревянные дома, которые были раньше на месте, где сейчас находится норвежское посольство, сгорели в пламени городских пожаров 1812 года. А вскоре тут стали строить городскую усадьбу, которая первоначально состояла из двух отдельных строений. В 1879 году дом приобрел текстильный фабрикант и почетный гражданин Москвы Митрофан Семёнович Грачёв. Заказчик отличался оригинальными архитектурными пристрастиями. К примеру, вторая его резиденция — загородная — была построена по подобию казино в Монте-Карло: Грачёв удачно играл в рулетку. Московскому особняку подобной архитектурной оригинальности удалось избежать. Архитектор Зыков ограничился объединением в одно двух ранее стоявших здесь построек, добавив над встроенной частью купольную кровлю и аттик с вазонами. Его коллега Георгий Кайзер, работавший над домом позже, придал зданию строгую отделку, а к левой части пристроил «цветник», как тогда называли зимний сад.

Перестройка была полностью завершена в 1888–1889 годах. В конце XIX века в европейской архитектуре господствовал так называемый «историзм» – и здание приобрело характерные для «московской эклектики» черты. Архитекторам удалось чудесным образом соединить элементы множества стилей разных эпох – барокко, ренессанса, рококо, неоклассицизма – и в этом смешении найти гармонию. И интерьеры и фасады здания выдержаны в стиле историзма. Протяжённый по красной линии улицы фасад здания украшен классическими элементами декора, а в центре здания красуется медальон с вензелем хозяина – МСГ. Полная реставрация главного фасада особняка проведена в 2008 году.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Митрофан Семёнович умер в 1899 году, но дом принадлежал семье вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Известно, что в 1921–1925 годах здание использовалось в качестве лазарета для немецких военнопленных, а затем до 1941 года в нем жили сотрудники посольства Германии. Исторических документов того времени практически не сохранилось, но известно, что большие залы в холодные зимы было непросто протопить, и поэтому жить в это время во дворце для немецких дипломатов было сомнительным удовольствием.

Норвежское посольство переехало в усадьбу в 1944 году. Дипломатические отношения существовали между Норвегией и Россией с 1905 по 1918 годы, а посольство располагалось в Санкт-Петербурге, который был в то время столицей Российской империи. После возобновления дипломатических отношений в 1924 году посольство было открыто в Москве. До мая 1941 года, когда Советский Союз в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа разорвал отношения с находившимся в изгнании в Лондоне норвежским правительством, посольство занимало дом номер 9 по Пречистенскому переулку. Сейчас там располагается датское посольство.

После нападения фашистской Германии на Советский Союз дипломатические отношения между нашими двумя странами были очень быстро возобновлены, и норвежский посол Рольф Андворд заключил договор об аренде усадьбы по адресу Поварская улица, дом 7, в которой разместилось посольство Норвегии. В то время Поварская уже была переименована в улицу Воровского в честь одного из известных большевиков, который, впрочем, на этой улице никогда не жил. В соответствии с подписанным договором обе страны получали в распоряжение здания, в которых ранее располагались посольства Германии, и советское посольство в Осло также вселилось в особняк, который до 1940 года занимало представительство Германии.

 

«РАЗВАЛИНА» СТАНОВИТСЯ ДВОРЦОМ

История посольства Норвегии на Поварской, 7 уже насчитывает несколько периодов. Было время, когда норвежские сотрудники не только работали в этом здании, но и жили в нем вместе со своими семьями. В доме рождались дети, и тут же случались во времена «холодной войны» драматические шпионские скандалы. Был период, когда здание находилось в упадке, что позволило послу Оскару Гундерсену в 1958 году назвать его «развалиной» с рассохшимся паркетом и плохими санитарными условиями. Невозможность нормального отопления посольства временами становилась столь большой проблемой, что в самые холодные дни в представительских помещениях можно было находиться только в шубах.

В 1960-е годы возникла серьезная опасность сноса усадьбы, поскольку по приказу Никиты Сергеевича Хрущева в этом районе массово разрушались старые здания. Это делалось ради строительства в Москве новой городской магистрали, которая должна была олицетворять успехи СССР в соревновании с капиталистическими странами. Снос посольского здания и церкви удалось предотвратить благодаря протестам общественности и, в частности, известного художника Ильи Глазунова. Многие красивые здания, тем не менее, были разрушены, а на их месте воздвигли многоэтажные бетонные колоссы вдоль загруженного машинами проспекта Калинина (ныне Новый Арбат).

Сегодня норвежское посольство в Москве предстает перед посетителями во всем своем великолепии. После проведения в начале XXI века объемных реставрационных работ представительские помещения обрели первоначальный облик и сегодня по праву считаются одними из лучших образцов «историзма», или «московской эклектики». Российские власти в 2004 году присвоили зданию статус «выявленного объекта культурного наследия».

