Интервью с Кареном Шахназаровым
Признаться честно, перед этой встречей я слегка волновалась. Несмотря на всю свою профессиональную пуленепробиваемость. Оно и понятно, ведь почти год доставаний пресс-секретаря,постоянные переносы интервью сделали свое дело: Мосфильм я стала воспринимать как нечто недоступное. И вот февраль. Звонок: «Завтра приехать сможете? Карен Георгиевич готов с вами пообщаться…»
Какие вопросы? Едем! Жаль, меня тогда не предупредили, что на общение с мэтром кино у нас будет каких-то 20 минут…
В связи с этим сразу говорю: интервью не претендует ни на какую гениальность, посвящен юбилею Мосфильма. А вот сама прогулка по российской «фабрике грез», на мой взгляд, гораздо интересней.
Мосфильму почти 90 лет. Больше тридцати из них здесь работает известный режиссер, народный артист России, лауреат государственных премий, ныне — глава киноконцерна Карен Шахназаров. Какой он, Мосфильм — глазами старожила? Об этом наш разговор —->
— Карен Георгиевич, вы пришли на Мосфильм еще студентом. Как прошло знакомство? Как осваивались в этом огромном киногороде?
— Да, это было давно. Меня пригласил ассистентом на свой фильм Игорь Владимирович Таланкин, у которого я учился во ВГИКе. Я уже, конечно, не помню никаких подробностей, но то, что Мосфильм производил ошеломляющее впечатление — это точно. Столько людей, все чем-то заняты, куда-то спешат… Первые полгода я здесь вообще с трудом ориентировался, но обходился без «проводников» — все узнавалось эмпирическим путем. Работа помогала. Я же ассистентом режиссера был, а это значит: пойди туда, принеси то…
— О знаковых встречах в мосфильмовских коридорах ходят легенды. У вас такие были?
— Встречался со многими артистами и режиссерами, но не сказал бы, что это были знаковые встречи. Например, в самый первый день на Мосфильме я стоял у отдела кадров, оформлялся. И вдруг вижу, идет по коридору Смоктуновский, в костюме — видимо, на съемки. У него, наверное, было хорошее настроение, потому что шел он такой оживленный, веселый. Подошел ко мне, похлопал по плечу и сказал так дружелюбно: «О, привет!» И дальше пошел. Я так и остался стоять.
— В общем, благословил вас мэтр.
— Да, (улыбается) благословил. А еще интересная история связана с Сергеем Федоровичем Бондарчуком. Моим первым фильмом здесь стала картина Игоря Владимировича Таланкина «Выбор цели», где Курчатова играл Бондарчук. В мои обязанности, как ассистента режиссера, входило как раз ездить за ним домой, привозить на съемочную площадку. А у нас был ассистент по актерам, очень опытный человек. Он, когда меня первый раз за Бондарчуком посылал, сказал: «Что бы ни было, жди его в подъезде и никуда не выходи». Я приехал, позвонил по телефону, женский голос мне ответил: «Да, да, сейчас он будет». Сижу жду. Проходит полчаса, час… Я звоню нашему ассистенту. Тот говорит: «Сиди, сейчас я ему сам позвоню». Они были хорошо знакомы. И вот через некоторое время открываются двери лифта, выходит Сергей Федорович и, как ни в чем не бывало: «Так чего ж ты не позвонил-то?»
Потом у нас с ним сложились хорошие отношения…
— Когда же вы здесь окончательно освоились?
— Только сейчас, после того, как десять лет проработал здесь директором, могу со всей ответственностью сказать: я знаю, что такое Мосфильм. До этого, работая здесь и режиссером, и руководителем творческого объединения, я, конечно, не представлял, насколько сложен этот организм.
— Мосфильм вы возглавили в, мягко скажем, не самые лучшие для нашего кинематографа времена, да и сама киностудия тогда была в плохом состоянии. Как справились с таким незавидным «наследством»?
— Вы правы, десять лет назад Мосфильм, конечно, был сильно запущен. Вся инфраструктура, начиная от электрики и заканчивая крышами, пребывала в ужасном состоянии. Почти все было сорокалетней давности, близко к остановке. Думаю, что так бы и случилось, если бы мы не устроили комплексную реконструкцию. И, конечно, с точки зрения кинотехнологий Мосфильм тогда отставал от современных студий лет на 20 точно. Например, у нас было всего две новых камеры 80-го года, которые покупались к Олимпиаде. Все остальное — еще старше. И так — практически во всех подразделениях. Поэтому мы решали сразу две задачи: реконструкция самой студии и ее модернизация. Причем, я считаю, ни один из этих вопросов на 100% мы еще не решили.
— Руки не опускались?
— Нет, хотя, конечно, я не сразу оценил масштаб проблем. Другое дело, я даже не думал, что мы зайдем так далеко. Внутренне мне, конечно, хотелось сделать первоклассную студию, ведь если уж работать, то надо стараться быть первым. Тогда есть шанс, что ты будешь вторым (смеется). Например, старую Тонстудию долгое время вообще хотели сносить. Думали, не потянем. И в результате сделали ее одной из лучших студий не только в стране, но и во всей Европе.
— Если говорить о главном достижении Мосфильма, то это… ?
— Для меня, как для профессионала, режиссера, важно то, что наши технологические возможности сегодня не только не уступают, но и превосходят возможности европейских и даже некоторых американских студий. Сколько себя помню, проблема отставания Мосфильма от зарубежных студий обсуждалась всегда. Сейчас же можно с уверенностью сказать, что на нашей студии есть все. Один из показателей — то, что очень многие европейские студии сейчас хотят с нами сотрудничать. Сегодня Запад видит в нас конкурентов.
— Карен Георгиевич, как удается совмещать административно-управленческую деятельность с творческой работой, ведь вы продолжаете снимать кино? Одно другому не мешает?
— Я никогда об этом не задумывался, наверное, поэтому и удается совмещать. С одной стороны это, конечно, в определенной степени мешает, но с другой — наоборот, помогает. Почему? Когда ты работаешь в съемочной группе, ты проблемы Мосфильма да и всего кино реально понимаешь. А когда ты сидишь в кабинете, конечно, от тебя уходит очень многое, важных нюансов не чувствуешь. Например, во время съемок одной картины здесь, на Мосфильме, мне сделали брак — поцарапали пленку. Начали разбираться. Я говорю: «Если вы директору царапины делаете, как же вы работаете для других?» (смеется). И я ушел к нашим конкурентам. Это был большой удар. Согласитесь, если директор ушел, значит, с позиции сторонних наблюдателей, плохи на студии дела. Выяснение выявило очень много проблем, решив которые, нам удалось избежать подобных эксцессов в дальнейшем. Естественно, ничего такого я бы не узнал, если б я просто сидел в кабинете. Ведь докладывают-то всегда хорошее…
— Говорят, есть такой мосфильмовский дух…
— Да, есть. Хотя, наверное, точнее будет сказать: характер мосфильмовский. Это спрятано в самом слове — что-то московское… Возьмите, к примеру Ленфильм. Тоже легендарная киностудия, у которой есть свои традиции, но там не так. Ленфильм более холодноватый, отстраненный, интеллектуальный, но менее сердечный. А Мосфильм он всегда был немножко безалаберный, но довольно хлебосольный, веселый, живой, беспечный, быстро увлекающийся. Здесь всегда царила веселая атмосфера, здесь любили компании, здесь ценили юмор. Романы, любовь — все происходило (смеется)…
— Что же нужно для того, чтобы по-настоящему почувствовать Мосфильм?
— Надо здесь проработать. Причем обязательно проработать в творческой группе. Ведь на Мосфильме, как и на любом большом предприятии, есть масса самых обычных профессий. Например, бухгалтер. Эти люди могут работать здесь десятилетиями, но так и не понять, не почувствовать, что же такое кино, потому что они никогда не соприкасались со съемочным процессом. А это очень важно.
Кстати, очень интересно строятся отношения на Мосфильме. Съемочная группа всегда воспринимала стационарно-бюрократическую часть как тех, кто мешает делать что-то великое, а те, наоборот, воспринимали творческих работников как авантюристов, которые хотят развалить все то, что создается трудом истинных тружеников (смеется). Этот конфликт тоже придает прелести.
— Где же, на ваш взгляд, находится сердце Мосфильма?
— Нельзя сказать. В каждом подразделении должно быть свое сердце…
— А вот те, с кем я общалась на Мосфильме, назвали вас…
— Меня? Спасибо, конечно (смеется). Не ожидал.
— Сергей Эйзенштейн говорил, что на Мосфильме еще много мест, где не ступала нога человека. А где не ступала нога Карена Шахназарова?
— Таких мест очень мало, но я их знаю. Знаю, что там находится и что там происходит, но не дохожу.
— Ваше любимое место на киностудии?
— Не могу сказать, что этот кабинет — мое любимое место. Кстати, это единственное помещение, которое мы вообще не ремонтировали и не реконструировали, так что здесь сохранился чисто советский дизайн. На случай, если будем снимать картину о той эпохе, этот интерьер будет на вес золота. Таких сейчас не найдешь. Но сам я больше всего люблю в группах сидеть, там, где идет процесс, связанный с непосредственным деланием кино.
