Гостиница Метрополь: детали снаружи и интерьеры
Все знают гостиницу «Метрополь», но не все там были, да и многие детали можно рассмотреть на гостинице только вооруженным глазом.
В наших архивах накопились красивые фотографии интересных деталей гостиницы, а также ее интерьеров, и сегодня мы решили сделать отдельную публикацию по теме.
Самое интересное, что изначально Метрополь даже и не строился, как гостиница.
Но об этом можно прочитать дальше, а также посмотреть интерьеры, цитаты из Ленина и Ницше на фасаде и многое другое —>
Здание, ставшее позже гостиницей «Метрополь» начали строить в 1899 г., когда промышленник и большой любитель искусств Савва Мамонтов выкупил участок земли с располагавшейся здесь небольшой гостиницей и банями купца Челышева (в народе «Челыши»)
Савва Мамонтов, как главный инвестор, объявил открытый конкурс на строительство большого комплекса с гостиницей, ресторанами, галереей и, главное, с большим оперным театром. Мамонтов был страстным театралом, сам занимался пением с молодости и даже специально учился ему в Италии, однако, в отличие от предпринимательской деятельности высот не достиг, но любви к искусству не растерял, поддерживал многих художников и певцов.
Несмотря на то, что первое место в конкурсе занял проект архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова, Савва Мамонтов настоял, чтобы подряд отдали Вильяму Валькоту, занявшему лишь четвертое место.
Изначальный проект Валькота был еще более помпезен:
Но сначала Савву Мамонтова обвинили в растрате, судили и все его имущество ушло на погашение долгов, затем в 1901 г. в еще недостроенном комплексе случился пожар, а новые владельцы для достройки пригласили в соавторы к Валькоту выигравших конкурс изначально Кекушева и Шевякова, после чего в проект «Метрополя» были внесены большие правки, окончательно превратившие его лишь в гостиницу. А мог бы быть прямой конкурент Большого театра, на Театральной же площади.
Пройдем внутрь
Вот как выглядел этот холл до революции
В ходе последнего ремонта с 1986 по 1991 гг. гостиница обрела много новодельных элементов.
Центральный холл:
Главная лестница и лифт:
То же самое, но до революции:
Конечно же, в советское время гостиницу сразу же национализировали, и в первые годы она получила статус Второго Дома Советов (первым стала гостиница Националь), после переноса столицы из Петрограда в Москву советским чиновникам негде было жить и заседать, а фешенебельные гостиницы пустовали. Только в конце 1920-х «Метрополю» вернули былую функцию. Здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих и многие другие именитые иностранцы.
Поднимемся по лестнице с отреставрированными витражами
Холл одного из этажей
От лифтового холла в обе стороны отходят длинные коридоры с атриумами
В целом, как-то пустынно и неуютно, свет холодный
Стандартный номер выглядит так:
В общем-то никаких изысков, но картина настоящая и два туалета, рядом с кроватью и рядом с выходом справа за кадром.
Что интересно потолок атриума — это еще не последний этаж:
На удивление, над основными этажами Метрополя имеется и довольно простой этаж с низкими потолками
Общий вид верхнего этажа «Метрополя»
А уж пожарные и служебные лестницы и вообще без прикрас:
Спустимся обратно на завтрак в большой холл под куполом:
Обычный общий завтрак в Метрополе, кстати, увы, разочаровывает. Ожидаешь, если не высокой кухни, то хотя бы каких-нибудь гастрономических излишеств, но нет, хороший завтрак: омлет, круассаны, немного горячего. Хорошие европейские «три звезды», или простенькие «четыре» при стоимости стандартного номера от 13 тыс руб. на начало 2014 г.
Если только игра на арфе услаждает слух:
Дореволюционные банкеты в зале:
Осмотрим детали гостиницы снаружи:
Двинемся теперь вдоль фасада, выходящего на площадь Революции
(крупнее)
На стене, смотрящей в сквер Маркса, гордо красуется цитата Ленина, набранная витиеватым шрифтом: Только диктатура пролетариата способна освободить человечество от гнета капитала.
При этом на стене, смотрящей в Театральный проезд частично сохранилась и сильно затерта цитата из Ницше: Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему.
Отдельно стоит поразглядывать майоликовые панно Абрамцевской керамической мастерской. Савва Мамонтов не зря покровительствовал художникам.
Отдельное внимание на изящные перила
Почти такое же панно с русалками через почти десять лет Абрамцевская мастерская изготовила для дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке.
Правда, панно на доме Нирнзее сохранилось хуже и находится настолько высоко, что из переулка его не видно никак. Разглядеть можно только при большом увеличении с Тверского бульвара.
Самое знаменитое панно сделано по эскизу Михаила Врубеля и называется Принцесса Грёза.
Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбленный Рюдель пустился в плавание в надежде увидеть воочию свою любовь. Врубель изображает корабль, взлетающий над волнами. В центре с арфой в руках лежит умирающий рыцарь.
В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную своей возлюбленной и является чудесное видение–греза — перламутровая женщина с лилией в руках.
Конечно, не обошлось и без революционной тематики: Здесь в ноябре 1917 г. под руководством Фрунзе революционные солдаты вели бои с юнкерами, оборонявшими подступы к Кремлю.
Поклонение божеству
Поклонение природе
Традиция стеклить балконы, видимо, берет свое начало еще с дореволюционных времен.
Жажда