Но1

но2

но3

но4

Посол Норвегии господин Эйвинд Нордслеттен, при котором проводились основные реставрационные работы, сказал: «Это здание уникальное. Если бы оно находилось в Норвегии, оно могло бы соперничать с королевским дворцом». (Возможно, кто-то удивится такому сравнению, но те, кто бывал в Норвегии, знают, что королевский дворец в Осло достаточно скромный).

 

АРХИТЕКТУРНОЕ СОКРОВИЩЕ

Мы вошли в особняк с Поварской улицы через парадный вход и поднялись по роскошной мраморной лестнице на второй этаж мимо старинных скульптур, сохранившихся с прежних времен.  В парадном вестибюле — каменный пол в шашечку, большое зеркало в резном мраморном обрамлении.

1350

У подножия лестницы — скульптура «Амур со львом» итальянской работы середины XIX века.

1351

Ступени белого мрамора ведут в аванзал. В парадных комнатах особняка ежегодно устраиваются рождественские балы, большие приёмы для торговых партнёров и торжественные — в День Конституции Норвегии 17 мая.

1353 1357 1359 1360

Норвегия – государство в Северной Европе с населением чуть больше 5 миллионов человек. Форма правления — конституционная монархия. Его Величество Король Харальд V с супругой. Сейчас королю 81 год, он правит с 1991 года.

1358

В роскошном бальном «Зеркальном зале» взгляд обращается к позолоченным люстрам и украшающей потолок картине, в углах которой гордый хозяин дома приказал изобразить свою монограмму «Г» (художник С. Ягужинский, 1888-1889). Зал используется для приемов. Каждый год на Рождество за стол в этом зале усаживается 120 гостей, а после ужина устраивается бал. На рояле фирмы «Бехштайн» играл Сергей Прокофьев, который часто бывал в гостях у посла Андворда, а 17 мая 2009 года, сразу после победы на «Евровидении», на нем же играл Александр Рыбак.

 

1366 1377 1388 1392 1394 1398 1400

Из бального зала двери ведут в малый «Зеленый зал» с позолотой, на потолке которого красуются среди прозрачных облаков аллегории – «Четыре времени года».

1401 1402

Красивая отреставрированная мебель была оставлена в 1938 году последним генеральным консулом Норвегии в Архангельске Арнольдом Виклундом, которому в спешке пришлось уезжать из СССР, чтобы избежать ареста.

1403 1405 1407 1408

Красный «Каминный зал» считается одной из самых гармоничных комнат в резиденции. Стены здесь украшены графическими работами норвежцев Эдварда Мунка (1863-1944) и Коре Эсполина Йонсона (1907-1994), а также монограммой Грачева, составленной из литеры «Г» и ее повторения в зеркальном отражении.

 

1415 1417 1418

1413 1414 1420

Далее по маршруту – столовая. Здесь трапезу можно накрыть как на 24 гостя, так и на 40, если установить круглые столы. Зал используется для различных мероприятий в связи с частыми визитами норвежских делегаций в Россию, а также для переговоров сотрудников посольства с партнерами в области политики, экономики и общественной жизни.

1436 1437

1430

В столовой, в соответствии с русской традицией, находится ниша с иконами. Центральное место в ней занимает большая икона Олава Харальдссона, святого конунга, крестившего Норвегию. В 1028 году Олав обрел убежище у Ярослава Мудрого в Киеве, а в 1030 году вернулся в Норвегию и пал в битве при Стиклестаде. Олав был канонизирован до разрыва и прекращения в 1054 году молитвенного общения между Православной и Католической церквями и признается святым обеими церквями. Икона написана в 2003 году Валерием Федоровым, насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, по просьбе посла Эйвинда Нордслеттена. Большая часть остальных икон досталась посольству в наследство от русской сотрудницы Веры Николаевны Ледовской, которая в 1940-х годах была арестована НКВД и впоследствии погибла в лагере.

1432

Мы снова возвращаемся к бальному залу. На этот раз нам открывают двери в кабинет посла, находящийся рядом с аванзалом. Он используется сейчас, прежде всего, в представительских целях. Кабинет декорирован в классическом стиле, а на стенах висят картины норвежских художников: пейзаж (1859) Эрика Бодома (1829–1879) и портрет Достоевского (1921) Хью Луиса Мора (1889–1970).

1460 1483

Не все знают, что известный норвежский путешественник Фритьоф Нансен хорошо рисовал. Кабинет также украшают два его автопортрета. Один из них он лично подарил первому советскому послу в Норвегии Александре Коллонтай в 1925 году и который она, в свою очередь, преподнесла в дар посольству в 1945 году. Второй автопортрет Нансена – подарок профессора, историка искусств Марит Вереншёльд.

1487

В посольском кабинете наше внимание привлекает камин.

1461

1458  1471

***

Публикация подготовлена: Василий П.  Фото автора.

Комментировать с помощью Facebook: