Архитектура современного метро: лекция Сергея Кузнецова
В среду, 18 июля, в знаменитом конструктивистском здании ДК ЗиЛ прошла открытая лекция главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова про архитектуру станций метро.
Мы сейчас находимся на очень интересной стадии развития архитектуры метрополитена – поиск новых идентичностей. Об этом и рассказывал главный архитектор —>
Лекция, кстати, собрала почти полный большой зал, что хорошо. Показывает, что архитектура метро — важный вопрос для всех.
Здесь стоит уточнить, что Сергей Кузнецов — главный архитектор города, то есть он отвечает именно за архитектуру, а не за сроки реализации, развитие сети, а также появление новых станций, поэтому разговор шел исключительно о внешнем облике станций и поиске новых форм.
Прежде всего была показана, казалось бы простая, но очень важная с точки зрения понимания общих процессов картинка:
Это приоритеты в развитии метро. Как отметил сам Кузнецов, как видите, архитектура здесь стоит далеко не на первом месте. Сейчас главные приоритеты – покрытие и удобство, а архитектура здесь играет вспомогательную роль. Сталинское время прошло, и московский метрополитен уже давно не является идеологическим проектом страны Советов.
Здесь стоит сделать некоторое отступление в истории и в то, что было важно в ту или иную эпоху:
Первый период развития метро с 1935 года по 1960 год – «сталинские» проекты. Метро в Москве – это всесоюзный проект, его строят всей страной и денег не жалеют (при этом большинство отделочных материалов добывают заключенные). Метро – витрина советской столицы с идеологически правильными изображениями и акцентами, отраженными в мозаиках, барельефах и панно.
Второй период, «хрущевское время». Появляются «сороконожки» — простые типовые станции для спальных районов. Ни о какой архитектуре здесь речи не идет, максимум, что может себе позволить архитектор — поиграть с несколькими видами облицовочных материалов.
Третий период, «брежневское» метро. Однообразие приедается и станции начинают украшать. Это, конечно, не сталинское метро, но на станциях появляются декоративные элементы и панно. Типичные станции того периода — Пушкинская и Кузнецкий мост. Как ни странно это звучит, но период 1990-х и даже начало 2000-х – это всё та же советская школа брежневского метростроения в архитектуре.
Новый период и новая архитектурная школа в метро пришли только сейчас.
Это, с одной стороны, все также километры и удобство на первом плане, но с развитием технологий и архитектурной школы, появилось множество новых выразительных средств в метро:
Главная цель сейчас – при высоких темпах строительства метрополитена делать что-то нетиповое, что-то с идентичностью.
Интересно, что к конкурсам на архитектурное оформление новых станций стали привлекать не только российские, но и иностранные компании:
В результате простые районные станции будут порой кардинально отличаться друг от друга
Очень много стали играть со светом
И цветом, чего до этого почти не встречалось в московском метрополитене
Интересные решения по игре с формами на станции «Шереметьевская»
В общем, будем с нетерпением ждать, когда эти проекты реализуют. Это действительно какой-то совершенно новый этап развития метрополитена.