В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Палаты Аверкия Кириллова

Auto Date Среда, июля 28, 2010

Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной одно из старых и самых московских по духу и архитектуре зданий. Да и истории, происходившие в доме — типично московские.
Любые повороты истории непосредственно отражались на палатах и по прошествии столетий в них можно найти черты любой исторической эпохи.

Предлагаем сегодня осмотреть дом снаружи изнутри, а также почитать о нем —>


До XVI века земли, на которых сейчас располагаются палаты принадлежали боярам Беклемишевым, последним владельцем участка в конце XV в был Н.В.Берсень-Беклемишев (отсюда и название набережной), после чего владение сначало перешло в казну, а потом было подарено некому «государеву садовнику» Кириллу. В тех местах где сейчас располагается остров и водоотводной канал в те времена простирался так называемый Царёв сад.

Внук царского садовника Аверкий Кириллов в 1656-1657 гг. на основе деревянного здания с белокаменным подклетом возводит ныне существующие палаты, впоследствии, правда, неоднократно перестроенные.
Два каменных этажа на старом подклете повторили ассиметричность планировки прошлого здания.


План первого этажа палат


А вот так палаты выглядят с крыши Дома на набережной.
(За фото спасибо Александру Иванову. Крайне рекомендуем его блог , а также спешим сообщить, что Александр подготовил отличную экскурсию по Замоскворечью, премьера которой состоится в августе)

Голландец Николаас Витсен в 1664—1665 годах в составе нидерландского посольства побывал в Московии.
20 апреля 1665 года Витсен сделал следующую запись у себя в дневнике:
«Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла [витражи — прим. moscowwalks]. Короче — у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т.д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя. Он угощал нас очень любезно»

Аверкий Кириллов и действительно был, по выражению Витсена, «первым гостем». Гостями называли крупных купцов, ведущих исключительно оптовую торговлю (склады продукции таких оптовиков поэтому и назывались Гостиными дворами). В XVII веке в таких гостей во всей России насчитывалось всего около 30 человек, они имели многие привелегии и были при этом подсудны только непосредственно царю, он же лично и жаловал это звание особо отличившимся купцам.

Аверкий Кириллов среди гостей был не самым бедным человеком, имел множество лавок в Москве и других русских городах, собственные земли с селами и деревнями, а также соляные варницы в Соли Камской. Соль тогда была незаменимым продуктом, и не только для того, чтобы делать вкусно, а гораздо больше как сырье для производства и как консервант. Соответственно, подорожание соли приводило к подорожанию всего сразу, отсюда и возникали Солевые бунты.

Царь Алексей Михайлович пожаловал Аверкию Кириллову чин думного дьяка, говоря по-современному, олигарх стал еще и министром. Аверкий Кириллов стал руководить Приказами Большой казны, Большого прихода, Казенным приказом и Приказом Большого дворца, т.е. фактически в своих руках держал все финансовые потоки, всю промышленность и торговлю страны. Но закончилось все это для него прескверно.

В 1682 г. во время Стрелецкого бунта Аверкий Кириллова зверски убили: сначала скинули с Красного крыльца кремлевского Теремного дворца, а затем порубили бердышами. Окровавленный и искромсанный труп потащили на Красную площадь под крики: «Расступитесь, думный дьяк идет!», где на позорном столбе перечислили русские народные прегрешения Кириллова: «Великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил».

Новые хозяева перестраивали дом и в петровское и в послепетровское время.

… отсюда и ассиметричность и дикое разнообразие архитектурных форм

С 1703 г. палатами владел А.Ф. Курбатов, который в 1705—1709 гг. провел кардинальную реконструкцию здания и придал ему вид, уже совсем близкий к современному.

