В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Детали: Метро

Auto Date Среда, ноября 24, 2010

Мы продолжаем нашу постоянную рубрику Детали и сегодня расскажем о московском метрополитене. О том на что можно обратить внимание, о некоторых исторических деталях на станциях и прочих интересных фактах.

Прогуляться по метро и посмотреть фотографии деталей с комментариями —>



м. Парк Культуры, радиальная — с балкона можно хорошо разглядеть потрепанную крышу старого состава. Обратите внимание на воздухозаборники — в старых составах вентиляция происходит естественным образом по движению поезда, поэтому садиться и стоять стоит с правой стороны относительно движения, проще говоря, садиться ближе к стене, а не спиной к платформе — сквозняк заходит в вагон справа и идет по левой стороне.


Все лампы с питанием от отдельного источника обозначены буквой «А» — аварийное освещение.

Вот эту вроде простую картину стоит поразглядывать немного подробней.
Здесь виден и контактный рельс с напряжением 825 В постоянного тока.
Полосатая планка с цифрой 7 показывает край для безопасной остановки первого вагона при использовании состава из 7 вагонов. По цифре можно определить сколько вагонов в составе ходит на данной конкретной ветке.
Белый треугольник — начало экстренного торможения помошником машиниста, если основное торможение к этому момент не было применено.

Между путями в сложенном виде лежат мостки для гражданской обороны. Если метро будет использоваться как убежище, то эти мостки раскладываются и образуют лестницу для спуска на пути. Во время войны метро, конечно, использовалось как убежище, но на станциях были в основном только женщины и дети, мужчины ночевали и проводили время в менее комфортных условиях тоннеля.

Электронные часы появились в метро позже, долгое время использовались стрелочные, отсчитывающие секунды с помощью мигающих точек.

Такие часы довольно долго еще висели на ст.Александровский сад.


Поскольку метро никогда не останавливает свою работу (в ночной перерыв — его моют, чинят и т.п.), то по возможности многие запчасти и прочий инвентарь хранится на самих станциях и в переходах в железных гофрированных ящиках.


м.Парк Культуры, кольцевая — на кольце, как видно, ходят составы с 6 вагонами.


По мере возможности старые вагоны ремонтируют, ставят камеры наблюдения.


В нынешних поездах в кабину машиниста никак не заглянешь, а еще в 1990-х в метро ходило довольно много старых составов, где дверь к машинисту располагалась посредине и имела окрашенное стекло, в котором со временем образовывались процарапанности и можно было из вагона подглядывать за работой машиниста и смотреть в тоннель.


м.Киевская, кольцевая, украшена очень красивыми и искуссно сделанными мозаиками.

На одной из них изображен красноармеец с мобильным телефоном, КПК и ноутбуком.


Хотя, конечно же, это просто полевой телефон, трубка и таблица шифров.


м.Октябрьская — совершенно странная станция, построенная в советское время практически полностью как подземный храм. Здесь и центральный неф в виде большого зала с алтарем и боковые нефы — платформы. И апсида в глубине станции.


Мугучая решетка украшена фактически древнеримскими имперскими штандартами, только вместо животных-символов легиона здесь красуются звезды.

В 1995 году журналист Валерий Хилтунен опираясь на название «Октябрьская» в шутку предложил переименовать остальные 12 станций кольцевой ветки по месяцам.


Еще одна станция-храм — Новослободская. Витражи изготовляла группа старых рижских мастеров, изначально занимавшихся оформлением костелов. Если убрать некоторые советские детали, то стилистика полностью католическая.


По нынешним табличкам ориентироваться, конечно, довольно непросто.

Здесь было предложено хорошее направление развития.


Станции центра — это еще и убежища на случай ядерной и химической атаки. Как ни странно, мало кто из пассажиров даже знает, что вся плита при входе на станцию на этой фотографии — большой гермозатвор, который поднимается и полностью изолирует станцию от проникновения воздуха снаружи.

В этом репортаже примерно в середине за спиной у корреспондета можно видеть процесс подъема гермозатвора:

Панно на Добрынинской изображает праздничный парад сталинских времен, при этом физкультурники (спортивный клуб «Динамо» также увековечен) несут портрет Гагарина.
Напомним, что на момент открытия станции человечество не только еще не успело слетать в космос, но и сам Гагарин был лишь подростком старшего школьного возраста.

А все просто! Изначально на портрете красовался Сталин.
Сталина в московском метро вообще было очень много, но при Хрущеве все убрали.
Крайне рекомендуем ознакомиться с разбором исчезнувших изображений Сталина в метро по этой ссылке.

