В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Двадцать лучших советских мозаик Москвы

Auto Date Четверг, марта 25, 2021

mosaics-cover

В последние годы усилился интерес к советской мозаике. Ведь на ней можно видеть не только советские символы и строителей коммунизма. Многие из мозаик – настоящие произведения искусства, пока не получившие соответствующего статуса.

Посмотреть советскую мозаику —>

Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.

В столице находится большое количество мозаичных произведений советского периода, с лучшими из которых мы хотим вас познакомить. Сразу заметим, что в нашем обзоре не будет мозаик, размещенных в метро. Также не будем упоминать известные мозаики, находящиеся в зданиях ограниченного доступа (таких как ГВЦ Госплана или МИФИ) и недоступные обычному человеку.

Мозаики выбраны субъективно и приведены в хронологическом порядке. При подготовке обзора использована статья историка архитектуры Анны Броновицкой «Триумф мозаики» (2015).

Надо заметить, что мозаика – искусство древнее, первые мозаики появились еще до нашей эры. История мозаики в России связана с опытами Михаила Ломоносова в XVIII веке. В XIX веке прославилась династия мозаичистов Фроловых. В их мастерской выполнялись заказы для царской семьи и русской православной церкви. Были и частные заказы, это мозаика для особняков и доходных домов.

После Октябрьской революции мозаичные мастерские были закрыты. Фактическое возрождение мозаики в СССР начнется в 1930-е годы. Это связано с планами постройки Дворца Советов, который предполагалось обильно украсить мозаикой. Дворец не был построен, но многие из созданных наработок были использованы в мозаичных композициях в московском метро.

Сразу после смерти Сталина была начата борьба с так называемыми «архитектурными излишествами». К ним были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны), а с ними и монументальная скульптура и лепнина. Постепенно возник новый архитектурный стиль, который сейчас называют советским модернизмом. Здания советского модернизма снаружи и внутри часто украшены мозаиками, так как они не были отнесены к «излишествам».

В 1960-х-1980-х мозаичное искусство переживает в Советском Союзе настоящий расцвет и становится важной частью модернистской среды. Мозаичные панно появляются на фасадах и в интерьерах самых разных общественных зданий — научно-исследовательских и учебных институтов, министерств, музеев, кинотеатров, кафе, магазинов, а иногда и на торцах жилых домов. При этом стиль мозаичных изображений иногда довольно далеко отклонялся от предписанного социалистического реализма, доходя даже до прямой абстракции, яростно осуждаемой в это время в живописи.

В это же время художники-монументалисты сообразили, что мозаику можно делать из недорогих материалов. Например, мозаики на торцах залов Дворца пионеров в Москве выполнены из простого и силикатного кирпича, поддающегося окраске. Для главного фасада был выбран материал побогаче — крупные, не поделенные на тессеры куски смальты, яркой, но простого химического состава — по сути, просто цветное стекло.

Дворец пионеров — фактически первое значительное здание, построенное в Москве после архитектурно-строительной реформы 1955 года. Он мог быть другим, среди конкурсных проектов были здания от маститых авторов, выдержанные в традиционном духе. Но был выбран проект молодых архитекторов, которым для реализации была предоставлена полная свобода. Приехавший 1 июня 1962 года на открытие Дворца Никита Сергеевич Хрущев выразил свое одобрение словами: «Такая архитектура мне нравится!». Тем самым мозаика получила начальственную санкцию.

 

Дворец пионеров. Улица Косыгина 17. Е.Аблин, А.Губарев, Г.Дервиз и другие, 1962.

Мозаики здесь много, и в основном она типично советская. Пионеры, трубящие в трубы, марширующие и сажающих деревья, яркое солнце, профиль Ленина, дети у костра…

Заметим, в июле 2021 года предполагается начать масштабную реставрацию Дворца, которая займет два года. Мозаику планируется сохранить.

 

а1

 

а2

 

а3

 

Панорама «Бородинская битва». Кутузовский проспект 38. Б.Тальберг, 1962.

Панорама была открыта 18 октября 1962 года. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона», площадью по 75 квадратных метров каждое. Мозаики выдержаны в сочетании двух основных цветов: серого и красного. По стилю напоминают книжную иллюстрацию.

а4

 

а5

а6

 

 

Стадион Юных пионеров. Ленинградский проспект 29. Э.Жерносек, М.Потикян, 1964.

В 1964 году художники — монументалисты Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян украсили ограду Стадиона Юных пионеров двумя панно на тему детского спорта, площадью по 18 кв.м.

В 2009 году стало известно, что на территории стадиона планируется масштабное строительство. В присвоении статуса объекта культурного наследия мозаикам было отказано. Однако после многочисленных выступлений градозащитников представители девелоперской компании заложили восстановление мозаик в проект благоустройства будущего жилищного комплекса. В мае 2017 года мозаики были демонтированы. После реставрации они вернулись на новое место поблизости от старого в декабре 2019 года. Заметим, что событие это нерядовое для столицы, факт возвращения мозаик отметил в своем инстаграме даже мэр Москвы Сергей Собянин.

