Реновация: главные вопросы и ответы
В среду 14 июня в Общественной палате Москвы состоялся круглый стол по вопросам реновации. На заседании с жителями и критиками программы реновации приняли участие Сергей Кузнецов главный архитектор Москвы и руководители профильных департаментов.
Собственно, на этой встрече и были озвучены ответы на главные вопросы по реновации.
Сколько этажей, что будут строить, какой будет инфраструктура —>
Сначала главный архитектор города Сергей Кузнецов пояснил, почему все-таки решили сносить, а не реконструировать.
Давно было понятно, что пятиэтажки надо сносить, и мэрия этим занималась. Но помимо вопроса ветхих пятиэтажек было решено переосмыслить саму суть микрорайонов. Советская концепция по современным стадартам уже устарела. При сносе и новой застройке возможно исправить эти недостатки планирования: добавить в квартале больше общественных функций, использовать первые этажи домов под общественные нужды, упорядочить парковку, о которой в советское время вообще не задумывались, увеличить транспортную доступность.
Помимо этого, реконструкция пятиэтажек без отселения жителей невозможна, это слишком сложно логистически при таком количестве домов. Успешные примеры есть, но это единичные случаи.
Что отдельно приятно, на круглом столе также присутствовал Рахматуллин Рустам, один из основателей движения «Архнадзор». Он продемонстрировал презентацию с примерами ценных исторических домов, которые попали в первый так называемый «список на снос». В презентации были дома разных годов и стилей, от дореволюционных до сталинских. Сносить их – это безусловно лишать Москву и Россию замечательных примеров архитектуры прошлого, поэтому рекомендации «Архнадзора» будут приняты к сведению.
Руководитель департамента культурного наследия Алексей Емельянов пояснил, что сносить дома, представляющие историческую ценность никто не собирается. Он также пояснил принцип, по которому формировался этот первый список: чиновники внесли в него панельные дома сносимых серий, а после этого подняли все жалобы и просьбы жителей относительно ветхости домов и просьб о расселении. В старых домах, особенно дореволюционных, внутри для жителей может быть очень много проблем, такие как текущая крыша, крысы, перегнившие полы или стены. И проблему этих жителей нужно решать, тем более что голосования в активном гражданине в некоторых из этих домов показывают то, что большинство — за. Кузнецов также добавил, что попадание домов в программу реновации не означает автоматически их снос, и решением в этом случае может быть добавление этих домов в список культурных ценностей, переселение жителей в новые дома, построенные по программе реновации, и аккуратная реконструкция.
На круглом столе также присутствовала Зоя Харитонова, архитектор, которая лично построила один из микрорайонов в Гольяново, она выступила против сноса. Зоя Васильевна рассказала, что архитекторы тщательно подходили к планированию таких микрорайонов, предусматривая и школы, и детские сады, и магазины на краю кварталов, а не на первых этажах, рассчитывали каждую мелочь, в том числе и инсоляцию.
Сергей Кузнецов рассказал, что он сам вырос в пятиэтажке и прекрасно знает эту среду и все ее недостатки. В таких районах много пустых, ничьих территорий непонятного назначения, кроме того, концепция микрорайонов не прижилась нигде в мире, только в СССР. Анализ внутренней миграции в городе говорит о том, что пятиэтажки покидает молодое и экономически активное население, то есть они не привлекательны для будущего населения. Отдельно архитекторы поспорили об инсоляции. Под инсоляцией понимается то, насколько поверхности каждой квартиры освещены естественным солнечным светом. В Советском Союзе были разработаны строгие нормы, которые до сих пор должны соблюдаться. По словам Кузнецова, это уже давно устаревшая норма, которой нигде в Европе нет, и, тем не менее, не смотря на ее отсутствие болеют туберкулезом там в 15 раз меньше, чем в России, значит норматив не работает и нужно от этого отказываться.
Интересный вопрос задали про повышение плотности населения на существующую инфраструктуру, например в Хорошево-Мнёвниках жителей переселенных по старой программе переселили в высокие дома, из-за этого проблемы с парковками и доступностью школ и детских домов. Кузнецов рассказал, что прошлый опыт внимательно анализировался, и в новой программе решили остановится на 12-16 этажном планировании как на оптимальном. Кроме того, квартальная реновация предполагает и строительство соответственной инфраструктуры, в том числе детских садов и школ.
Про проблему парковок рассказали представители депортамента транспорта. Главное в концепции планирования новых кварталов — пешеходные дворы. При этом приведя в порядок дороги вдоль кварталов и обозначив там парковочные места квартал в целом не потеряет количество парковочных мест, но зато появится дополнительная возможность организовать подземные и наземные стоянки. Весь мир и Россия в том числе двигается к тому, что 2 машины в одной семье – это устаревшая концепция, парковочных мест для всех все равно не хватит, поэтому тот, кто захочет гарантированно иметь парковочное место будет иметь возможность его купить, а кто любит играть в парковочную лотерею «найди бесплатную парковку на обочине у дома» — у того останется и такая возможность.
На круглом столе также были жители из аварийных домов, которые наоборот хотят внесения в программу. Кузнецов ответил, что таких случаев много, и пусть жители проводят собрания собственников и передают результаты в мэрию Москвы, все обращения рассматриваются.
В общем-то, наконец, по программе реновации были даны конкретные пояснения. И, главное, стало четко понятно, что 1) сильного высотного строительства не будет. 2) Включение в программу реновации того или иного дома не означает автоматически его снос, а означает, что его предлагают к обсуждению и рассмотрению.