Свежеотреставрированный вестибюль Добрынинской.


По европейскому опыту на парапетах вестибюля понатыкали шипов, чтоб не садились птицы.

Еще один вариант гермозатвора, замаскированный облицовкой из квадратов.

К сожалению, нам нигде не попадалось нормального видео, показывающиего работу гермозатвора в московском метро.

Зато нашлось видео из Праги, где метрополитен строился при участии советских специалистов и механизмы стоят аналогичные.


Такие же подъемные гермозатворы много где установлены и в московском метро.


м.Павелецкая, радиальная. В одном из концов зала можно увидеть, как выглядела станция изначально. В 1943 году, во время войны она открылась именно в таком виде: без просторного центрального зала, с узкими проходами и выходами на платформы, как в Лондоне. Но в 1953 ее радикально переделали, сделали просторный зал, а прежние пилоны оставили только на небольшом участке.


Табличка в старом «номерном» вагоне.


м.Новокузнецкая. Картуш, посвященный городу-герою Сталинграду, каким-то чудом никогда не менялся и таким образом остался единственным дожившим до нас упоминанием Сталина в метро (новоделы на Курской не в счет).

Новокузнецкая вообще очень интересная станция, про ее историю мы уже как-то писали отдельно.


Кстати, недавно на всех исторических станциях для любопытствующих появились мемориальные таблички.


Бронированная бочка для подозрительных предметов, найденных на станции, выдерживает взрыв.

Этим летом МЧС решило установить дополнительные информаторы по всему метро.


На удивление, занимавшиеся данным проектом люди, видимо, были настолько заняты, что даже схему метро повесили сильно устаревшую (обратите внимание на синюю и салатовую ветки). До сих пор такая и висит, и многие люди за неимением других схем на станции пытаются ориентироваться по ней.


м.Охотный ряд. Изначально при открытии в 1935 г. стены были облицованы плиткой, мрамор появился позднее, но небольшой участок плитки в одном из концов станции оставили на память.
Что интересно, в 1930-х полы на многих станциях были просто заасфальтированы, нынешняя плитка появилась только после войны.


м.Александровский сад. Это центральная станция, куда можно привозить интересующихся и показывать, как выглядит контактный рельс.

Часто спрашивают про пути, уходящие якобы непосредственно в Кремль. Все просто! Первая официальная схема метро в 1935 г. выглядела так:


Станция Коминтерн — это и есть Александровский сад — напрямую соединялась с Охотным рядом, куда сейчас по сложной траектории и уходят пути, ныне использующиеся только в служебных целях.


Здесь же можно посмотреть на токоприемник вагона метро.


Сама станция узкая, с двумя платформами и, вдобавок изогнута потому, что ее приходилось сложно вписывать между фундаментов Манежа и Кутафьи башни Кремля.


Как видите, на этой ветке используются четырехвагонные новые поезда «Русич».

На относительно новой станции Боровицкая (1986 г.) в кирпичных арках для украшения были использованы плитки с незатейливыми рисунками.
В одной, например, рыба — один из символов Христа.

А в другой вот:


Интересная поделка-заглушка со станции Чистые пруды


м.Лубянка. Как и Павелецкая, изначально станция не имела просторного зала, были лишь проходы на платформы. После войны ее переделали, облицевали белым мрамором, но изначальную часть также оставили в конце станции.


Старый репородуктор


В некоторых вагонах можно позвонить не только машинисту.


Старая сирена


м.Комсомольская, радиальная. Одна из станций первой очереди строилась изначально с расчетом на большие потоки. Сейчас движение на ней хаотично, а изначально по крайним лестницам только спускались на станцию, а через центральную покидали ее по балконам.


На колоннах стоит сокращение КИМ — коммунистический интернационал молодежи.
В память о том, что на строительстве метро трудилось много комсомольцев.

Видео в тему:

Также в видео можно видеть как строили Комсомольскую в 1934 г., открытым способом, разрыв всю площадь трех вокзалов.


В красном мраморе м.Комсомольская, кольцевая, очутилось такое чудо: окаменелая раковина аммонита юрского периода.


И завершим рассказ той же картинкой, что и начинали. В 1990-х гг. на многий общественный транспорт, отвечающий экологическим требованиям клеили специальные наклейки. Метро не было исключением. Один из таких стендов дожил до наших дней в переходе на Театральную.

Смотрите по сторонам, этот рассказ лишь малая толика того интересного и прекрасного, что можно увидеть в метро.

Комментировать с помощью Facebook: