Как строится Кожуховская линия метро и в чём её уникальность
Темпы строительства метрополитена в Москве продолжают расти. Новогодние праздники у столичных строителей были совсем короткими, работа на стройках возобновилась уже 4 января. В частности, 28 декабря был запущен новый проходческий щит для строительства Кожуховской (розовой) линии метрополитена и все новогодние праздники на площадке сразу за МКАД кипела работа. А на этой неделе с ходом работ ознакомили и мэра Москвы Сергея Собянина.
Как она пройдёт, в чём её уникальность и как выглядит проходческий щит изнутри —>
Новая Кожуховская линия метро пройдёт от «Авиамоторной» на шоссе Энтузиастом до станции «Нижегородская улица» в начале Рязанского проспекта – далее вдоль Рязанского проспекта за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Протяжённость новой линии составит 17,2 км.
Вот она наглядно показана на схеме:
Строго говоря, первый участок этой линии показан коричневым, поскольку затем в он войдёт в состав третьего пересадочного контура (второго кольца метро) и от «Нижегородской улицы» линия будет идти отдельно. Почему для новой линии выбран розовый цвет? Всё просто. Так решили в голосовании в Активном гражданине.
Как можно видеть на трассировке линии, она будет пересекаться с перегруженной Таганско-Краснопресненской линией с пересадкой между «Косино» и «Лермонтовским проспектом». Жители «Выхино» здесь должны вздохнуть с облегчением, теперь у них будет две линии, а не одна, где в час пик сложно в вагон войти. В районах, где в 2018 году пройдёт новая линия проживает до 800 тыс человек. Все они раньше безальтернативно пользовались «фиолетовой» линией.
Самое уникальное здесь в том, что от «Косино» до «Нижегородской улицы» будет построен тоннель почти в два раза большего диаметра, чем стандартные шестиметровые тоннели метро. Перед стройплощадкой по этому поводу даже установили специальную наглядную инсталляцию:
Новый тоннель диаметром 11 метров будет двухпутным, то есть если сейчас во всём московском метрополитене для линии рыли традиционно два шестиметровых тоннеля под каждый поезд, то теперь поезда пойдут в одном тоннеле. Почему так? Технологии не стоят на месте и теперь вместо двух тоннелей можно рыть один большой, что получается гораздо быстрее.
Для сооружения такого тоннеля немецкой компанией Herrenknecht был специально спроектирован и сооружен щит-гигант диаметром 10,8 м.
Пройдём на площадку и посмотрим, как всё выглядит сейчас.
Со стороны кроме 550-тонного автомобильного крана ничего больше особенно не привлекает внимание, но стоит спуститься на глубину 23 метра…
… как картина сразу же становится интересной.
С одной стороны на площадку придут два стандартных шестиметровых тоннеля, заделы под которые хорошо видны:
А в сторону Москвы огромный щит будет рыть уже новый тоннель большого диаметра:
Сейчас вся конструкция накрыта теплоизоляцией. Внутри температура не должна опускаться ниже 0 градусов. Заглянем внутрь:
Внутри тесно, пока щит полностью не погрузился в недра столицы, скорость проходки минимальна. Все работы ведутся компанией АО «Мосинжпроект».
Кто не очень понимает, что такой проходческий щит, предлагаем к ознакомлению иллюстрацию из старой детской книжки про метро «Сто истории о подземном городе». Так выглядит щит:
Впереди крутящийся механизм с резцами разрывает породу, отводит её назад, где она вывозится, а попутно за резцом уже идут бетонные работы и ставятся тюбинги на стенки нового тоннеля. Конечно, показанный на картинке щит – это устаревшая и очень упрощенная для детского восприятия модель, но принцип остался тот же.
Теперь, например, грунт уже давно не вывозят вагонетками, он транспортируется по системе конвейеров:
А тюбинги подвозят современными мультикарами, сделанными ровно под габариты щита:
Современный 11-метровый проходческий щит Herrenknecht S-956 – это, по сути, 3-этажный перемещающийся под землей завод длиной 66 метров.
Всё это огромное «помещение» будет продвигаться под землей со скоростью 350-400 метров в месяц, оставляя за собой готовый тоннель.
Всё максимально автоматизировано:
Сюда будет сыпаться грунт и по системе конвейеров через тоннели подниматься на поверхность:
По традиции всем щитам метростроевцы дают женские имена. Этот щит-гигант носит имя Лилия. Управлять им будет смена из 49 человек.
Для создания этого щита потребовался почти год. На строительную площадку в Москву Лилия была доставлена с помощью четырёх видов транспорта: автотранспортом завода-изготовителя – в речной порт в Германии, потом речным транспортом – по Германии, затем морем – в Санкт-Петербург и после автоколонной – в Москву.
В прошедшем году Москва побила давний рекорд: за год было построено 16 км линий подземного метро. Предыдущий рекорд, 13 км, держался долгое время и был достигнут еще в 1960-х.
С нетерпением ждём, когда уже можно будет прокатиться по новому огромному тоннелю. А с каким нетерпением ждут этой линии жители востока и юго-востока Москвы можно только догадываться.