Прогулка с Сергеем Андриякой
Свой первый рисунок старой Москвы он сделал шариковой ручкой на тетрадном листочке, а уже потом, дома, завершил гуашью. По памяти. А что еще оставалось делать? Ведь в те времена вечерняя Первопрестольная была невероятно темной — не писать же с натуры. Сюжет для картины начинающий художник подсмотрел, заглянув в неплотно закрытые ворота Марфо-Марьинской обители, что на Большой Ордынке. Так и приноровился творить по памяти. За долгие годы творческой деятельности картин с видами старого города, каких уже не встретишь в наши дни, народный художник России Сергей АНДРИЯКА написал великое множество. Теперь по ним уже можно изучать «уходящую» Москву. Что мы и сделали, совершив виртуальную прогулку по столице, какой уж больше нет… —>
А во дворах была деревня
Начинаем наше путешествие с детства художника. До пяти лет Андрияка вместе с родителями жил в коммуналке на Новопесчаной улице, в районе Сокола, но «коммунальной» романтики, столь часто рисуемой детским воображением, так и не испытал. Скорее, наоборот, все воспоминания, связанные с тем временем, больше негативные.
— У нас был сосед, тоже художник, несколько психически неуравновешенный. Так вот, он отчего-то просто ненавидел детей, — смеясь, рассказывает Сергей Николаевич, — поэтому не дай Бог было меня выпустить одного в коридор. Он мог, например, идти на меня с кипящим чайником, испепеляя взглядом. Добром бы это точно не кончилось. А потом, это обилие разнообразных насекомых — мусоропровод-то был на кухне — эта ужасающе-зеленая масляная краска на стенах, деление тумбочек на твое — мое. Нет, хорошо о коммуналке можно говорить лишь в том случае, когда живешь одной большой семьей, без постоянных ссор и выяснений отношений. Нам в этом смысле не повезло…
В 63-м семья переехала в район Октябрьской площади (ныне — Калужской). Наш герой жил в одной из четырех высоток прямо напротив станции метро «Октябрьская »- радиальная. Сегодня это улица Большая Якиманка, тогда же она носила гордое имя болгарского коммуниста Димитрова. Сергей Николаевич вспоминает, как впечатлила его тогда эта панорама, с трамвайными путями, машинами и оживленным людским потоком. В коммунальных трущобах такого, конечно, не было.
Но торжество цивилизации и технического прогресса в те годы наблюдалось только лишь на центральных улицах. А во дворах была деревня.
ВО ДВОРЕ ДЕТСТВА, НА БОЛЬШОЙ ЯКИМАНКЕ
— Там, где сейчас проходит тротуар, стояла деревянная избушка — наше домоуправление, — рассказывает Андрияка . — Воды поначалу не было, так что ходили за ней на колонку. Зимой мы прямо посредине двора катались на санках. Там кругом были маленькие домики, обнесенные даже не забором, а каким-то штакетником — ну чистая деревня. А нам так нравилось! Вообще эти деревянные домики были тогда повсюду: и на самой Октябрьской площади, и дальше, в сторону Серпуховской, и там, где сегодня находится парк скульптур ЦДХ. Да, теперь только и остается, что вспоминать …
Еще я отлично помню старую детскую поликлинику, такой аккуратненький красный особнячок. А какой был кинотеатр «Авангард», куда мы бегали мальчишками. Но особая история — это Казанский собор, который взрывали на моих глазах. Дело было в 72-м году, поздно вечером. Нас всех выгнали на улицу, видимо, боясь, как бы наши хлипкие «хрущевки» не рухнули. В память врезался обложенный какими-то досками храм, многие плакали. Причем взрывали не один раз! У меня, кстати, даже есть рисунок храма после первого взрыва … Вообще, мне кажется, это было глупое решение — видите ли, собор стоял на правительственной трассе и мог испортить впечатление иностранных делегаций, ехавших из аэропорта. Но что было, то было. Сейчас на том месте новая часовня, но это, по-моему, то же, что и столик из ДСП на тощих ногах по сравнению с резным дубовым столом. Уже — не то…
Первое разбитое стекло
История с Казанским собором неожиданно для самого художника через много лет получила продолжение. После окончания института он задумал написать большую сюжетно-историческую картину, вот только с темой определиться никак не мог. Помог старый натурщик, в прошлом циркач, человек с феноменальной выдержкой, способный по три часа стоять на полусогнутых ногах. Выяснилось, что он тоже когда-то жил в тех местах и стал свидетелем другой, более ранней трагедии Казанского собора. Сразу после революции стране потребовался металл, а потому, не мудрствуя лукаво, правительство распорядилось использовать «резервы» церквей. Тогда начали переплавлять колокола и прочую утварь. Именно с этой целью однажды в Казанский собор пожаловал суровый комиссар в черном «кожане». Но местный батюшка встретил его на входе и грудью преградил дорогу. Не долго думая, «сборщик металла» достал из-за пояса маузер и в упор застрелил священника. После этих драматических событий храм стал недействующим. Как раз эти детские воспоминания старого циркача и послужили сюжетом для большой картины Сергея Андрияки…
Но давайте-ка о чем-нибудь веселом. Наш собеседник рассказал о весьма забавном эпизоде из мальчишеского детства. Во дворе их дома жила вредная старуха, одним своим появлением ввергавшая в ужас всю «хулиганскую» часть местного народонаселения. Но даже несмотря на эту потенциальную опасность, ребятня придумывала все новые и новые забавы. Как-то повадились они взрывать серу. Сооружали нехитрую конструкцию из болтов, прокладывали серой, поджигали — и…Надо ж такому случиться, что осколки этого самодельного снаряда однажды угодили прямо в окно этой вредной бабке. Перепуганные близостью неминуемой расправы, мальчишки разбежались куда глаза глядят, а Сережа почему-то остался.
