Посольство Беларуси: что скрывается за фасадами
Все видели красивое здание посольства республики Беларусь, что на Маросейке, 17. Но гораздо интереснее заглянуть внутрь. Что там сохранилось от изначальных интерьеров? Давайте откроем двери посольского здания и увидим.
Смотреть фото старых интерьеров и подвала здания —>
Фото: Википедия
Так выглядит здание посольства со стороны Маросейки. Это не барокко, это стилизация под него, эклектика второй половины 19 века, уже из купеческой эпохи. Здание же построили ещё в 1780-е годы.
Усадьбу возвёл в 1780-1782 годах Михаил Родионович Хлебников. Это коломенский купец, который решил построить военную карьеру , дослужился до звания полковника и до начальника канцелярии у полководца Румянцева-Задунайского.
Со двора сохранился изначальный фасад. Именно с таким декором он был и со стороны Маросейки – довольно сдержанный классицизм. Автор проекта, предположительно, Василий Баженов. Возможно, кто-то из его учеников. На средства полковника Хлебникова была построена и церковь напротив – Косьмы и Дамиана на Маросейке.
В 1793 году Хлебников переехал на Новую Басманную улицу, продав усадьбу Петру Румянцеву-Задунайскому. Пётр Александрович с детства на военной службе, уже в 18 лет – полковник. Позже – герой Семилетней войны и фактически руководитель всех военных действий в русско-турецкой войне 1786-1775 года. С победного 1775 года полководец жил на Волхонке, и уже на старости лет переехал на Маросейку, где прожил четыре последних года жизни. После его кончины усадьба перешла сыну – графу Николаю Петровичу Румянцеву, должности которого можно перечислять бесконечно. Это и министр иностранных дел, и канцлер Российской империи, основатель Румянцевского музея, коллекционер и меценат. Румянцев считается еще и основателем Российской государственной библиотеки, потому что его музей в советское время лёг в основу библиотеки имени Ленина.
Заходим в здание с Маросейки. В фойе посольства росписи по стенам имитируют декор. Представительству Белорусской ССР особняк передали в 1957 году.
Самое интересное в интерьерах здания – круглая чугунная лестница каслинского литья, сохранившаяся, по-крайней мере, со времён купца Грачёва, то есть с 1880-х годов. Изготовлена она на Урале и по частям перевезена в Москву. Без сомнения, одна из лучших лестниц Москвы.
Заходим под лестницу и смотрим вверх.
Кое-где видны заводские клейма.
Поднимаемся на второй этаж.
Мы на втором этаже. Круглая лестничная площадка целиком металлическая.
А это потолок второго этажа над лестницей. Весь декор интерьеров, который вы сейчас увидите не изначальный, а уже купеческий, 1880-х годов.
С лестничной площадки можно попасть в овальный зал, расположенный по центру второго этажа особняка. Планировка сохранилась с конца 18 века, но оформлено всё было по-новому. Есть сведения, что Румянцев-Задунайский повелел расписать стены залов сценами из сражений, в которых он участвовал и побеждал. Нынешний декор же сохранился со времён купца Митрофана Грачёва. В дворянскую эпоху, в конце 18 — начале 19 века в этих комнатах не жили. Это парадная часть особняка, типичная анфиладная планировка. В этих залах во времена Румянцевых устраивалсь балы, литературно-музыкальные вечера, тут в гостях бывали поэты В. Жуковский, П. Вяземский, И. Дмитриев, историк Н. Карамзин. Окна справа выходят на Маросейку.
В овальном зале сохранилась система вентиляции 19 века, которая работает до сих пор.
Бюсты, в нишах на месте которых в конце 18 века находились картины баталий русско-турецкой войны. Среди бюстов — Пушкин, Пётр Первый, Ломоносов и Платон.
Граф Николай Петрович Румянцев слыл франкофилом и почитал Наполеона. И, когда он узнал о начале войны с французами, графа разбил паралич. По иронии судьбы, во время французской оккупации Москвы, в 1812 году, именно в этом особняке расположился французский муниципалитет под предводительством генерального интентанта Ж.-Б. Лессепса. Это не случайно. В окрестностях селились армяне, и они подговорили своего земляка, телохранителя Наполеона, мамелюка Рустама Разу, армянина по национальности, обеспечить охрану их домов от русских поджигателей. Почти весь район между Покровкой и Мясницкой в пределах бульварного кольца не горел в огне 1812 года, поэтому ряд французских ведомств тут и расположился. Удивительно, что посольство Армении стоит неподалёку, в одноимённом переулке.