а7

а8

 

 

Гидрометцентр. Большой Предтеченский пер 11. Художник неизвестен, 1965.

а9 а10

 

НПО Сапфир. Щербаковская 53. В.Гулов, Б.Казаков, Я.Скрипков, С.Тер-Григорян, 1967.

а11 а12 а13

 

 

Здание конференц-зала Совета экономической взаимопомощи. Новый Арбат 36. 1968.

Архитектор комплекса СЭВ Михаил Посохин, главный архитектор Москвы, после успеха Калининского проспекта мог позволить себе практически все. Даже, казалось бы, немыслимое в советское время: полностью абстрактную мозаику, целиком опоясывающую невысокий цилиндрический объем конференц-зала.

Композиция в серых тонах, в которой, при некотором усилии воображения, можно увидеть вспышки салюта, выполнена из фактурных бетонных элементов и натурального камня венгерскими мастерами по эскизам художника Григория Опрышко.

а14

 

 

Здание школы. Варшавское шоссе 12. «Космонавт», Ю.Королев, 1969.

а15

 

Автовокзал. Щелковское шоссе, 75. «Моя Родина», Ю.Королев, 1972.

Центральный автовокзал, построенный в 1971 году, прекратил работу в апреле 2017 года. Старое здание было снесено. В нем находилось мозаичное панно «Моя Родина», которое украшало зал ожидания на втором этаже. На нем не было Ленина, рабочих, советских символов, сюжеты самые обычные – православный храм, семья, парящий космонавт.

Заново построенный автовокзал был открыт в октябре 2020 года. В январе 2021 года рядом с ним было размещено отреставрированное мозаичное панно. Теперь оно для сохранности помещено в стеклянный короб.

а16

 

Кафе «Времена года». Улица Крымский Вал 9, стр. 32. «Осень», художник неизвестен, 1972.

Кафе «Времена года» было построено в Парке Горького в 1968 году. Оно было громадным, одновременно там могли находиться 1200 человек. Его размеры объяснялись тем, что посещение Центрального парка культуры и отдыха являлось обязательной частью культурной программы проходивших в Москве форумов и конференций. Делегации, подчас весьма крупные, после прогулки требовалось где-то кормить.

В советское время оно было очень популярно благодаря выгодному расположению и отсутствию альтернатив. В условиях рыночной экономики оно разорилось, покинутое здание ждало своей очереди на снос. Однако ему повезло. Центр современной культуры «Гараж» (тогда еще не музей) заказал знаменитому архитектору Рему Колхасу реконструкцию кафе. В результате в 2015 году здание получило новую жизнь, став музеем. При реконструкции была бережно сохранена мозаика «Осень» у лестницы.

а17

 

Институт Физкультуры. Сиреневый бульвар 4. «Эстафета», К.Тутеволь, 1972.

Клавдия Александровна Тутеволь — ученица Александра Дейнеки. В советское время была известным художником-мозаичистом, единственная женщина — профессор монументального искусства в МГХИ им. Сурикова. Художница стремилась воплотить в образах бегущих юношей и девушек символ вечного стремления человечества к прогрессу. Красивые фигуры бегунов полны силы, напряжения, радостной взволнованности.

а18

 

 

Штаб юной добровольной пожарной дружины. Московский проспект 4. Художник неизвестен, 1972.

а19

 

 

Станция нейтрализации у Станции техобслуживания легковых автомобилей. Варшавское шоссе 170Г стр.21. Г. Белоярцева-Вайсберг, 1973.

а20

 

 

НПО ЦНИИТМАШ. Шарикоподшипниковская улица 4. Н.Миронова, 1974.

а21

 

 

Дом оптики. Проспект Мира 176. «Макромир-микромир», Е.Казарянц, 1974.

Зелено-голубая композиция вдохновлена полузапретным сюрреализмом. Узнаваемая реальность занимает лишь центр. Под планетой Земля сосредоточены разнообразные линзы и призмы, справа же и слева — мир воображаемый, который, предположительно, можно увидеть под микроскопом или же в телескоп.

а22

 

 

Центральный экономико-математический институт. Нахимовский проспект 47. В. Васильцов, Э.Жаренова, 1976.

Так называемое «Ухо», а на самом деле – «Лента Мёбиуса» на фасаде здания. Лента приглянулась архитектору здания Леониду Павлову самим фактом возможности физического воплощения понятия бесконечности, а также мотивом постоянного ускользания, в конечном счете, нереализуемости даже самых, казалось бы, хорошо просчитанных замыслов. Для ЦЭМИ, который так и не помог советской экономике стать эффективной, это приобрело неожиданный дополнительный смысл.

