Дёшево, но богато. О старых традициях строительства в Москве
Москва – город красивый и богатый, как и полагается столице. А 100 лет назад был ещё красивее. Но, интересно то, что веками в Москве экономили на строительстве, при этом пытались сделать так, чтоб выглядело всё довольно богато и шикарно. Так была и в 18, и в 19, и в 20 векпх. Так делают и сейчас! Примеров тому масса. Это и деревянные дома с накладными фасадами «под камень», и архитектурные детали, на вид каменные, а на самом деле деревянные или гипсовые. Перечислять можно долго, поэтому давайте начнем по-порядку.
Смотреть фотографии и читать о том, как во все времена в Москве пытались экономить, но строить богато —>
Накладные фасады
Во времена классицизма, в конце XVIII и первой трети XIX века очень много домов в Москве строили из дерева, как из наиболее дешевого строительного материала. Но далеко не все они выглядят, как деревянные. Вот например, дом Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице. На вид – вполне приличный каменный особняк:
А ниже фотография, сделанная во время его недавней реставрации. Штукатурка с декором снята, и обнажились деревянные стены дома. Фасад оказался накладным, «под камень», а дом – деревянным. Вот такой, очень хитрый и экономичный вариант, не оставлять же, подобно крестьянским избам, голый деревянный фасад! Это было совсем не модно, не престижно, не богато. А реставрация, надо заменить, проведена очень грамотно и кропотливо. Дому повезло, нашёлся наследник его прежних хозяев – Муравьевых-Апостолов, который и финансировал реставрацию.
Вот ещё один пример, особняк в Денежном переулке.
Тут всё отлично видно.
Хорошо видно, как устроен этот накладной фасад. Над бревнами мы видим плетёнку, заполненную глиной, на подобие «мазанки», и уже поверх неё – штукатурка с декором.
И ещё один пример – дворец Разумовских на Гороховом Поле. Шикарный, надо сказать дворец!
Ниже — вид с задней стороны. И он – тоже оказался деревянным… по преданию, хозяин дома считал камень – вредным для здоровья и пожелал построить такой большуший дом из дерева. Или может ему приходили мысли и об экономии строительства тоже?
Деревянные колонны
Ещё распространённая экономия – на возведении колонн. Многие из них делали деревянными, но снаружи, для красоты и создания ощущения парадности, величия и богатства — штукатурили «под камень», или «под мрамор».
Идеальный пример – Колонный зал Благородного собрания, в советское время Дом Союзов.
Торжественный облик большого зала Благородного собрания — Колонного зала, который сохранился до настоящего времени, определила великолепная колоннада: уникальное чувство гармонии позволило автору сего творения – Матвею Казакову так разместить 28 коринфских колонн (9,8 м в высоту при нижнем диаметре — 0,93 м), что их массивность и монументальность практически не ощущались. Их торжественный хоровод стал главным украшением зала, придал ему великолепие и парадность.
Никогда при виде таких колонн, не возникнет мысли, что они могут быть деревянными! А на самом деле это именно так. Деревянная конструкция колонн состоит из четырёх связанных друг с другом металлическими болтами деревянных стоек диаметром 27 — 30 см, заключенных в обручи и обшитых досками, по которым наметан слой штукатурки с отделкой искусственным мрамором.
Деревянный и гипсовый декор
Помимо колонн есть и множество других примеров архитектурных деталей, декора, который на вид каменные, а на деле – деревянные, или гипсовые. Это и наличники окно, и пилястры, и карнизы. Вот пример – садовый павильон с фонтаном на территории усадьбы Арафеловых в М. Знаменском переулке. Декор, в частности полуколонны, сделаны из дерева, и облицованы тонким слоем штукатурки «под камень». К сожалению, этот павильон снесен в 2000 году.
Дома с галереями
Во 2-й половине XIX века получили широкое распространение дома с галереями (галдарейками, галёрками). Всё дело в том, что просто экономили на лестничных клетках и парадных. Лестницы снаружи – гораздо дешевле. Так что это характерно для небогатых доходных домов. Но, были и весьма интересные примеры. Например, легендарный «Дом-корабль» в Зарядье. Тут, экономия в итоге стала изюминой этого дома, она его и прославила. Тут эти галереи украшены коваными заборчиками и держателями крыши в стиле модерн.
И, прекрасные мостики между галереями придают удивительного колорита этому дому. И никаких мыслей не может возникнуть по поводу того, что галереи эти сделаны ради экономии. Снесён дом в 1956 году.
Кадр из фильма «Стачка», 1924
Антресоли или полуэтажи
Ещё один отличный пример хитрой экономии – полуэтажи. Это явление характерно для усадебных домов времени классицизма – конца XVIII и первой трети XIX века. Невысокие окна с этих полуэтажей всегда выходят на дворовые фасады. А всё дело в том, что налоги рассчитывались по количеству этажей уличного фасада.
Некоторые примеры весьма забавны – дом на самом деле 2-этажный, но по фасаду – один этаж, и бросается в глаза большое расстояние между окнами первого этажа и крышей.
Но есть и более привычные примеры. Дом на Таганской площади.
Мезонины
Как альтернатива полуэтажу – мезонин, который тоже полуэтаж, но уже в горизонтальном, а не вертикальном смысле. Явление это в городских домах было распространено тогда же – во времена классицизма, но в деревнях и сёлах оно продолжалось и дальше. И опять же, мезонин за полноценный этаж не считался, поэтому налогов платили гораздо меньше. Но комнатка туда помещается. И кроме экономии налогов есть ещё ряд преимуществ мезонина, даже в наше время – это значительная экономия в строительстве и отоплении, по сравнению с 2-этажным домом.
Отделка дворовых фасадов
Ещё явление, очень явно бросающееся в глаза – вполне понятная экономия на отделке дворовых фасадов. У многих доходных домов начала ХХ века, при шикарном уличном фасаде, к примеру в стиле яркого модерна, может быть совершенно безликий и лишенный каких-либо архитектурных деталей дворовый фасад. Это и удивляет при входе во двор. Двор – это уже совсем другой мир в таких случаях.
В некоторых случаях это особенно забавно. Вот пример – Пятницкая улица, до 13. Доходный дом с магазином, построенный в 1908 году легендарным мастером модерна – Шехтелем. Соседний дом отступает от красной линии, поэтому торец дома 13 открыт для обозрения. И тут бросается в глаза граница, где кончается декор и начинается экономия – обычный дворовый фасад.
XXI век
Проходят века, но многое в Москве не меняется. А по части качества архитектуры сейчас Москва довольно сильно отстала от былых времён. Также, и качество многих материалов оставляет желать лучшего. Многие новоделы, копии снесённых домов восстановлены совершенно жутко, и весь декор сделан из гипсокартона, который можно пальцем прожать, и останется вмятина. И сами стены простукиваются как картон, внутри чувствуется пустота. Хотя издалека всё кажется качественной штукатурной и камнем.
Но опять же, люди в Москве все те же и строят по тем же принципам.