— Я был очень вежливым, всегда со всеми здоровался, и потому на меня никто даже не подумал, — смеясь, вспоминает художник. — «А, это ты, Сережа?», — сказала та старушка, а потом закричала вслед моим убегающим дружкам: «Ну я вам еще задам!». Стекло-то в те годы было большой проблемой. А я стоял и думал, что это мое первое разбитое стекло…
А так, если вспомнить, все мое детство прошло на фоне каких-то строек, перестроек, видоизменений. На наших глазах открывался Художественный салон, строился ЦДХ. Там, кстати, все время плыл грунт, и для его заморозки стояли специальные морозильные установки. Они, кажется, и сейчас стоят. Но я вам этого не говорил! (смеется).
Там, где кончалась Москва
Еще один уголок дорогой для Андрияки Москвы находится в районе Медведкова. Точнее, находился. Мама Сергея Николаевича всегда была очень верующей и тайком от всех возила сына в тамошний храм Покрова Богородицы. Это сегодня там высится частокол многоэтажек Отрадного, а тогда, в детстве, вокруг была настоящая деревня, которая когда-то принадлежала князю Пожарскому. Сейчас ее существование выдают лишь необыкновенные фруктовые деревья, чудом сохранившиеся в городских джунглях, а в 70-х трудно было даже представить, что где-то там, совсем близко шумит-бурлит огромный мегаполис. Медведково жило своей размеренной жизнью, наполненной сплетнями баб, собиравшихся у «центра Вселенной» — сельского магазина, смачной руганью мужиков, на телеге привозивших в тот же самый сельмаг ящики и бутылки, лаем собак и вечным криком бессовестных петухов. «Все это очень дорого для меня, — с нескрываемой теплотой говорит Сергей Андрияка, — жаль только, что осталось лишь в моих воспоминаниях». В начале 80-ых, когда деревня Медведково, как и многие другие пригородные населенные пункты, стала превращаться в Москву, наш герой успел запечатлеть в своей акварели последний уцелевший домик рядом с храмом. Так что кусочек своего детства Андрияка все-таки сохранил…
ПОСЛЕДНИЙ ДОМИК ДЕРЕВНИ МЕДВЕДКОВО
Особые воспоминания связаны у него с одним удивительным старцем, архимандритом Сергием, который служил настоятелем храма Покрова Богородицы, там же, в Медведкове. Этот человек отличался необычайным даром убеждения и в то же время крутым, почти революционным нравом. Отец Сергий первым из церковнослужителей отказался от взимания денег за веру, объявив бесплатными крестины, венчания, отпевания. А для пущей убедительности написал на стене храма: «Кто за сребролюбие, да отойдет от святой церкви!», за что и был отстранен тогдашним патриархом Пименом. Еще бы! Прецедент по тем временам был неслыханный. Но находчивый архимандрит написал Пимену убедительный ответ аж на пяти листах и был вновь возвращен к делам церковным.
— Удивительная вещь, но судьба не раз сводила меня с этим старцем, — рассказывает Андрияка. — Оказывается, он похоронен на немецком кладбище, рядом с нашей Школой акварели. А в революционные годы он вместе со своими соратниками устраивал на Гороховском, 16, православные чтения. ( Школа акварели С. Андрияки находится в доме 17 по Гороховскому переулку — М.Е .). Думаю, все эти совпадения неслучайны.