Нынешнее состояние скульптуры не радует, каркас сильно проржавел, а бетонная оболочка начала трескаться. Ее давно могли бы демонтировать. К счастью, просто так это сделать нельзя, потому что она ещё в 1992 году признана объектом культурного наследия регионального значения (само здание, кстати – нет). Ведь в те времена не требовалось ждать, пока памятнику исполнится 40 лет.

а23

 

 

Типография «Детская книга». Сущевский вал 49. И.Бережной, 1979.

Композиция мозаичного панно имеет сложный составной сюжет, посвященный образованию подрастающего поколения и определяющей роли в нем детской литературы. Не обошлось здесь и без цитаты Ленина.

В 1990-х годах здание типографии перешло в частные руки, и мозаичное панно было завешено рекламными баннерами. Долгое время москвичи и не вспоминали о существовании мозаики, хотя одиночные обращения о необходимости демонтажа рекламных конструкций были. В то время владельцы всерьез считали, что мозаика не представляет никакой художественной ценности!

Наконец, в 2013 году, когда по всей Москве начался массовый демонтаж наружной рекламы, была снята громадная реклама нижнего белья и взорам москвичей открылась историческая мозаика. Но радоваться было рано – типографию собирались сносить.

Однако при реконструкции комплекса типографии и возведении здесь жилого и бизнес-квартала было решено сохранить и отреставрировать мозаику. Для Москвы этот случай если и не единственный, то по-настоящему редкий. В 2019 реставрация была завершена, и сейчас панно стало частью фасада строящегося современного делового центра JAZZ. Площадь мозаики 483 кв. м. Стоимость работ по укреплению и реставрации панно составила более 10 млн. руб.

а24

 

 

Библиотека 2-го медицинского института имени Пирогова. Ул. Островитянова 1с5. «Исцеление человека», Л.Полищук, С.Щербинина, 1979.

Громадные нефтяные деньги, хлынувшие в советский бюджет в 1970-е годы, позволяли строить с размахом. Медицинский институт занял большой квартал на углу Ленинского и улицы Островитянова. Стены его библиотеки было решено покрыть мозаикой. Художникам выпал исторический шанс высказаться в таком масштабе: панно имеет площадь более 2 тысяч квадратных метров. Вопреки всем законам монументального искусства, ключевые элементы композиции размещены прямо на углах. Мозаика посвящена медицине, ее части называются «Исцеление», «Спасение», «Рождение» и «Надежда». Символизм, искаженные пропорции, резкая графичность тени производили тревожное впечатление.

Открытие библиотеки в октябре 1979 года вызвало громкий отклик в прессе. Главный советский идеолог и гонитель диссидентов Михаил Суслов лично приехал посмотреть, чем вызван такой шум. Постоял перед мозаиками 40 минут, ничего не сказал и уехал. Ничего антисоветского в мозаиках не было, а было явно не время нападать на формализм и сюрреализм, ведь на следующий год предстояла Московская Олимпиада. Пришлось продемонстрировать, что советское руководство не против современных тенденций в монументальном искусстве.

а25 а26 а27 а28

 

 

ДК «Серп и молот». С марта 2018 года находится в кафе «Прогресс», Волоколамское шоссе 1. Художник неизвестен, 1980-е.

Тенденция последних лет: частные лица спасают мозаики от уничтожения, договариваясь и выкупая их со сносимых предприятий, а потом продают. В итоге советская мозаика становится отличным украшением кафе, баров и ресторанов.

а29

 

 

Магазин «Женская мода». Измайловское шоссе 6. Е.Романова, 1982.

а30 а31

 

 

Дворец молодежи. Комсомольский проспект 28. Ю.Королев, 1987.

Конкурс на здание Дворца молодежи был объявлен еще в 1965 году. Дворец анонсировали к олимпиаде, потом к всемирному фестивалю молодежи, а в строй он вступил только в 1987 году. Поверхность громадного фриза заполняют строящие коммунизм современники в эстетике Александра Дейнеки, последняя крупная работа известного художника-монументалиста Юрия Королева. Но их видно плохо, они скрыты под развитым выносом крыши и рекламными щитами.

а32 а33 а34 а35

 

**

Советская монументальная мозаика – удивительное явление, без преувеличения, мирового масштаба. К сожалению, в наше время она исчезает с громадной скоростью. Мозаики сносят вместе со зданиями, сбивают, чтобы не тратиться на реставрацию, замуровывают под новыми фасадами. Они срочно нуждаются в учете, атрибуции, реставрации и постановке на охрану.

Если посмотреть на другие бывшие советские республики, то наибольший интерес к советской мозаике проявляется в тех странах, которые имеют напряженные отношения с Россией. Да, это Грузия и Украина. Энтузиасты проделали в этих странах громадную работу по фиксации и атрибуции мозаик. В результате в немецком издательстве DOM Publishers изданы путеводители по грузинским и украинским мозаикам. Впрочем, в дальнейших планах этого издательства стоит и выпуск книг о мозаике российских регионов.

 

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Комментировать с помощью Facebook: