Уничтоженные, но не снесённые. Трагедия перестроек. Часть 2.
Две недели назад мы подняли интересную тему: многие дома в нашем городе вроде бы и не были снесены снесены, но за советское время были перестроены настолько, что их изначальный внешний вид уже совершенно утерян.
Сегодня мы продолжаем эту тему изуродованных советскими перестройками домов, которые из выдающихся уникальных зданий, украшающих город, превратились в рядовую застройку.
Смотреть фотосравнения и прогуляться по старой и новой Москве —>
Триумфальная площадь. Театр «Омон» — концертный зал Чайковского
На примере этой площади можно прекрасно показать проблему советских перестроек, тут стоит целый ряд интересующих нас зданий. Эта площадь — место сосредоточения театров, которых было гораздо больше в начале 20 века и в раннесоветские годы. Во-первых, всем известный концертный зал Чайковского, который был перестроен из здания театра «Омон» в стиле модерн, построенного архитектором Модестом Дурновым.
Вид со стороны Тверской улицы, ещё в изначальном виде.
Получившийся в результате перестройки концертный зал Чайковского, вид с той же точки.
Найти какие-либо сходства невозможно, здание театра в конце 1930-х годов было включено в огромный корпус концертного зала Чайковского, от старого здания остались только кирпичные стены.
Процесс перестройки старого здания. Купола уже срублены.
Цирк Никитиных – театр Сатиры
По той же стороне площади, чуть дальше, стоит Театр сатиры, фасад которого представляет собой серую плоскость без окон и каких-либо архитектурных деталей. Если смотреть с противоположной стороны Садового кольца, то виден купол, торчащий сверху. На самом деле это всего лишь оболочка, натянутая на стены старого здания цирка Никитиных, который украшал площадь.
Цирк Никитиных в начале ХХ века.
Его фасад оживляли окна и неоклассический декор. В советское время здание подверглось перестройкам, сначала были заложены окна, и потом, в 1960-е годы, окончательно сбит весь декор и перелицован фасад.
Театр Сатиры, перестроенный из цирка.
Торговый дом Видоновых и кинотеатр Ханжонкова
На противоположной стороне площади стоит большое здание, занимающее два квартала в ширину, от 1-й Тверской-Ямской до 2-й Брестской улиц. 1-я Брестская проходит в арку по центру длинного фасада:
Всё здание выглядит, как архитектура середины 1950-х годов, но если приглядеться, видно, что левая часть проще, чем правая, на ней меньше архитектурных излишеств. А если рассмотреть фасад правой части, становится видно, что там разной высоты и формы окна. Тут интересная строительная история, правая часть состоит из трёх зданий. Если взглянуть на фотографии начала 20 века, всё становится понятным. С правого края площади, на углу Тверской-Ямской, стояло здание. по стилю напоминающее ресторан «Яр», с двумя гранёными куполами по краям:
И неудивительно, ведь строил это здание в 1904 году тоже Эрихсон, для конторы товарищества обувного производства Видоновых. Левее стоял небольшой трёхэтажный домик, а ещё левее, на углу с 1-й Брестской стоял кинотеатр Александра Ханжонкова, построенный в 1909 году по проекту архитектора А. Фольбаума, в 1920-е годы он назывался «Горн»:
Все эти здания в 1950-е годы вошли в состав нового, а слева к нему была пристроена новая секция уже в начале 1960-х годов.
1930-е годы. Здание справа уже надстроено этажом, часть декора уничтожена, кинотеатр слева ещё не трогали, а трёхэтажный домик между ними снесён.
1941 год. Оба здания существенно перестроены.
1950-е. Тут их уже объединили в одно большое, но слева ещё идёт стройка.
Ресторан «Яр»
На ленинградском проспекте, между Тверской заставой и Петровским парком стоит сталинское здание, в котором расположена гостиница «Советская». Фасады обманчивы, а здание было построено в 1910 году для легендарного ресторана «Яр». Проектировал здание архитектор Эрихсон — известный зодчий стиля модерн. Это была одна из лучших построек Эрихсона, здание завершали огромные гранёные купола, а ритм фасада задавали большие полукруглые окна — излюбленный мотив автора проекта.
Ресторан «Яр» до перестройки, 1930-е.
Перестраивали ресторан целых два раза, сначала в 1939 году для клуба лётчиков, потом в 1950-е годы под гостиницу «Советская». После этих перестроек кажется, что здание не имеет ничего общего с проектом Эрихсона, за исключением огромных полукруглых окон:
Дом на Никитском бульваре
На Никитском бульваре, у огромного сталинского дома под номером 9, с левой стороны есть небольшая пристроечка, явно из эпохи модерна, с круглым окошком. При этом пристройка не воспринимается как отдельный лом, она — часть большого дома 1930-х годов. А отгадка кроется в том, что изначально это был трёхэтажный доходный дом графини Шереметевой, в стиле модерн, в сталинские времена включённый в состав огромного нового здания, и лишь одна, небольшая часть доходного дома осталась неизменной, странно примкнув к величественной сталинке.
Чертёж дома в его изначальном облике.