Детали потолка. Изображения грифонов — излюбленный мотив купечества и буржуазии конца 19-начала 20 веков. Конечно, не вся эта лепнина полностью сохранилась и пережила 20 век. Но, при реставрации, всё было восстановлено.
Потолок в соседнем зале — кабинете посла. В круглых вставках — сцены псовой охоты на разных зверей.
Вот, например, травля оленя собаками. Весьма модный сюжет в западноевропейской живописи.
Кстати, связь этого особняка с Беларусью появляется ещё в 18 веке. После раздела Речи Посполитой, в 1774 году город Гомель (тогда ещё совсем крошечный) включён в состав Российской империи, и первым его владельцем стал тот самый Пётр Румянцев-Задунайский, хозяин особняка. Гомель принадлежал Румянцевым до 1834 года, там сохранился их дворец.
Многое из интерьеров — уже новое.
У всех залов — совершенно разные потолки.
Позолоченные элементы декора. Купеческий кич Митрофана Грачёва.
В конце 19 века в этом доме жил хозяин, купец Грачёв. Однако, часть помещений он сдавал под различные конторы. Метафизическая связь с Беларусью продолжается, и тут размещается правление Либаво-Роменской железной дороги, соединившей Минск, Бобруйск и Гомель. Сюда, в эти залы, в 1912 году въехало московское отделение электротехнической компании Сименс и Гальске. В 1918 году тут разместился электротехнический трест центрального района Москвы.
Спускаемся обратно по лестнице на первый этаж.
А теперь идём исследовать подвалы, сейчас хозяйственные помещения посольства. Вокруг нас — сводчатые помещения 1780-х годов. Сохранилась даже одностолпная палата – в 17 веке так строили основные этажи зданий, в конце 18-го – только подвалы.
На многих кирпичах — клейма 18 века. Такие клейма ставились в 1782-1802 годах, что соответствует дате постройки усадьбы.
Лестница в соседнюю подвальную палату.
А это печка 18 века.
Окно для засыпки угля и дров с Маросейки.
На месте посольского двора когда-то находился сад Румянцевых. Слева — доходный корпус Грачёвых, второй половины 19 века. Новое здание справа — это деловой и культурный центр посольства, открытый в 2015 году.
Заходим в его фойе. Нас встречает герб Беларуси и шести областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилёвская) и города Минска.
Проектировалось это всё белорусскими архитекторами и дизайнерами. Тематика залов культурного центра — времена года. Каждый этаж соответствует своему сезону. Первый этаж с предыдущей фотографии был летом. Это, например, зал «зима» на втором этаже. Пол из бразильского мрамора, обработанного в Беларуси. Всё остальное из белорусских материалов.
Зал «осень» на третьем этаже. Вместо штор — дождь из металлических цепочек. Справа — интересная скамейка.
Зал «весна» на чертвёртом этаже. Это музыкально-литературная гостиная. На стене — рисунки белорусской художницы Анны Силивончик. Она изобразила праздник «Гукание весны» (кликанье весны — аналог масленицы).
А это конференц-зал на 234 места.
Потолок зала оформлены странными фигурками, напоминающими белорусские соломенные обереги-пауки.
Опустили занавес. Он тоже оказался не простым.
Тяжеленный занавес представляет собой медную кольчугу с вставками из ткани.
А это янтарный герб в зале встреч белорусской диаспоры.
Ещё в новом здании есть ресторан, оформленный в соответствующем духе.
Соседний зал интереснее. Сверху — стеклянные капельки, а снизу — мозаика из плиточки.
С включенным светом капельки смотрятся интереснее.
Пол имитирует микс из разной метлахской плитки. А в стене слева — ещё и замаскированные ящики, но ручки выдают их.
Зал для фуршетов в современной части посольства Беларуси
Опять же народные мотивы и современные материалы.
Вот такое оно — посольство Беларуси. Удивительно старое и такое же новое.
Спасибо всем сотрудникам посольства, благодаря которым эта съемка одного из самых удивительных зданий Москвы стала возможной.