Где храм, там и кран
А мы из Медведкова переносимся в старое Замоскворечье, в узких улочках которого проходила юность Сергея Андрияки. Сейчас он с болью вспоминает, как на его глазах рушили эту часть старой-доброй Москвы. Сначала буквально «прорубили» улицу Димитрова (нынешнюю Якиманку), на ходу снося все маленькие домишки , потом «ломали» старую Тульскую улицу. Все это нашло отражение в работах Андрияки. Многие деревянные постройки просто сжигали, и хотя наш художник получал тогда уникальную возможность писать пожар с натуры, смотреть, на то, как умирает старая столица, было мучительно и тяжело. Позднее те же эмоции Сергей Николаевич переживет, наблюдая за пожаром в Манеже из окна своей мастерской на Тверской.
— К счастью, истинное лицо города еще чуть-чуть сохранилось в старом Замоскворечье, — говорит Сергей Николаевич. — Точечная застройка здесь не ко всему подобралась, хотя той Москвы осталось совсем немножко. Если посмотреть на панорамы столицы начала XX века, то нетрудно заметить, что некими доминантами были храмы. Сейчас, пожалуй, этой самой доминантой является только Храм Христа Спасителя, а другие церкви скрыты от нас всякими «новомодными» высотками. В Замоскворечье еще есть небольшой «сгусток» храмов: это рядом с Балчугом, там еще знаменитый дом Смирнова, Черниговский переулок. Удивительно, но их не только не снесли, но даже и не нарушили целостность этого уголка — там и сзади еще ничего не торчит. А то обычно где храм, там и кран. Честно, больно это видеть и осознавать…
СТАРЫЙ ДВОРИК НА ПЯТНИЦКОЙ В АКВАРЕЛИ
И В ЖИЗНИ
В Замоскворечье и других старых районах Белокаменной Андриякой было написано огромное количество работ. Причем на многих из них действительно — «Москва, какой уж больше нет». Сергей Николаевич показывает нам свой альбом, по ходу вспоминая историю создания некоторых картин. Как-то раз, проходя мимо храма Вознесения на Никитской, художник решил заглянуть во двор. И, как оказалось, совершенно не напрасно. Его взору предстали старые гаражи, обвешанные сосульками, припорошенные снегом деревья, а над ними — величавый храм. О таком сюжете можно было только мечтать!
А в другой раз Андрияка, стоя у Австрийского посольства, что в Староконюшенном переулке, обратил внимание на тогда еще строившийся Храм Христа Спасителя, закованный в леса. Храм, с нависшими над ним железными махинами кранов, словно выглядывал из-за «спин» маленьких каменных домиков. «Это ж история!», — подумал художник и сделал набросок. Все атрибуты цивилизации решил сохранить, чем усилил контраст Москвы новой, строящейся, и старой, смиренно ждущей своего последнего часа.
Интересный случай произошел в Кремлевском Дворце съездов. В антракте Сергей Андрияка вышел в Зимний сад, где из окна словно заново увидел великолепные кремлевские соборы. Что делать? Фотографировать, равно как и рисовать, строго запрещалось. Художник попросил у своей спутницы единственный «писчий» предмет — подводку для губ и, маскируясь, запечатлел прекрасные купола на маленькой программке. Потом из этого наброска родилась еще одна чудная акварель…
ТЕ САМЫЕ КУПОЛА
Текст Марии Егоровой
Фото Александра Орешина
Материалы опубликованы с согласия авторов, по всем вопросам сотрудничества можно смело обращаться к Марии Егоровой
ПРИХОДИТЕ! БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!
Настройте свой интернет на нашу волну!
Сообщество Прогулки по Москве в Живом Журнале
Дневник Прогулки по Москве на LiveInternet.ru
Блог Прогулки по Москве на Блогах Mail.Ru
На нашем сайте имеется страница с Избранными статьями, доступная также по ссылке в самом верху сайта.
Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на наш RSS поток,
а также на рассылку наших статей по электронной почте:
Если вы разместили интересный материал о Москве или планируете проводить мероприятие с московской тематикой, то пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru
Ваша активность и отзывы помогают нам работать над улучшением и наполнением этого сайта.
Мы всегда готовы рассматривать любые интересные коммерческие и некоммерческие предложения, связанные московской тематикой.
Пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru или звоните 8-916-832-21-13
Если Вам нравится этот проект, то Вы хотите помочь нам писать интересные статьи для Вас и дальше, то сделать это можно заказав экскурсию