Приют имени П.М. Третьякова
В Замоскворечье, между Лаврушинским и 1-м Кадашевским переулками стоит кирпичное четырехэтажное здание, напоминающее то ли фабрику, то ли школу. Однако дом этот строился в 1912 году в качестве приюта для вдов и сирот русских художников имени Павла Михайловича Третьякова, то есть создателя Третьяковской галереи. Здание выглядело по-другому, это был интересный пример неорусского стиля, архитектор Курдюков ориентировался на древнее псковско-новгородское зодчество. фасады здания венчали треугольные шипцы, а со стороны Лаврушинского переулка над окнами второго этажа находилось мозаичное панно и название организации, написанное шрифтом в древнерусском стиле:
К сожалению, все самые выразительные элементы архитектуры и декора здания были уничтожены при перестройке. Не прошло и двух десятков лет, как здание было надстроено на два этажа, мозаики и название при этом сняли, щипец с окошками в духе новгородских церквей сломали, то есть все самые выразительные элементы были уничтожены, в итоге стильное неорусское здание превратилось в грузный непропорциональный корпус. К тому же, после войны ещё и покрасили красный кирпич, что сделало здание ещё более незаметным.
Здание бывшего приюта после перестройки.
Церковь Петра и Павла в Хвостове
На углу Большой Якиманки и Хвостова переулка стоит совершенно простое здание, на вид эпохи конструктивизма, и это далеко не шедевр стиля 1920-х годов. Если посмотреть на фотографию этого места конца 19 века, то можно увидеть во всей красе церковь Петра и Павла в Хвостове:
Псевдорусский стиль, середина 19 века, хотя в основе — начало 18 века. Никто бы не поверил, что церковь не сломали, а перестроили в нынешнее здание. Разве что колокольню и купол сломали, но остальные стены остались. Всё это со всех сторон обстроили, надстроили, как бы «накрыли» новым зданием, разумеется, срубив весь старый декор фасадов, и пробив новые окна. Нельзя сказать, что церковь снесли, но и сказать, что она сохранилась, тоже нельзя:
То, во что перестроили церковь.
Церковь Косьмы и Дамиана в Гончарах
Тут та же история, что и с церковью Петра и Павла в Хвостове. На вид конструктивистский дом, однако стены остались от храма Косьмы и Дамиана Нового в Заяузье. У дома со стороны Гончарной улицы есть два полукруглых выступа, возможно надстроенные апсиды храма:
Что интересно, рядом, на месте сталинского дома 26 по Гончарной улице, стояла ещё одна церковь, и тоже Косьмы и Дамиана. По легенде, жили-были два брата, и решили они построить храм. Однажды поссорились, и старший брат прогнал младшего, оставив себе строительство церкви. Младший же тоже захотел построить храм, и начал возводить его рядом и с тем же посвящением, в честь Косьмы и Дамиана. И даже несмотря на то, что стены второго храма сохраняются в составе конструктивистского здания, фактически же, оба храма утрачены.
Так выглядела церковь до перестройки.
Доходный дом в Померанцевом переулке
В Померанцевом переулке, в двух шагах от Остоженки, стоит псевдоготический доходный дом, и если не задирать голову вверх, то всё кажется вполне нормальным, и только если приглядеться к двум верхним этажам, становится заметной дисгармония деталей фасада, их минимум на верхних этажах. Дом строился в 1911 году по проекту В. Дубовского, автора проекта многих доходных домов в Москве, в том числе целого ряда зданий в стиле псевдоготики. Вот и этот дом являлся ярким примером данного стиля, он был похож на средневековый замок, сверху его украшали башенки и шпили, к сожалению, утраченные при надстройке дома двумя этажами. Кстати, сохранился уникальный интерьер подъезда, а вот уличный фасад был изуродован надстройкой.
Дом после надстройки.
Детский сад им. О. Кельиной на Большой Пироговской
На углу Большой Пироговской и переулка Хользунова стоит вполне ординарное сталинское здание, на вид – середины 1950-х годов. Трудно поверить, но до перестройки это было одно из самых удивительных зданий Хамовников и окрестностей – детский сад имени Ольги Кельиной, одно из лучших творений архитектора А. Зеленко. Эту постройку он проектировал в соавторстве с И. Кондаковым в 1910 году.
И после надстройки и перестройки. В правой части главного фасада видны 5 высоких окон, оставшихся от детского сада. Все остальные окна меньше – это уже расширение здания 1950-х годов.
Вид в начале ХХ века со стороны переулка Хользунова.
Этот же вид сейчас.
Бани Прусакова в Электрическом переулке
Настоящим украшением Электрического переулка являлось здание бань Прусакова, построенное в 1902 году Густавом Гельрихом, известным архитектором, построившим много доходных домов в Москве. Бани представляли собой удивительное сочетание модерна и промышленной архитектуры, так называемого «кирпичного стиля». К сожалению, весь декор этих бань был сбит, а краснокирпичные стены оштукатурены, кроме этого надстроили третий этаж. В итоге получилось совершенно скучное здание, мимо которого хочется пройти побыстрее.
Рекомендуем также ознакомиться с первой частью подборки перестроенных до неузнаваемости зданий.