Выставка Мосгортранса: троллейбусы, автобусы, трамваи
В прошедшее воскресенье перед центральным выходом ВВЦ прошла традиционная ежегодная выставка старого общественного транспорта из коллекции Мосгортранса. К сожалению, несмотря на то, что имеется коллекция, которая в силах потягаться со многими специализированными европейскими музеями, в Москве до сих пор нет музея, где детям можно было бы показать, какие автобусы, троллейбусы и трамваи ходили по улицам города раньше.
Каждый раз на день города Мосгортранс устраивает импровизированную выставку.
Пройдемся по ней в этот раз и посмотрим на старые образцы техники —>
Знаменитый «синий троллейбус» МТБ-82. Именно про такой троллейбус пел Булат Окуджава.
Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний, в случайный.
Троллейбус практически стал символом Москвы 1950-х и начала 1960-х, периода «оттепели». Его часто снимали в кино, постоянно он фигурирует на старых фото.
Отреставрированный салон более чем скромен
Полы еще как в дореволюционных трамваях — деревянные и с желобками для отвода грязи
Кабина МТБ-82
Троллейбус ТБЭС, специально изготовленный в 1950-х для курсирования по ВСХВ (ВДНХ)
Этот троллейбус имел обширное остекление внутри, что делало его удобнейшим экскурсионным транспортным средством, ходившим по территории ВДНХ еще до 1970-х
Троллейбус МТБЭС, конец 1950-х — начало 1960-х — один из самых красивых и комфортных советских троллейбусов.
Именно на таком ездила по Москве невеста Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля»
Салон
К сожалению, до нашего времени не дожило ни одного легендарного троллейбуса 1930-х.
Например, ЛК-1 — первый московский троллейбус, пущенный еще в 1933 г.
Первый московский троллейбус на конечной в селе Всехсвятское, ныне площадка для общественного транспорта за м.Сокол.
Не дожил до нас ни один из эспериментальных двухэтажных троллейбусов — ЯТБ-3. Такие троллейбусы можно было увидеть на улицах Москвы с 1939 по 1953 г. Несмотря на то, что эти троллейбусы часто встречаются на фото (что неудивительно), реально было из немного — всего 10 машин, а после войны так вообще осталось только 2.
Кондуктору строго воспрещалось пускать людей на второй этаж, если не заполнен первый (боялись, что троллейбус будет неустойчивым), но всем-то, конечно, хотелось прокатиться сверху, поэтому бороться приходилось постоянно. На фото выше оцените двухметрового «Дядю Степу» справа от троллейбуса
Троллейбус был скопирован с аналогичного лондонского, где тоже в то время проходили эксперименты с внедрением троллейбусов.
Поэтому чтобы посмотреть на уникальный советский троллейбус нужно приехать в лондонский музей транспорта и… вот от, красавец:
За исключением мелких деталей выглядит один в один.
От идеи двухэтажных троллейбусов окончательно отказались после войны. Во-первых, появились сочлененные троллейбусы (тот же второй этаж, но в прицепе), и, если в Лондоне сочлененный длинный троллейбус не везде проедет, то в Москве с ее широкими сталинскими магистралями этой проблемы не возникало. А во-вторых, на фото выше видно, что специально для двухэтажных троллейбусов нужно было поднимать провода, при этом водителям простых троллейбусов приходилось слишком высоко задирать «рога», которые часто отцеплялись, а езда превращалась в мучение, при этом радиус маневра сильно уменьшался.
Но перейдем к автобусам и трамваям:
ЗиС — 8 — массовый советский автобус 1930-х и 1940-х
В салоне теснота как в современной маршрутке и все из дерева
Двери открываются вручную
При этом проход очень низкий и при этом ступенька располагается очень высоко от земли.
Автобус АКЗ — автобус голодных послевоенных лет, собранный наполовину из автобуса, а наполовину из грузовика
Двери также открываются и закрываются вручную
Передней дверью при этом орудует водитель
На самой двери снаружи даже ручки нет
Послевоенные автобусы, опять не от хорошей жизни
И, наконец, нормальный и красивый автобус ЗиС-155, конца 1940-х.
Здесь и далее марки автобусов подписаны на номерах
Этот ЛАЗ еще совсем недавно бороздил отдаленные просторы страны
Салон знаменитого оранжевого ЛиАЗа
Была выставлена и автомобильная техника:
На отдельной площадке были представлены трамваи от дореволюционного до современного
Отдельно рекомендуем почитать нашу небольшую публикацию с трамвайными историями, мифами и фактами.
Например такой трамвай ходил по Москве с 1907 вплоть до 1959 г.
Аскетичное место вагонвожатого. Без сидения
Вагон внутри
По всему салону идет шнур, соединенный со звонком в кабине вагонвожатого. Обилетив всех, кондуктор дергает за него и отдает сигнал к отправлению
Сам звонок у вагонвожатого
Опускаемый отвал для подхватывания упавшего на рельсы
Чтобы никто не угодил под колеса трамвая сбоку дополнительно установлены экраны из реек.
Этот трамвай КМ (коломенский моторный) трудился на линии с 1930 по 1974 г., а после списания прославился в кинематографе. Знаменитый старый вагон с номером 2170 снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето 1953» и многих других.
Здесь Глеб Жеглов брал карманника Кирпича.
МТВ-82 ходил по улицам с конца 1940-х по начало 1980-х. Обратите внимание, уже появились автоматические двери
Вид сбоку на один из популярных послевоенных московских трамваев
РВЗ
В 1940-х вагонвожатому стали выделять отделенное от всего салона сидячее место, да и двери вручную закрывать уже не требовалось
Ну, а в 1970-х пошли чешские трамваи, которые все прекрасно знают
И, напоследок, замечательная и явно постановочная послевоенная фотография
Различные виды транспорта на площади Пушкина. «Совершенно случайно» в кадр фотографа попали и двухэтажный троллейбус, и новейший троллейбус и старый автобус, и несколько видов автомобилей, мотоцикл и старые трамваи.
Приходите на выставку через год и, будем надеяться, когда-нибудь она составит действующий постоянный музей.