С 1746 г. палаты находились в казне и использовались различными государственными учреждениями.
К концу 1860-х здание находилось в аварийном состоянии, и государство не спешило выделять средства на ремонт памятника древности, общественность испугалась возможного сноса и забила тревогу, в результате в 1870 г. по решению Александра II здание было передано Императорскому археологическому обществу, в ведение которого и находилось до 1923 г., после чего здесь разместились сначала Центральные государственные реставрационные мастерские Игоря Эммануиловича Грабаря, а в 1930-х — общежитие горничных и водителей Кремля.

В 1964 г. в палаты въехал Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, ныне, немного-немало, НИИ Культуры, занимающий здание и по сей день.


В 1930-х к палатам была сделана пристройка с лестницей. Не по древнерусским же лестница карабкаться.

На этих фотографиях можно наглядно видеть, насколько с XVII века поднялся культурный слой.

Правое крыло, более поздняя пристройка Аверкия Кириллова выглядит гораздо проще левого


Но давайте уже войдем и посмотрим как оно там внутри

Поднявшись на высокое крыльцо с учетом того, что культурный слой поднялся мы попадаем сразу на бывший второй этаж, откуда лестница срезу же от входа ведет на третий, но туда мы пока не пойдем.

А рядом с центральной лестницей спустимся по старому пути в ныне подвал, бывший некогда первым этажом.

Попадаем в сводчатый зал, выложенный старым кирпичом и белым камнем.

На некоторых кирпичиках видны клейма с двухглавым орлом еще старого вида: крылья смотрят вниз.


Есть и более новые кирпичи.


Возобновлено по древнимъ образцамъ Археологическимъ общ. 1881 г.


Ниши-шкафчики когда-то закрывались дверцами


Сохранились и дверные крепления в белокаменных обрамлениях


Близость реки не самым лучшим способом сказывается на сохранности, то подмывает, то просто влажность высокая. Чтобы избежать последствий в подвале стоит система дренажа и постоянно работают осушители воздуха. Очень хорошо следят.


Низ — белокаменный, своды из кирпича


Еще одно полуподвальное помещение. Читателю самостоятельно предлагается догадаться, кто ныне живет в этом приятном и прохладном помещении палат XVII века. Через 200-300 лет здесь будут копаться историки, археологи и прочие любители древности и с диким восторгом будут обнаруживать мусор, следы других культур, на основе найденного здесь будут писаться диссертации и выстраиваться гипотезы.
Еще одна грань Москвы, которую можно видеть в этом уникальном здании.


Более новая пристройка Кириллова. Понадобилось — просто и быстро пристроили без всяких долгих планировочных решений и согласований. Отсюда и весь такой хаотический характер планировки дома. То же самое, что происходит сейчас, только в XVII веке. Традиция сложилась уже тогда.


Из этой пристройки можно подняться и не используя старую лестницу — по лестнице 1930-х

Узкими коридорами проходим в зал заседаний


Зал заседаний Московского археологического общества, 1870-е


Здесь в потолке и находится плита с закладной надписью, по которой была сделана датировка постройки.


Энергосберегающие лампочки — наше современное всё и везде.


На дверке в зале заседаний также имеются кирпичи с клеймами.


Поднимаеся на третий этаж. Здесь есть световое окно


И еще один зал заседаний с высоким сводчатым потолком, под которым висит массивная сталинская люстра, тоже уже раритет.

Вот и все основные помещения палат — остальное узкие коридоры и стандартные кабинеты.
Удивительно, но как-то спонтанно и сумбурно, но в этом доме сошлись все эпохи: от времен Ивана Грозного и до нынешних дней.

ВСЕ ФОТОГРАФИИ СДЕЛАНЫ В ХОДЕ ЭКСКУРСИИ, ЧАСТНЫМ ЛИЦОМ.

ФОТОСЪЕМКА ВЕЛАСЬ В ПРИСУТСТВИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДИРЕКЦИИ, КАКИХ-ЛИБО ЗАПРЕТОВ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЙ ОЗВУЧЕНО НЕ БЫЛО.

Комментировать с помощью Facebook: