Особняк Ивана Миндовского на Поварской улице. История и интерьеры.
В знаменитом особняке Ивана Миндовского на Поварской сейчас проводится первая в его истории масштабная реставрация. Мы решили рассказать о нашем посещении особняка некоторое время назад и тем самым зафиксировать внешний вид здания и его интерьеры до реставрации. Потом оценим, насколько успешно реставраторы справились с задачей.
Прогуляться по особняку и посмотреть интерьеры —>
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Московские особняки, в советское время ставшие посольствами, сильно разнятся по количеству материала о них. Особняк И.А.Миндовского, по мнению многих искусствоведов, является одним из лучших сооружений московского модерна и достойно отражен в литературе. Ему посвящена отдельная книга Марии Нащокиной (Москва, издательство «Жираф», 2003), материалы которой легли в основу данной заметки. Стоит отметить, что редкое посольство может похвастать книгой о своем особняке. Инициатором издания этой книги был бывший посол Новой Зеландии Джим Вейр.
Внешний облик особняка И.А.Миндовского в отличие от многих других, более ранних построек Кекушева, начисто лишен эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна. Собственно, именно это качество в свое время привлекало к нему симпатии современников и, в конце концов, сделало его хрестоматийным образцом русского модерна, попавшим во все крупные современные публикации об архитектурных памятниках Москвы того времени.
Немного слов об истории строительства.
Сам особняк находится на углу Скарятинского переулка и Поварской улицы. В 1903 году Московским торгово-строительным акционерным обществом Якова Рекка для строительства «под ключ» богатых особняков на продажу была куплена старая дворянская усадьба Волчкова на Поварской. Участок был разделен на две части. Оба дома на нем были выстроены по проекту архитектора Кекушева в 1904 году. Новые особняки заняли углы исторической усадьбы на пересечении Поварской с ограничивающими территорию переулками (№№ 42б, 44). Стилистически здания были подобны – их объединяли формы и приемы модерна, но образно сооружения были совершенно различны. Несомненно, именно в этом состоял коммерческий замысел заказчиков в лице Я.А. Рекка – построенные особняки предлагались покупателям на выбор и были рассчитаны на определенный вкусовой спектр. Несмотря на это, они были проданы не сразу. Особняк на Поварской, 44, в итоге купил крупный текстильный фабрикант И.А.Миндовский, ведший дела на Верхней Волге и в Москве.
Льва Николаевича Кекушева современники считали самым ярким архитектором европейского направления, отказывая в этом даже Шехтелю. Блестящий эрудит, знаток мирового искусства, отличный рисовальщик и мастер историко-архитектурных стилизаций. Для фабриканта Грачёва он построил виллу в Ховрине – вариацию на тему казино в Монте-Карло, возведённого французом Шарлем Гарнье. Своему собственному дому в Глазовском переулке придал черты брюссельского отеля «Тассель» — детища Виктора Орта, основоположника бельгийского ар нуво. А когда в 1899 году был проведён международный конкурс на строительство отеля мирового уровня, каким должен был стать «Метрополь», Кекушев получил первую премию, хотя рассматривались по меньшей мере 20 проектов, в том числе лондонские и парижские.
Особняк оформляет угол переулка и улицы, и фасады его решены в разных художественных приемах.
Так, композиционный центр фасада на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, увитым, как волной, цветами и листьями мака.
Над окном полукруглое панно, изображающее фигурки детей, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства. Один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги – аллегориями искусств. Панно накрыто крупной волной арочного аттика. Раньше аттик венчала статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, у ног которой играли дети, однако она была утрачена, но её обещают восстановить в ходе реставрации.
Справа полукруглым объемом выделен зимний сад, с почти сплошным застеклением, для максимального использования солнечного света.
Причем первоначально остекление было совершенно уникальным – его составляли стекла с характерным модернистским орнаментом, выполненным в технике кислотного травления. К сожалению, большинство стекол утрачено в войну, сейчас осталось лишь несколько штук. Считается, что такая деталь отделки более нигде в Москве не встречается.
Обратим внимание на ограду
Вход в особняк – с заднего хозяйственного двора. На него ведут красивые ворота, створки которых – крылья бабочки, что характерно для эстетики символизма. А освещают их светильники – жуки-светлячки. На фронтоне конюшни – изящная голова лошади, сейчас в этом здании находится гараж.
На задний дворовый фасад выходит витражное окно большой лестницы. Сверху – стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над Лорелеей с опущенными глазами.
Второй этаж особняка был сделан парадным. Зодчий обошелся без темных коридоров или переходов – все помещения имеют окна на улицу. Учитывая неопределенность вкусов воображаемого покупателя, ансамбль интерьеров особняка был сделан намеренно разностильным. Рядом с интерьерами в стиле модерн, здесь были помещения, отделанные в респектабельных классических формах.
Из обширного квадратного в плане вестибюля, главным акцентом которого были великолепный цветной витраж и красиво отделанная входная дверь…
…гости попадали на парадную двухмаршевую лестницу.
Она являлась главным элементом внутренней организации пространства дома, удачно соединявшим черты модерна и классицизма. Ведущую роль в отделке лестницы играет огромное цветное окно-витраж с растительным орнаментом. Его цветовая гамма такова, что в любую погоду кажется, что за окном светит солнце и синеет небосвод. Витраж отреставрирован. Подлинными частями являются средняя и верхняя, некогда утраченная нижняя часть была выполнена уже в бытность здесь посольства.
Лестничные марши, устои ограждения и перила парадной лестницы выполнены из натурального мрамора красивой текстуры теплого золотисто-коричневого цвета, прекрасно сочетающегося с бронзовыми ограждениями маршей. Интересна и решетка калорифера на лестнице.
На стенах парадной лестницы продолжение начатой ранее темы: скульптурный фриз, изображающий хоровод Жизни.
Вечно лишь Небо, оно и изображено в живописном плафоне потолка.
К числу специфических приемов Кекушева относится щедрое использование скульптурной декорации – настенных рельефов и круглых скульптур. Как правило, они представляют собой аллегорию или символ. Все его произведения украшены либо скульптурами львов, либо львиными масками. Не исключение и особняк Миндовского, львиные маски украшают ограждение парадной лестницы. Таким образом Кекушев (а его звали Лев) обычно зашифровывал свою авторскую подпись.
Светлые и высокие парадные помещения развёрнуты во втором этаже особняка по линии переулка. Слева от площадки верхнего этажа находился большой зал, соединенный с двумя гостиными. Та, что располагалась на углу и выходила одновременно на улицу и в переулок, была невелика по площади, но поражала обилием света, льющегося из четырех крупных окон. В ней, кстати, находится макет особняка.
Другая гостиная с овальным эркером, помещенная на противоположном конце зала, раньше имела богатую декоративную отделку. В переулок она была обращена высоким трехчастным окном, во двор – огромным цветным окном-витражом с изображением Пана – бога природы, важного персонажа символистской мифологии и эстетики. Позднее витраж был заделан изнутри глухой стеной.
Огромный рельефный плафон в этом помещении дома также представляет собой аллегорическую картину. Скорее всего, он изображает царство Флоры, поскольку его персонажи – веселые молодые женщины и толстенькие младенцы — утопают в море цветов. Всей этой сказочной идиллической кутерьме противостоит молчаливая фигура сидящего сфинкса – символа вечности и неразгаданной тайны.
Неизвестно, что хотел сказать художник, создавший этот скульптурное произведение. Возможно, он намекал на тайну жизни и человеческого счастья, которая всегда останется загадкой.
Отделка центрального зала была задумана скромнее. Его стены теплого желтоватого цвета, хорошо сочетаются с золотистым цветом дверей, соединяющих зал с лестничным холлом и гостиными и отделанных карельской березой. Центром притяжения в зале является камин с зеркалом, облицованным изысканным натуральным камнем.
Все внутренние помещения были решены в разных стилях, чтобы удовлетворять все возможные вкусы будущего покупателя. Которого, кстати, искали довольно долго. Лишь примерно в 1908 году особняк купил богатый верхневолжский купец Иван Александрович Миндовский. Он был одним из владельцев «Товарищества Волжской мануфактуры». И.А.Миндовский недолго владел своим новым особняком на Поварской. Он умер в 1912 году, и особняк унаследовали его дети. В 1918 году особняк был национализирован. В 1924 году в здании разместилась Шведская миссия, а затем вплоть до 1970-х годов особняк являлся резиденцией посла Швеции в СССР. С 1972 года здесь расположено посольство Новой Зеландии.
Как уже было отмечено ранее, это здание – хрестоматийный образец русского модерна. Гармония общей композиции, рельефный фриз, оконные проемы и переплеты, консоли и замковые камни, сочный скульптурный декор, ограждение балкона, ограда, ворота – все это ярко воплощает очень своеобразный «кекушевский модерн» — стиль, полностью сформировавшийся в творчестве московского мастера как раз в начале ХХ века.
Ныне в состав ансамбля объекта культурного наследия «Особняк И. А. Миндовского с флигелем и оградой» входят главный дом постройки 1903 года, флигель и ограда. Пользователем объекта является Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел РФ.
За более чем столетнюю историю особняка были и косметические ремонты, и небольшие перепланировки. Однако серьезная реставрация проводилась всего одна, в 1998 году, да и та коснулась только фасадов. Тогда инженерам, химикам и технологам удалось установить подлинный цвет стен особняка, и из желтого его перекрасили в серо-голубой. Правда, дальше фасадов дело не пошло. На реставрацию интерьеров тогда не хватило денег.
Нынешняя реставрация наконец–то коснется интерьеров. Предполагается восстановить и витраж с играющим на свирели Паном, и зимний сад. Но, безусловно, главным элементом реставрации станет то, что на крышу особняка наконец-то вернется Аврора — римская богиня утренней зари. По планам, согласованным с Департаментом культурного наследия, масштабная реставрация особняка на Поварской должна завершиться к концу 2018 года.
Публикация подготовлена: Василий П.
Фото автора.