Текст Марии Егоровой
Фото Александра Орешина
Материалы опубликованы с согласия авторов, по всем вопросам сотрудничества можно смело обращаться к Марии Егоровой
ПРОГУЛКА ПО «ФАБРИКЕ ГРЕЗ»
Ему уже столько лет, а он как огурчик. Свежий, ухоженный, востребованный. Настоящий лакомый кусочек для всех тех, кто знает и любит настоящее кино. Это все — о Мосфильме. По случаю юбилея мы совершили коротенькую прогулку по главной киностудии страны.
«В ДУШЕ ОН МЯГКИЙ И ПУШИСТЫЙ»
Так же, как театр начинается с вешалки, Мосфильм начинается с музея. За стенами этого небольшого по здешним меркам желтого здания собрана вся многолетняя история киностудии. Впрочем, представленные здесь экспонаты, в отличие от большинства «собратьев» из других музеев, не привыкли подолгу оставаться без дела. Пассивному позированию они, как заправские артисты, конечно же, всегда предпочтут напряженный и волнительный съемочный процесс. Именно поэтому главная особенность мосфильмовского музея — непостоянство. Из-за того, что большинство экспонатов до сих пор востребованы в кино, экспозиции здесь меняются очень часто.
Заходим в первый зал и сразу же попадаем в царство машин и военной техники. От осознания того, что многие из здешних «обитателей» — реальные участники боевых действий, становится как-то уж очень волнительно. А если еще вспомнить, в каких фильмах мы их когда-то видели! Сегодня автопарк Мосфильма представлен 74 ретро-автомобилями. Есть среди них и настоящие кинолегенды.
— Вот это наш самый любимый и самый легендарный экспонат, — заведующая экскурсионным бюро Мосфильма Елена Морозова с гордостью показывает нам черный «Роллс-Ройс Фантом». — Достаточно сказать, что этот автомобиль «засветился» в таких фильмах, как «Неуловимые мстители», «Цареубийца», «Свой среди чужих, чужой среди своих», и вы сразу же его узнаете. Машина не так давно реставрировалась. Но самое удивительное, что, когда мы направили запрос в Австралию, где находится штаб-квартира компании, оттуда пришел полный удивления ответ. Мол, как так? Ведь, по данным компании, она давно числилась погибшей на полях войны. Скорее всего, в послевоенное время машина находилась на территории, занятой советскими войсками, и была привезена в Москву как трофей.
— А как вообще техника попадает на киностудию?
— По-разному. Вот, например, это подарок от неизвестного почитателя, — Елена указывает на роскошный черный «Ягуар». — Прежде чем попасть сюда, машина уже успела сняться в одном фильме. Это небезызвестный сериал «Бригада». Кстати, похожий автомобиль есть в гараже у английской королевы…
Но что-то мы, конечно, создаем сами. Так, для фильма «Звезда» нам нужен был полугусеничный мотоцикл. Вон он стоит, у стены. Но так как нашелся только один экземпляр, да и то — в Музее бронетанковых войск, наши его сделали сами.
— Но техника-то вся на ходу?
— А как же! Некоторые машины даже имеют родные детали. Вот, например, эта «полуторка». Тут даже двигатель довоенный. Зато в том немецком автомобиле стоят детали от нашего «жигуленка», так что на самом деле в душе он мягкий и пушистый (улыбается).
ЧТОБ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ
Из «машинного отделения» переходим в небольшой уютный зал с костюмами. Вообще мосфильмовский гардероб насчитывает более 400 тысяч самых разных одежд, и коллекция все время пополняется!
— Эта традиция существует еще с 1923 года, когда студия только зарождалась, — объясняет Елена Морозова. — Уже тогда люди понимали, что надо собирать костюмы современной эпохи, иначе потом их сложно будет найти. Так что сегодня по мосфильмовским костюмам можно изучать моду ХХ века.
Но одно дело — обычная одежда, и совсем другое — костюмы исторические и фантастические. Осматривая небольшую экспозицию, сразу вспоминаешь любимые фильмы. Безликие манекены как-то сами собой превращаются в известных актеров. Вот стоит задумчивая Наталья Бондарчук в длинном вязаном платье из крупных цветов в роли красавицы Хари из «Соляриса». Смачно попивают чаек в ярко-ситцевых купеческих нарядах Инна Макарова и Надежда Румянцева в образах сестер Анфисы и Раисы Пижоновых из «Женитьбы Бальзаминова». Восседает на троне величавый Борис Годунов — Сергей Бондарчук.
— Кстати, парча для костюма Бориса Годунова заказывалась в монастыре по старинным технологиям, — рассказывает Елена. — А вот эти костюмы для фильма Карена Шахназарова «Цареубийца» изготавливались по фотографиям царской семьи. Здесь даже соблюдены детали, о которых мы, современные люди, не знаем. Вот вы как думаете, почему на старых фото высокопоставленные чиновники всегда держат одну руку за спиной? Оказывается, в старых костюмах сзади был карман, и мужчины убирали туда руку.
СНАЙПЕРЫ ДЛЯ БЫКА
Еще одно сокровище Мосфильма — старинные кареты, собранные из элементов реальных экипажей прошлых веков. Почему-то особенно щедрой на подобные находки оказалась послевоенная Прибалтика.
Предмет особой гордости киностудии — польское ландо, в котором, как утверждают здешние реставраторы, за 150 лет не поменяли ни одного шурупа. Такой вот стопроцентный подлинник! Неизвестно, кто и когда ездил в этом экипаже в жизни, а вот в кино в раритетном ландо «засветились» Олег Янковский в «Докторе Живаго» и Андрей Панин в фильме «Всадник по имени Смерть».
Другая легендарная карета была замечена в «Войне и мире»: на ней Наташа Ростова покидала Москву во время пожара. А много позже этот же самый экипаж собирал-разбирал по просьбе молодого барина, не желавшего, чтобы уезжал граф Калиостро, кузнец в фильме «Формула любви». Вот такие метаморфозы…
Особняком в «каретном ряду» смотрится колоритная декорация к картине Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений». Гигантская туша быка распята на жертвенном алтаре. Именно в этом «резервуаре» отравленный Чезаре Борджиа в лице Андрея Панина принимал кровавые ванны.
— Самое интересное, что прообраз быка нужно было тоже доставить на съемочную площадку, — рассказывает Елена Морозова. — Говорят, очень долго искали животное таких же огромных размеров, как это чучело. Причем, когда его привезли на съемочную площадку, туда специально вызывали и группу медиков, и группу ветеринарной помощи. Даже снайперы с пулями снотворного стояли. Беспрецедентные меры предосторожности. А ведь снять-то нужно было всего лишь, как полусонного быка ведут на убой, к алтарю.
И это лишь одна из сотен мосфильмовских историй…
«ВТРОЕМ СКАЧЕМ ЗА ЦЕЛУЮ АРМИЮ»
Мы в царстве звука — прославленной Тонстудии, в недрах которой, как и на любой кинофабрике, зарождается голос фильма. В многочисленных подразделениях ведутся запись музыки, речевое озвучивание, перезапись, звуковой монтаж. Вторгаться в столь сложные процессы даже досужим журналистам — опасно для жизни. Поговаривают, режиссеры в такие моменты проявляют особую агрессивность. Но нам посчастливилось: в студии шумового озвучания как раз наметился перерыв.
В павильоне приглушенный свет. На большом экране стоп-кадр. А кругом то, что заставляет фильм оживать. Старейший работник студии Ирина Дмитриевна показывает разные мудреные приборы, которые рождают звуки природы. Похожая на огромные качели конструкция — морской прибой. Когда она наклоняется под определенным углом, наполняющая ее дробь с грохотом летит вниз. Остается добавить крики чаек — и вот он, желанный отдых у моря.
Деревянный барабан с ручкой при раскрутке завывает самой настоящей вьюгой. В студии есть двери и окна с разными скрипами, всевозможные полы — от дворцового паркета до деревенских половиц, мебель всех «возрастов». В общем, полный ассортимент звуков, который в зависимости от требований времени и режиссеров постоянно растет. Но все же есть и вечные ценности. Так, например, морские купания, оказывается, «озвучиваются» в обычной ванне. А конский топот создается за счет энергичных постукиваний пластмассовыми стаканчиками по плотно утрамбованному песку. Ирина Дмитриевна говорит: «Втроем «скачем» за целую армию». Других фирменных секретов нам, конечно, не раскрыли…
Напоминаем, что в пятницу, субботу и воскресень мы проводим интересные экскурсии по Москве.
Приходите!
Настройте свой интернет на нашу волну!
Книга для отзывов, предложений и вопросов. Быстро и без регистрации.
Наша группа во ВКонтакте — любые отзывы, предложения и ваши фотографии
Сообщество Прогулки по Москве в Живом Журнале — здесь можно писать комментарии, размещать свои материалы и фотографии с прогулок
Дневник Прогулки по Москве на LiveInternet.ru
Блог Прогулки по Москве на Блогах Mail.Ru
На нашем сайте имеется страница с Избранными статьями, доступная также по ссылке в самом верху сайта.
Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на наш RSS поток,
а также на рассылку наших статей по электронной почте:
Если вы разместили интересный материал о Москве или планируете проводить мероприятие с московской тематикой, то пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru
Ваша активность и отзывы помогают нам работать над улучшением и наполнением этого сайта.
Мы всегда готовы рассматривать любые интересные коммерческие и некоммерческие предложения, связанные московской тематикой.
Пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru или звоните 8-916-832-21-13
Если Вам нравится этот проект, то Вы хотите помочь нам писать интересные статьи для Вас и дальше, то сделать это можно заказав экскурсию